2-1383/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2020 года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,
при секретаре Ступниковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Лысикова В.В. к Департаменту здравоохранения Орловской области, Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области, бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Поликлиника №5» об обязании обеспечения лекарственными препаратами, взыскании денежных средств,
установил:
Лысиков В.В. обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечения лекарственными препаратами, взыскании денежных средств, в обоснование которого указал, что он является инвалидом второй группы, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения необходимыми лекарственными препаратами.
ДД.ММ.ГГ истцом перенесена операция на сердце в центре кардиологии. Для дальнейшего лечения ему были назначены следующие лекарственные препараты: <данные изъяты>
На основании заключения врачебной комиссии БУЗ Орловской области «Поликлиника№5» из назначенных лекарственных препаратов истцу были выписаны рецепты на бесплатное получение только части препаратов, имеющихся в наличии аптечной сети: <данные изъяты>
Отметил, что все указанные препараты являются для него жизненно необходимыми и их неполучение повлечет прогрессирование заболеваний, в связи с чем он был вынужден приобретать необходимые лекарственные препараты за свой счет.
На основании изложенного Лысиков В.В. просит суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить его лекарственными препаратами: <данные изъяты> до их отмены лечащим врачом.
В судебном заседании истец Лысиков В.В., его представитель Пехтерев Г.Н. неоднократно уточняли исковые требования, представили заявление об уточнении исковых требований от 22.09.2020 г. в котором просили суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Лысикова В.В. бесплатно лекарственными препаратами: <данные изъяты> до отмены их назначения лечащим врачом, взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области, БУЗ Орловской области «Поликлиника №5» в пользу Лысикова В.В. денежные средства на приобретение лекарственных препаратов в размере 37190, 27 рублей.
Представитель истца Пехтерев Г.Н., Лысиков В.В. требование об обязании ответчика предоставить бесплатно лекарственное средство «Клапидогрел» не поддержали, также не поддержали требование о взыскании понесенных расходов на лекарственные препараты, приобретенные в 2019 г. В остальной части исковые требования просили удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области Пензева М.И. не признала исковые требования. При этом право истца на бесплатное лекарственное обеспечение не оспаривала. Указала, что по причине отсутствия заявок от БУЗ Орловской области «Поликлиника №5», Департамент здравоохранения Орловской области не был уведомлен о необходимых истцу лекарственных препаратах, а также о назначении ему лекарственных препаратов в соответствии с заключениями врачебных комиссий.
Представитель третьего лица ГУП Орловской области «Орелфармация» Злобина Т.А. в судебном заседании исковые требования Лысикова В.В. не признала, пояснила, что истец был обеспечен лекарственными препаратами. Поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве.
Представитель ответчика БУЗ Орловской области «Поликлиника №5» о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Департамента финансов Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще, представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть настоящее дела в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, изучив письменные материалы гражданского дела, выслушав присутствующих, приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований Лысикова В.В. по следующим основаниям.
В силу положений части 1 статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Как следует из положений пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В силу положений статьи 10 этого Федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Положениями Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрена возможность предоставления категориям граждан, указанным в Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
При этом, исходя из положений статей 6.1, 6.2 указанного Федерального закона инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.
Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно предусмотрено бесплатное предоставление неработающим инвалидам второй группы всех лекарственных средств, средств медицинской реабилитации, калоприемников, мочеприемников и перевязочных материалов (по медицинским показаниям).
Кроме того, на основании статьи 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В статье 19 этого Федерального закона предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Из толкования статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» следует, что на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложены как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению данных мероприятий.
Постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 № 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, которая в разделе III (Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно) предусматривает право граждан на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы при болезнях системы кровообращения; а в разделе V предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» утвержден Перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
«Ривароксабан», «Спиронолактон», «Бисопролол», «Аторвастатин», лекарственные препараты, которые входит в Перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р утвержден Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, включающий лекарственные препараты «Азилсартан», «Лерканидипин», «Клопидогрел» (Плавикс).
Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.
В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно статье 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее: Положение).
В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1610, предусмотрена также обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2019 № 742 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее: Программа), предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.
Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13.08.2009 № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».
В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.
Судом установлено, что Лысиков В.В., №*** года рождения, является инвалидом второй группы инвалидности, установленной бессрочно. Истец страдает заболеванием <данные изъяты>
В соответствии со справкой Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области Лысиков В.В. с 01.01.2020 по 31.12.2020 имеет право на бесплатное обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.
Согласно заключению врача кардиолога БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница» от 30.09.2019 Лысикову В.В. рекомендованы: <данные изъяты> с указанием на необходимость выписки препаратов по торговому наименованию через заключения врачебной комиссии медицинской организации по месту жительства истца.
Необходимость лечения истца спорными лекарственными средствами также подтверждена также выписками из медицинской карты Лысикова В.В. БУЗ Орловской области «Поликлиника №5» от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ.
Из представленной медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях на имя истца, копий протоколов заседаний врачебных комиссий БУЗ Орловской области «Поликлиника №5» следует, что для возможности обеспечения истца бесплатными лекарственными препаратами ежемесячно проводились врачебные комиссии, на основании заключения которых Лысикову В.В. назначались необходимые ему лекарственные средства.
БУЗ Орловской области «Поликлиника №5» направлялась в адрес Департамента здравоохранения Орловской области заявка на лекарственные препараты, медицинские изделия для обеспечения граждан за счет средств федерального бюджета на 2020 г., в которую были включены спорные лекарственные средства и для обеспечения Лысикова В.В. Кроме того, учреждением здравоохранения ДД.ММ.ГГ направлено письмо с просьбой перераспределить для Лысикова В.В. лекарственные препараты <данные изъяты>
Вместе с тем, согласно указанных выписок, истцу частично выписывались рецепты на необходимые ему жизненно важные лекарственные препараты, с указанием о возможности предоставления рецептов на оставшиеся лекарственные препараты по мере их поступления в аптечную сеть.
Факт ненадлежащего обеспечения истца необходимыми лекарственными средствами также подтверждается и ответом Департамента здравоохранения Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** в котором сообщалось о планируемом периоде поставки препаратов <данные изъяты> только в третьей декаде марта 2020 г.
Кроме того, согласно протоколу заседания врачебной комиссии №*** от ДД.ММ.ГГ Лысикову В.В. рекомендован прием препарата <данные изъяты> В связи с этим БУЗ Орловской области «Поликлиника № 5» ДД.ММ.ГГ направило обращение в адрес ответчика с просьбой перераспределить данный препарат за счет региональной льготы.
Согласно реестру выписанных Лысикову В.В. в 2020 г. лекарственных препаратов, истец был обеспечен спорными лекарственными препаратами не в полном объеме и не своевременно. Так, за период времени с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ осуществлено обеспечение истца согласно рецепту от ДД.ММ.ГГ на лекарственный препарат <данные изъяты> в количестве 2 упаковок, а также по рецептам, ранее находившимся на отсроченном обеспечении от ДД.ММ.ГГ на препарат <данные изъяты> в количестве 4 упаковок, от ДД.ММ.ГГ на препарат <данные изъяты> в количестве 4 упаковок.
Из карты учета лекарственных средств гражданина, имеющего право на получение набора социальных услуг за период времени с 26.08.2020 следует, что Лысикову В.В. 26.08.2020 были выписаны рецепты на бесплатное обеспечение следующих лекарственных препаратов: <данные изъяты> остальные лекарственные средства истцом получены не были.
В связи с неполучением бесплатно жизненно необходимых Лысикову В.В. препаратов, он был вынужден приобретать спорные медицинские препараты за свой счет, что подтверждается кассовыми чеками и товарными чеками от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ.
Доказательств обеспечения истца Лысикова В.В.. на момент рассмотрения дела лекарственными препаратами в полном объеме в соответствии с рекомендациями врачей, суду не представлено.
При этом суд учитывает, что согласно пункту 6 «Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность», утвержденных Приказом Минздрава России от 11.07.2017 № 403н, отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли. В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки (далее - отсроченное обслуживание): рецепт с пометкой "statim" (немедленно) обслуживается в течение одного рабочего дня со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт с пометкой "cito" (срочно) обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
Пунктом 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 предусмотрено, что в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей - инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
Аналогичные положения содержатся и в Методических рекомендациях «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг», одобренных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 10.07.2006 года, согласно которым в случае отсутствия необходимых лекарственных средств в аптечном учреждении, рецепт ставится на учет для гарантированного обеспечения в течение 10 дней, в срочных случаях - 48 часов и регистрируется в журнале. Пациенту возвращается рецептурный бланк, погашенный штампом аптечного учреждения (с указанием адреса и номера, отметкой даты постановки на гарантированное обеспечение). По результатам работы за день информация о лекарственных средствах гарантированного обеспечения передается в фармацевтическую организацию, осуществляющую поставки лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения в субъекте Российской Федерации на основании договора с фармацевтической организацией, заключившей Государственный контракт с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования и аптечными учреждениями (далее - ФОР). Все обращения аптечных учреждений по неудовлетворенному спросу регистрируются, обрабатываются и анализируются ФОР (пункт 1.16).
В случае отсутствия лекарственного средства в ФОР информация об отсутствующих лекарственных средствах в течение одного дня передается в фармацевтическую организацию оптовой торговли, осуществляющую поставку, хранение и отпуск лекарственных средств, указанных в Перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, утвержденном в установленном порядке в соответствии с Государственным контрактом, заключенным с ТФОМС (далее - ФО), которая организует поставку лекарственных средств на территорию субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с момента регистрации рецепта в аптечном учреждении. Информация о возможности поставки необходимого лекарственного средства направляется в аптечное учреждение (пункт 1.17).
В случае отсутствия в ФО необходимого лекарственного средства, ФО обеспечивает закупку и поставку лекарственного средства в аптечное учреждение в течение 6 рабочих дней (пункт 1.18).
При невозможности ФО поставить необходимые лекарственные средства в указанные сроки, она информирует об этом ФОР и аптечное учреждение, после чего руководитель аптечного учреждения предпринимает меры по обеспечению пациентов лекарственными средствами из имеющихся запасов или закупает медикаменты по ценам, не превышающим цены, зарегистрированные Росздравнадзором в установленном порядке с учетом предельной торговой надбавки на лекарственное средство в течение десяти рабочих дней с момента обращения пациента в аптечное учреждение, с учетом срока, предусмотренного пунктом 1.18 (пункт 1.19).
С учетом того, что лекарственные препараты Лысикову В.В. назначены БУЗ Орловской области «Поликлиника №5» по жизненным показаниям, не обеспечение истца лекарственными средствами своевременно и в полном объеме нарушается право истца на своевременное и бесперебойное получение жизненно важных лекарственных средств на безвозмездной основе, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Лысикова В.В. к Департаменту здравоохранения Орловской области.
Суд считает необходимым обязать ответчика Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление Лысикову В.В. лекарственных препаратов <данные изъяты> вплоть до отмены препаратов лечащим врачом.
Суд также приходит к выводу и о частичном удовлетворении исковых требований Лысикова В.В. о взыскании с расходов на приобретение указанных лекарственных препаратов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 15 данного кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При этом суд принимает во внимание, что истец нуждался в бесплатном обеспечении спорными лекарственными препаратами, которыми истец не был обеспечен в полном объеме. В связи с чем суд приходит к выводу о наличии вины Департамента здравоохранения Орловской области в причинении истцу убытков в виде затрат на приобретение лекарственных препаратов в сумме 31426 рублей, приобретенных истцом в период 2020 г., из которых 3216.30 рублей на приобретение <данные изъяты>
На основании изложенного, в соответствии с положениями статей 15, 1064, 1069 ГК РФ, суд считает необходимым взыскать с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу Лысикова В.В. в счет возмещения затрат на приобретение лекарственных средств 31426 рублей.
При этом суд критически относится к доводам представителя ответчика Департамента здравоохранения Орловской области о соблюдении прав истца, поскольку не предоставление истцу лекарственных средств связано с тем, что БУЗ Орловской области «Поликлиника№5» сведения о потребности истца в бесплатных лекарственных средствах передавались ответчику не в полном объеме.
Из толкования статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» следует, что на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложены организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, а также финансовые полномочия по бюджетному сопровождению данных мероприятий.
В соответствии с пунктом 11 указанного выше Положения Департамент здравоохранения Орловской области Департамент осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных ему государственных унитарных предприятий Орловской области и государственных учреждений Орловской области (далее также - государственные организации Орловской области) в подведомственной сфере деятельности, в том числе: назначает на должности и освобождает от должностей руководителей подведомственных государственных учреждений Орловской области и государственных унитарных предприятий Орловской области, назначает исполняющего обязанности руководителя подведомственного государственного учреждения Орловской области, государственного унитарного предприятия Орловской области; контролирует полноту и качество осуществления подведомственными государственными организациями Орловской области переданных полномочий; осуществляет контроль за качеством оказываемых государственных услуг (выполняемых работ) государственными организациями Орловской области, подведомственными Департаменту; осуществляет контроль за соблюдением сроков и последовательности действий при оказании государственных услуг (выполнении работ) медицинскими организациями, подведомственными Департаменту, в соответствии с утвержденным государственным заданием.
Принимая во внимание приведенные выше законодательные нормы, с учетом положений Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденное Постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 399, суд приходит к выводу о том, что ответчик, осуществляя свои полномочия по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами в соответствии с законодательством РФ в рамках координации деятельности медицинских организаций на территории субъекта РФ, в том числе и подведомственных учреждений, к числу которых относится и БУЗ Орловской области «Поликлиника №5», должен осуществлять контроль за деятельностью учреждений, в частности по выдаче рецептов на льготное лекарственное обеспечение нуждающимся гражданам, предоставлении необходимых заявок на льготное лекарственное обеспечение, и при выявлении недостатков в такой деятельности, принять соответствующие меры по устранению этих недостатков. Однако, Департаментом здравоохранения Орловской области мер по контролю за деятельностью учреждения здравоохранения по своевременному льготному лекарственному обеспечению истца, с учетом его организационно-управленческих полномочий, связанных с поддержанием бесперебойного предоставления гражданам необходимых лекарственных препаратов, не принимались, что повлекло нарушение прав истца на своевременное получение жизненно важных лекарственных средств на безвозмездной основе. Указанные причины, по мнению суда, и привели к нарушению Департаментом здравоохранения Орловской области прав истца на охрану здоровья, гарантированные государством.
Поскольку суд пришел к изложенным выше выводам, и возложении обязанности по возмещению затрат на приобретение лекарственных препаратов именно на Департамент здравоохранения Орловской области, суд не усматривает правовых оснований для взыскания понесенных истцом расходов с ответчик БУЗ Орловской области «Поликлиника №5», производящим назначение истцу лекарственных препаратов по жизненным показаниям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Лысикова В.В. к Департаменту здравоохранения Орловской области, Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области об обязании выписывать своевременно рецепты на получение лекарственного препарата, обеспечения лекарственным препаратом, взыскании денежных средств удовлетворить частично.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление Лысикову В.В. лекарственных препаратов <данные изъяты> вплоть до отмены препаратов лечащим врачом.
Взыскать с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу Лысикова В.В. в счет возмещения затрат на приобретение лекарственных средств 31426 рублей.
В удовлетворении исковых требований Лысикова В.В. к БУЗ Орловской области «Поликлиника №5» о взыскании денежных средств отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения суда.
Председательствующий Т.Н. Горбачева