Дело №02а-0034/2023
77RS0017-02-2022-021259-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«20» марта 2023 года г. Москва
Нагатинский районный суд г. Москвы в составе
председательствующего федерального судьи Акопян Г.Ж.,
при секретаре Гришаевой М.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ефремовой Галины Александровны к руководителю Государственной инспекции труда в Москве фио, Государственной инспекции труда г. Москвы о признании незаконным бездействие ГИТ, выразившееся в умышленном не проведении проверки работодателя по фактам нарушений трудового законодательства, принятии мер к пресечению ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, об обязании провести проверку по фактам нарушений трудового законодательства, -
УСТАНОВИЛ:
Ефремова Г.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к руководителю Государственной инспекции труда в Москве фио, Государственной инспекции труда г. Москвы, согласно которому просит признать незаконным бездействие ГИТ, выразившееся в умышленном не проведении проверки работодателя - ФНС России по фактам нарушений трудового законодательства, неоднократно указанных в заявлениях; предпринять меры к пресечению ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей сотрудниками ГИТ под руководством фио; обязать фио провести проверку ФНС России по фактам нарушений трудового законодательства, указанных в заявлениях с привлечением максимально компетентных и беспристрастных сотрудников.
В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что 01.03.2022 и 27.04.2022 Ефремовой Г.А. зарегистрированы жалобы на сайте Государственной Инспекции Труда в городе Москве (далее - ГИТ) http://онлайнинспекция.рф/cabinet по факту нарушения трудовых прав - одностороннего изменения трудового договора работодателем - Федеральной Налоговой Службой России. Данные жалобы были закрыты ГИТ со статусом «Проблема закрыта» без какого-либо решения проблемы, с умышленным введением в заблуждение заявителя. ГИТ закрывала обращения статусом «Проблема закрыта» на основании отсутствия заполненной заявителем формы, которую ГИТ не присылала заявителю, бездействовала прикрываясь тем, что, обращение по мнению ГИТ, не связано с разрешением вопросов о непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан. На жалобу от 01.03.2022 был выслан формальный ответ 05.03.2022 с требованием заполнить некую форму согласия на предоставление сведений работодателю о ее личности, которая отсутствовала в сообщении. На повторную жалобу от 27.04.2022 был выслан формальный ответ 09.05.22 под тем же формальным предлогом - заполнение некой формы, 11.05.2022 закрыта статусом «Проблема решена». Заявитель не может заполнить некую секретную форму, которую ему не прислали. 11.05.2022 начальник неизвестного для административного истца отдела ГИТ Т.С. Кочкова оправдала бездействие ГИТ тем, что, обращение не связано с разрешением вопросов о непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
23.06.2022 Ефремовой Г.А. с электронного адреса git77@rostrud.ru получено сообщение №ПГ/15942 за подписью заместителя руководителя ГИТ фио в связи направленной 10.06.2022 в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) жалобой на бездействие должностных лиц ГИТ, согласно которому обращение Ефремовой Г.А. не рассмотрено надлежащим образом, в связи с отсутствием заполненного ею согласия на предоставление сведений. Однако, бланк согласия на предоставление сведений не был направлен Ефремовой Г.А. сотрудниками ГИТ. 16.08.2022 г. административным истцом была направлена претензия по факту бездействия, умышленного введения в заблуждение заявителя и фальсификацию результатов работы ГИТ в порядке требований ФЗ от 22.07.2020 №248-ФЗ. 01.09.2022 г. был получен документ ПГ/211939/10-30981 за подписью руководителя ГИТ фио, который радостно указал, что заявителю уже было отказано в судебном заседании 20.04.2022 г. и то, что в силу ст.ст. 357,381,382 ТК РФ ГИТ установлены ограничения по применению мер инспекторского реагирования по вопросам, находящимся на рассмотрении суда, а также по вопросам, которые разрешены в судебном заседании. Таким образом, со стороны ГИТ не было осуществлено никаких действий, направленных на реализацию основных задач ГИТ, обозначенных в ст. 255 ТК РФ. Действия, направленные на примирение, исправление ситуации, ГИТ не предпринимались.
Административный истец Ефремова Г.А. в судебное заседание явилась, административные исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика фио в судебное заседание явился, административные исковые требования не признал.
Заслушав участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11).
В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса Российской Федерации государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
Согласно ч. 1 ст. 354 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов.
В силу абз. 11 ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
В соответствии с ч.2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
В соответствии с ч.1 ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В соответствии со ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами, если иное не установлено ТК РФ.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 324, Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии со ст. 12 Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Согласно ст. 10 Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ) Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 Закона № 59-ФЗ;
уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований ч. 2 ст. 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Положение о системе электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф" (далее - Положение) утверждено Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 30 июня 2016 года N 246.
Согласно пункту 1.2 Положения система электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф" - это информационная система Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, состоящая из клиентоориентированных онлайн-сервисов и обеспечивающая дистанционное интерактивное взаимодействие федеральной инспекции труда, работников и работодателей по вопросам повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Указанным Положением утвержден Регламент эксплуатации сервиса "Сообщить о проблеме" системы электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф".
Сервис "Сообщить о проблеме" размещается на площадке единого информационного портала Роструда в системе электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф", ссылка на сервис в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", это интерактивный сервис системы электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф" обеспечивающий авторизованных пользователей возможностью направить обращение в электронной форме в территориальный орган Роструда.
Обращение Пользователя - заполненная электронная экранная форма заявления, поступившая на портал Федеральной службы по труду и занятости посредством сервиса "Сообщить о проблеме" в форме электронного документа. В случае одобрения опубликования проблемы (при отсутствующем шаблоне автоматической отправки) Пользователю предлагается самостоятельно отправить обращение в компетентный орган, информация о которой представлена на Портале. В случае одобрения сообщения о проблеме модератором (при наличии шаблона автоматической отправки), сообщение о проблеме отправляется в компетентный государственный орган без участия Пользователя.
По итогам рассмотрения обращения в ТОР Пользователь информируется о принятом решении средствами электронной почты и через функционал Личного кабинета, если указан соответствующий пункт в поле "Информация о заявителе", ответ направляется на указанный Пользователем почтовый адрес (пункты 1.2, 3.8, 4.5, 5.3 Регламента).
Согласно ч. 4 ст. 59 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» сведения о личности гражданина, как лица, направившего заявление (обращение), могут быть предоставлены контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу только с согласия гражданина, направленного в контрольный (надзорный) орган.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Ефремова Г.А. 01.03.2022 и 27.04.2022 обратилась в ГИТ по г.Москве путем направления электронного обращения через сайт http://онлайнинспекция.рф/cabinet по факту нарушения ее трудовых прав, что не оспорено в ходе судебного разбирательства.
Указанные обращения поступили в ГИТ по г.Москве 02.03.2022 вх. № 77/7- 6769-22-ОБ, и 28.04.2022 вх. № 77/7-15374-22-ОБ.
Ответом от 09.03.2022 № 77/7-6769-22-ОБ/Ю-7339-ОБ/18-1302 Ефремовой Г.А. предложено, в соответствии с ч. 4 ст. 59 Федерального закона от 31.07.2020 № 248- ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон № 248-ФЗ), направить в адрес Инспекции согласие на предоставление работодателю ФНС России сведений о личности (форма была во вложении ответа от 09.03.2022 № 77/7-6769-22-ОБ/Ю-7339-ОБ/18-1302).
Согласие на предоставление работодателю ФНС России сведений о личности фио в адрес Инспекции не поступило.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановление от 10.03.2022 № 336) проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий Инспекцией в 2022 г. приостановлено, за исключением проверок (при условии согласования с органами прокуратуры), основаниями для проведения которых являются факты непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 24.03.2022 № Д24и-8436, положениями Закона № 248-ФЗ и Постановления от 10.03.2022 № 336 не предусмотрены критерии для определения непосредственной угрозы причинения вреда указанным охраняемым законом ценностям. В указанном случае решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимается на основании оценки конкретных обстоятельств. При этом оценка обоснованности такого решения дается органами прокуратуры при согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
При этом в целях реализации положений Постановления от 10.03.2022 № 336 понятие «непосредственная угроза» подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования контрольных (надзорных) органов неминуемо влечет наступление негативных последствий.
Кроме того, данное понятие включает в себя прямую причинно-следственную связь между нарушением обязательных требований и причинением конкретным лицам (к примеру, жителям конкретного территориального образования, приобретателям конкретного товара) вреда определенной категории (к примеру, распространение конкретного заболевания, разрушение конкретного оборудования и так далее).
Для установления факта причинения вреда или угрозы причинения тяжкого вреда здоровью и жизни необходимо учитывать положения приказа Минздрава России от 24.04.2008 № 194-н «Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека».
28.04.2022 в адрес Инспекции поступило повторное обращением Ефремовой Г. А. (без согласия на предоставление работодателю сведений о личности) по вопросам нарушении трудового законодательства ФНС России в части невыплаты заработной платы в полном размере; нарушения порядка оплаты расходов, связанных со служебной командировкой; невыдачи расчетных листков при выплате заработной платы.
Согласие на предоставление работодателю ФНС России сведений о личности фио в адрес Инспекции не поступило.
В связи с ограничениями, установленными Постановлением от 10.03.2022 № 336, в соответствии с ч.1 ст. 45, ст.49 Закона № 248-ФЗ, п.21 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, Инспекцией ФНС России объявлено и направлено предостережение о недопустимости нарушения требований с абз.7 ч.2 ст. 22 ТК РФ, ч.б ст. 136 ТК РФ, ст. 167 ТК РФ, ст. 168 ТК РФ, ч. 1 ст. 136 ТК РФ, о чём фио была проинформирована мотивированным ответом от 11.05.2022 № 77/7-15374-22-ОБ/Ю-16321-ОБ/18-1302. Одновременно был разъяснен порядок обращения в суд.
31.05.2022 г. в Инспекцию поступил ответ ФНС России на направленное предостережение, из которого следует, что работодателем не представляется возможным исполнить вышеуказанное предостережение без указания сведений о точности работника, чьи права были нарушены, о чем было сообщено административному истцу ответом заместителя руководителя ГИТ в г. Москве от 21.06.2022 г. № ПГ/15942/10-22236-ОБ/18-1180 на обращение административного истца от 14.06.2022 г. о несогласии с действиями (бездействием) должностных лиц ГИТ при рассмотрении обращений истца. Повторно разъяснен порядок проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий ГИТ в г. Москве и обращения в суд.
На обращение административного истца от 16 августа 2022 года по вопросу несогласия с действиями (бездействием) должностных лиц ГИТ в г. Москве за подписью руководителя ГИТ в г. Москве фио был дан ответ 30.08.2022 г. за № ПГ/21939/10-30981-ОБ/1413, что не оспаривалось административным истцом в ходе судебного разбирательства.
Проанализировав положения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных суду доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Ефремовой Г.А. административных исковых требований к руководителю Государственной инспекции труда в Москве фио, Государственной инспекции труда г. Москвы о признании незаконным бездействие ГИТ, выразившееся в умышленном не проведении проверки работодателя по фактам нарушений трудового законодательства, принятии мер к пресечению ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, об обязании провести проверку по фактам нарушений трудового законодательства, поскольку направленные административному истцу ответы с разъяснениями непосредственно касались поставленных в обращениях вопросов; подготовлены в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения, даны в рамках предоставленной административному ответчику компетенции и при соблюдении установленного порядка, а также при наличии к тому оснований.
Полученные ответы по своей сути не удовлетворяют административного истца, однако это не может рассматриваться как незаконное решение, действие (бездействие) должностных лиц (органа) при рассмотрении обращения Ефремовой Г.А., поскольку принятие мер реагирования по фактам, изложенным в поступивших обращениях граждан, является прерогативой данных органов.
Административный истец не доказал факта нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а утверждения административного истца об обратном основаны на выборочном, избирательном толковании положений действующего законодательства; обращение считается рассмотренным не только в случае удовлетворения содержащейся в нем просьбы; несогласие с содержанием ответов не свидетельствует о незаконности действий (бездействии) административного ответчика при рассмотрении обращения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Ефремовой Галины Александровны к руководителю Государственной инспекции труда в Москве фио, Государственной инспекции труда г. Москвы о признании незаконным бездействие ГИТ, выразившееся в умышленном не проведении проверки работодателя по фактам нарушений трудового законодательства, принятии мер к пресечению ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, об обязании провести проверку по фактам нарушений трудового законодательства оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Нагатинский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Г.Ж. Акопян
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 27 марта 2023 года
1