Дело № 3а-392/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2017 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Леганова А.В.,
при секретаре Хуаде Р.Н.,
с участием прокурора Пономаревой П.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску председателя Краснодарского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» < Ф.И.О. >1 о защите избирательных прав,
установил:
Председатель Краснодарского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» (далее – РОПД «ЯБЛОКО») < Ф.И.О. >1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит:
- признать незаконным бездействие избирательной комиссии Краснодарского края, выразившееся в непринятии решения по вопросу регистрации < Ф.И.О. >1 уполномоченным представителем регионального отделения РОПД «ЯБЛОКО»;
- обязать избирательную комиссию Краснодарского края принять решение о регистрации < Ф.И.О. >1 уполномоченным представителем регионального отделения РОПД «ЯБЛОКО»;
- признать незаконным решение избирательной комиссии Краснодарского края от <...> с названием «О действиях избирательных комиссий по приему, обработке документов и принятию решений в связи с представленными избирательным объединением «Краснодарское региональное отделение РОПД «ЯБЛОКО» документами по выдвижению кандидатов и краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края шестого созыва».
В ходе судебного разбирательства административный истец < Ф.И.О. >1 уточнил заявленные административные исковые требования и с учетом данного уточнения просил суд:
- признать незаконными действия избирательной комиссии Краснодарского края, выразившиеся в непринятии решения о регистрации < Ф.И.О. >1 уполномоченным представителем Краснодарского регионального отделения РОПД «ЯБЛОКО»;
- обязать избирательную комиссию Краснодарского края совершить предусмотренные действующим российским законодательством действия по регистрации поданных <...> избирательных документов от регионального отделения РОПД «ЯБЛОКО».
В судебном заседании <...> административный истец настаивал на удовлетворении уточненных административных требований по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель избирательной комиссии Краснодарского края < Ф.И.О. >4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска. Пояснил, что решение избирательной комиссии о приостановлении принятия решения по поступившим от Краснодарского регионального отделения РОПД «ЯБЛОКО» было единственно возможным, поскольку от бюро РОПД «ЯБЛОКО» поступили документы, согласно которым решением бюро от <...> приостановлена деятельность всех руководящих органов Краснодарского регионального отделения РОПД «ЯБЛОКО», председатель отделения < Ф.И.О. >1 вышел из членов партии, а Краснодарское РОПД «ЯБЛОКО» не проводило конференцию по выдвижению списка кандидатов и кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края шестого созыва. В связи с возникшей неопределенностью комиссия приняла решение о приостановлении принятия решения до получения от уполномоченных органов их правовой позиции по вопросу правомочности состоявшейся <...> конференции Краснодарского регионального отделения РОПД «ЯБЛОКО». Обращает внимание на то, что до настоящего времени окончательные ответы на запросы из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю и Центральной избирательной комиссии Краснодарского края не поступили.
Прокурор < Ф.И.О. >5 в судебном заседании в заключении указала, что уточненный административный иск подлежит удовлетворению в части, поскольку избирательной комиссией Краснодарского края не было принято предусмотренное законом решение. Решение суда, по мнению прокурора, следует обратить к немедленному исполнению.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и возражений, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск подлежащим частичному удовлетворению с учетом его уточнения по следующим основаниям.
Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от <...> <...>-П «О назначении даты выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края шестого созыва» на <...> назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края шестого созыва.
Согласно части 1 статьи 17 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края» (далее - Закон <...>-КЗ), избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, вправе, а избирательное объединение, выдвинувшее краевой список кандидатов, обязано назначить представителя (представителей, но не более пяти), уполномоченного (уполномоченных) в соответствии с настоящим Законом представлять избирательное объединение по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения в выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края, за исключением финансовых. Избирательное объединение, выдвинувшее краевой список кандидатов, обязано назначить в порядке, установленном статьей 48 настоящего Закона, уполномоченного представителя по финансовым вопросам.
В судебном заседании установлено, что <...> административным истцом < Ф.И.О. >1 в соответствии с требованиями к перечню документов, установленными частью 5 статьи 24 Закон <...>-КЗ, представлены в избирательную комиссию Краснодарского края соответствующие документы Краснодарского регионального отделения РОПД «ЯБЛОКО» по выдвижению кандидатов и краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края шестового созыва.
Согласно части 4 статьи 17 Закона <...>-КЗ, на основании поступивших документов о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, указанных в части 3 настоящей статьи, избирательная комиссия Краснодарского края принимает решение о регистрации (об отказе в регистрации) уполномоченных представителей избирательного объединения.
Регистрация уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего кандидата по одномандатному избирательному округу и (или) краевой список кандидатов, производится одновременно с принятием избирательной комиссией Краснодарского края решения о заверении краевого списка кандидатов. При представлении в избирательную комиссию Краснодарского края избирательным объединением, выдвинувшим только кандидатов по нескольким одномандатным избирательным округам, документов для регистрации своего уполномоченного представителя (своих уполномоченных представителей) вместе с указанными в части 5 статьи 24 настоящего Закона документами, либо только документов для регистрации своего уполномоченного представителя (своих уполномоченных представителей) избирательным объединением, выдвинувшим только кандидата по одному одномандатному избирательному округу, а также при представлении таких документов избирательным объединением, выдвинувшим кандидата по одномандатному избирательному округу и (или) краевой список кандидатов, на более поздних этапах избирательной кампании (взамен прекратившего свои полномочия или дополнительно к ранее назначенным) решение об их регистрации (об отказе в регистрации) принимается избирательной комиссией Краснодарского края в течение трех дней со дня представления установленных документов.
Решение о регистрации (об отказе в регистрации) уполномоченного представителя избирательного объединения оформляется соответствующим постановлением избирательной комиссии Краснодарского края.
Основаниями для отказа в регистрации уполномоченного представителя избирательного объединения могут служить установленные действующим законодательством ограничения в реализации избирательных прав граждан Российской Федерации - отсутствие гражданства Российской Федерации, возраст менее 18 лет, наличие вступившего в законную силу решения суда о признании гражданина Российской Федерации недееспособным, отбывание наказания в местах лишения свободы по приговору суда, а также отсутствие необходимых документов либо недостоверность сведений, содержащихся в представленных для его регистрации документах.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что по поступившим документам о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения принимается только одно из двух возможных решений: о регистрации уполномоченных представителей избирательного объединения либо об отказе в такой регистрации. При этом срок для принятия соответствующего решения, предусмотренного частью 4 статьи 17 Закона <...>-КЗ, истек <...>.
Вместе с тем, избирательной комиссией Краснодарского края <...> принято решение приостановить рассмотрение документов о регистрации уполномоченного представителя избирательного объединения – Краснодарское региональное отделение РОПД «ЯБЛОКО» до получения от уполномоченных органов их правовой позиции по вопросу правомочности состоявшейся <...> конференции Краснодарского регионального отделения РОПД «ЯБЛОКО».
До настоящего времени никакое иное решение по представленным <...> Краснодарским региональным отделением политической партии РОПД «ЯБЛОКО» документам по выдвижению кандидатов и краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края, подписанным < Ф.И.О. >1, избирательной комиссией Краснодарского края не принято, что и составляет незаконность приведенных действий избирательной комиссии в их совокупности, а также нарушает права < Ф.И.О. >1
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что избирательная комиссия Краснодарского края уклоняется от принятия предусмотренного законом решения по представленным документам о регистрации уполномоченного представителя избирательного объединения, а соответствующие доводы административного иска обоснованными.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ «Об избирательной комиссии Краснодарского края», избирательная комиссия Краснодарского края при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края является вышестоящей комиссией для избирательных комиссий, сформированных на территории Краснодарского края.
Согласно части 3 статьи 23 Устава Краснодарского края, проведение выборов, референдумов и опросов в крае обеспечивает система избирательных комиссий, возглавляемая избирательной комиссией Краснодарского края.
Суд критически относится к доводам представителя административного ответчика, приведенных в возражениях на административный иск, о невозместим принятия иного решения, кроме как о приостановлении принятия предусмотренного законом решения, поскольку из вышеприведенных правовых норм следует, что при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края избирательная комиссия Краснодарского края является высшей избирательной комиссией, обеспечивающей проведение данных выборов. Направление запросов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и Управление министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю не могут служить уважительными причинами для непринятия предусмотренного законом решения по представленным документам о регистрации уполномоченного представителя избирательного объединения.
Вместе с тем, поскольку принятие соответствующего решения по представленным < Ф.И.О. >1 от имени Краснодарского регионального отделения РОДП «ЯБЛОКО» документам относится к исключительной компетенции избирательной комиссии Краснодарского края, суд считает необходимым удовлетворить уточненный административный иск в части, признав действия избирательной комиссии Краснодарского края, выразившиеся в уклонении от принятия решения о регистрации либо об отказе в регистрации в качестве уполномоченных представителей избирательного объединения и обязав административного ответчика принять соответствующее решение.
Удовлетворять административные исковые требования < Ф.И.О. >1 полностью означало бы возложить на избирательную комиссию Краснодарского края обязанность по принятию однозначного решения о регистрации уполномоченных представителей избирательного объединения, что, в свою очередь, являлось бы вмешательство в полномочия избирательной комиссии Краснодарского края.
Согласно части 6 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, немедленному исполнению подлежат решение суда о включении гражданина в список избирателей и другие решения, если они обращены судом к немедленному исполнению по правилам, установленным статьей 188 настоящего Кодекса. К немедленному исполнению не может быть обращено решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов, а также об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
В соответствии с частью 2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Рассматривая ходатайство административного истца об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд считает его подлежащим удовлетворению, поскольку замедление исполнения решения суда может нанести ущерб интересам административного истца ввиду следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона <...>-КЗ, выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательными объединениями либо в порядке самовыдвижения может осуществляться в течение периода, который начинается через 3 дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края и заканчивается за 45 дней до дня голосования.
Согласно части 2 статьи 19 Закон <...>-КЗ, выдвижение краевых списков кандидатов избирательными объединениями начинается не ранее чем через 3 дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края и заканчивается за 50 дней до дня голосования.
С учетом того обстоятельства, что выборы депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края шестого созыва назначены на <...>, выдвижение краевых списков кандидатов избирательными объединениями заканчивается <...>.
Таким образом, не обращение настоящего решения суда к немедленному исполнению может привести к невозможности выдвижения кандидатов и краевого списка кандидатов избирательным объединением.
Запрета на обращение к немедленному исполнению решений и определений суда по данной категории споров Кодексом административного судопроизводства РФ не установлено.
Руководствуясь статьями 175-180, 243-244, 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
уточненные требования административного иска председателя Краснодарского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» < Ф.И.О. >1 о защите избирательных прав – удовлетворить частично.
Признать незаконными действия избирательной комиссии Краснодарского края, выразившиеся в уклонении от принятия решения о регистрации либо об отказе в регистрации в качестве уполномоченных представителей Краснодарского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по итогам рассмотрения представленных данным избирательным объединением <...> документов по выдвижению кандидатов и краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края шестого созыва, в порядке и срок, предусмотренные частью 4 статьи 17 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края».
Обязать избирательную комиссию Краснодарского края в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 17 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края», принять решение о регистрации либо об отказе в регистрации в качестве уполномоченных представителей Краснодарского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по представленным данным избирательным объединением <...> документам, подписанным < Ф.И.О. >1, по выдвижению кандидатов и краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края шестого созыва.
Обязать избирательную комиссию Краснодарского края в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда сообщить суду и административному истцу об его исполнении.
В остальной части административный иск – оставить без удовлетворения.
Обратить настоящее решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия настоящего решения, что не приостанавливает исполнение настоящего решения.
Судья: