Гражданское дело № 2-2697/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 12 сентября 2015 года
Енисейский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего Яковенко Т.И.,
при секретаре Кононовой Ю.Е.,
с участием представителя заявителя избирательного объединения Красноярского регионального отделения Политической партии ЛДПР – Сайгашкина <данные изъяты>., представителя заинтересованного лица избирательной комиссии муниципального образования Енисейский район Красноярского края – Пистер <данные изъяты>., представителя заинтересованного лица Енисейского районного Совета депутатов Красноярского края – Елистратовой <данные изъяты>., заинтересованного лица – Кушаковой <данные изъяты>., представителя заинтересованного лица Кушаковой <данные изъяты>. – Суворова <данные изъяты>.,
старшего помощника Енисейского межрайонного прокурора Насибулиной <данные изъяты>.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению избирательного объединения Красноярского регионального отделения политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России о признании незаконным бездействия избирательной комиссии муниципального образования Енисейский район Красноярского края в аннулировании регистрации кандидата в депутаты Енисейского районного Совета депутатов Кушаковой <данные изъяты>, выдвинутой избирательным объединением в составе общетерриториального списка, возложении обязанности на избирательную комиссию муниципального образования Енисейский район Красноярского края аннулировать регистрацию кандидата в депутаты Кушаковой <данные изъяты> в составе общетерриториального списка кандидатов в депутаты Енисейского районного Совета депутатов Красноярского края,
УСТАНОВИЛ:
Избирательное объединение Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР обратилось в суд с названным заявлением.
Требования мотивировало тем, что решением избирательной комиссии муниципального образования Енисейский район Красноярского края Кушакова <данные изъяты> зарегистрирована кандидатом в депутаты Енисейского районного Совета депутатов Красноярского края пятого созыва в составе списка кандидатов в депутаты, выдвинутого избирательным объединением Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России. Решением Высшего Совета ЛДПР № 226 от 25 августа 2015 года принято решение об исключении кандидата в депутаты Кушковой <данные изъяты> из общетерриториального списка кандидатов в депутаты Енисейского районного Совета депутатов Красноярского края. Исключение политической партией лица из списка кандидатов обусловлено действиями (бездействием) данного лица, несовместимыми с законными интересами выдвинувшей его политической партии, осуществлено на основе мотивированного решения и не носит дискриминационный и произвольный характер. Соответствующие документы были направлены в избирательную комиссию муниципального образования Енисейский район Красноярского края почтовым отправлением 25.08.2015 года, и получены ею 07.09.2015 года.
Ссылаясь на положения п. 2 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», заявитель полагает, что избирательная комиссия была обязана принять решение об аннулировании регистрации данного кандидата. Однако до настоящего времени такого решения ею не было принято, в виду чего считает бездействие избирательной комиссии незаконным, нарушающим избирательные права избирательного объединения.
В судебном заседании представитель заявителя Сайгашкин <данные изъяты>., действующий на основании доверенности от 04.09.2015 года, заявление поддержал по основаниям, в нем изложенным.
Представители заинтересованных лиц избирательной комиссии муниципального образования Енисейский район Красноярского края - Пистер <данные изъяты>. и Енисейского районного Совета депутатов - Елистратова <данные изъяты>. в судебном заседании полагали заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Заинтересованное лицо Кушакова <данные изъяты> и ее представитель Суворов <данные изъяты> в судебном заседании также полагали заявление необоснованным, просили отказать в его удовлетворении.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Нисибулиной <данные изъяты>., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии со ст. 259 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Согласно ч. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 12 июня 2012 г. № 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
По общему правилу, о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата в депутаты, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу (пункты 1, 2 статьи 33 указанного закона).
Согласно подпункта "к" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" устав политической партии должен содержать положения, определяющие основания и порядок отзыва выдвинутых политической партии, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющим право участвовать в выборах кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, порядок исключения кандидатов из выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющим право участвовать в выборах, списков кандидатов.
В соответствии с пунктом 32 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избирательное объединение в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом и (или) уставом избирательного объединения, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, а также в порядке, предусмотренном его уставом, исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им списка кандидатов. Кандидат, выдвинутый по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, может быть отозван не позднее, чем за пять дней до дня голосования, а кандидат, включенный в список кандидатов, может быть исключен из этого списка не позднее, чем за 15 дней до дня голосования, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 статьи 76 настоящего Федерального закона.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в постановлении от 9 ноября 2009 г. N 16-П, приведенные законоположения в системе действующего правового регулирования предполагают, что исключение политической партией конкретного лица из списка кандидатов в депутаты обусловлено действиями (бездействиями) этого лица, несовместимыми с законными интересами выдвинувшей его политической партии, осуществляется на основе мотивированного решения и не носит дискриминационный и произвольный характер. Политическая партия не вправе после представления списка кандидатов в избирательную комиссию исключать из него кого-либо из кандидатов, руководствуясь одной лишь политической целесообразностью.
При этом Конституционным Судом Российской Федерации отмечено, что выявленный им конституционно-правовой смысл п. 32 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ и подп. "к" п. 2 ст. 21 Федерального закона "О политических партиях" является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что отдельные кандидаты, включенные избирательным объединением в список кандидатов, зарегистрированный избирательной комиссией, могут быть исключены из этого списка избирательным объединением в порядке, предусмотренном его уставом (п. 32 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, подп. "к" п. 2 ст. 21 Федерального закона "О политических партиях"). В связи с этим судам надлежит проверять полномочия органа избирательного объединения, принявшего указанное решение, соблюдение им порядка принятия решений. В этих целях следует истребовать копию устава избирательного объединения, регулирующего порядок выдвижения кандидатов (списков кандидатов), а также исключения кандидатов из таких списков. Кроме того, необходимо учитывать, что решение избирательного объединения об исключении гражданина из выдвинутого этим объединением и зарегистрированного избирательной комиссией списка кандидатов не может быть произвольным, должно быть мотивированным и обусловленным конкретными действиями (бездействием) данного лица, которые несовместимы с законными интересами избирательного объединения.
Таким образом, указанные действия (бездействие) кандидата должны быть в достаточной мере описаны (приведено) и им в решении избирательного объединения должна быть дана оценка с позиции перечисленных в уставе оснований отзыва зарегистрированных кандидатов.
Решение об отзыве кандидата, списка кандидатов представляется в соответствующую избирательную комиссию не позднее, чем за пять дней до дня голосования (в том числе повторного голосования). Если кандидат, список кандидатов был зарегистрирован, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов избирательная комиссия принимает решение об аннулировании регистрации кандидата, списка кандидатов (п. 31 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата (списка кандидатов) аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, решения избирательного объединения об отзыве кандидата (списка кандидатов), представленных в данную избирательную комиссию в соответствии с пунктами 30, 31 или 32 статьи 38 настоящего Федерального закона, а также в связи со смертью кандидата.
По смыслу пункта 2 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избирательная комиссия вправе аннулировать регистрацию кандидата, если решение избирательного объединения об отзыве кандидата соответствует вышеприведенным требованиям закона и устава партии, а также подано в установленный законом срок.
В судебном заседании установлено, что решением Енисейского районного Совета депутатов Красноярского края № 44-557р от 19 июня 2015 года назначены выборы депутатов Енисейского районного Совета депутатов Красноярского края пятого созыва.
Кушакова <данные изъяты> была включена в общетерриториальный список кандидатов в депутаты, выдвинутый решением конференции избирательного объединения КРО Политической партии ЛДПР. Решением избирательной комиссии муниципального образования Енисейский район Красноярского края от 08.08.2015 г. № 13/48-1 произведена регистрация данного списка. 20.07.2015 года Кушаковой <данные изъяты> в избирательную комиссию муниципального образования Енисейский район Красноярского края подано заявление о даче согласия избирательному объединению КРО ПП ЛДПР баллотироваться кандидатом в депутаты Енисейского районного Совета депутатов, а также предоставлены необходимые документы.
Пунктом 5.11 Устава Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России закреплено право Высшего Совета партии принимать решения об исключении кандидатов из списка, в том числе, органов местного самоуправления, а также об отзыве кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в депутаты органов местного самоуправления (п.п. «н» в п. 5.11 Устава). Согласно п.п. «в» п. 5.12 Устава основанием для исключения и отзыва лиц, указанных в п.п. «м», «н», «п» п. 5.11 Устава вляется, в том числе совершение действий, порочащих репутацию члена партии и наносящих моральный ущерб партии.
Из материалов дела и пояснений представителей заявителя, избирательной комиссии следует, что 7 сентября 2015 года в территориальную избирательную комиссию Енисейского района Красноярского края, исполняющую также полномочия избирательной комиссии данного муниципального образования, почтовой связью поступило сопроводительное письмо координатора КРО ПП ЛДПР Натарова <данные изъяты> об исключении Кушаковой <данные изъяты> из зарегистрированного списка кандидатов в депутаты Енисейского городского Совета депутатов Красноярского края пятого созыва с приложенными документами: выпиской из протокола заседания координационного совета КРО ЛДПР от 25.08.2015 г. № 15/01, которым решено в соответствии с п. 6.10 Устава партии исключить из списка кандидатов в депутаты Енисейского районного Совета депутатов Красноярского края, в том числе Кушакову <данные изъяты>.; выпиской из протокола заседания Высшего Совета ЛДПР от 25.08.2015№ 226 в/с о согласовании решения Координационного Совета КРО ПП ЛДПР об исключении Кушаковой <данные изъяты>. из указанного списка кандидатов в депутаты, и решением Высшего Совета КРО ЛДПР об исключении Кушаковой <данные изъяты> из списка кандидатов в депутаты Енисейского городского Совета депутатов на основании п.п. «и» п. 6.10 Устава.
9 сентября 2015 года в избирательную комиссию муниципального образования Енисейский район от представителя данного избирательного объединения поступило также решение Высшего Совета политической партии ЛДПР за № 226 в/с от 25.08.2015 года об исключении Кушаковой <данные изъяты>. из списка кандидатов в депутаты Енисейского районного Совета депутатов Красноярского края на основании п.п. «н» п. 5.11 и п.п. «в» п. 5.12 Устава ПП ЛДПР (зарегистрировано комиссией вх. № 129 от 09.09.2015 г.).
Письмом от 10.09.2015 года председателем избирательной комиссии муниципального образования Енисейский район Красноярского края Пистер <данные изъяты>. КРО ПП ЛДПР отказано в удовлетворении обращения об исключении из списка кандидатов в депутаты Кушаковой <данные изъяты>., то есть отказано в аннулировании регистрации данного кандидата, со ссылкой на поступление необходимых для исключения ее из списка кандидатов в депутаты документов с нарушением установленного Законом срока.
Как следует из материалов дела, и положений Устава ЛДПР у координационного Совета КРО ЛДПР отсутствовали полномочия на решение вопроса об исключении из списка кандидатов в депутаты Кушаковой <данные изъяты> так как в силу положений п. 5.11 Устава ЛДПР право принятия решения об исключении кандидата из списка органов местного самоуправления закреплено за Высшим Советом ЛДПР. При этом, представленное в избирательную комиссию решение Высшего Совета ЛДПР от 25.08.2015 № 226/ в/с содержало ссылку на исключение Кушаковой <данные изъяты>. из списка кандидатов в депутаты от данного избирательного объединения на основании п.п. «и» п. 6.10 Устава (то есть на основании решения координационного Совета, которое также было представлено вместе с данным решением), что противоречит положениям Устава ЛДПР, так как такое право координационному Совету ЛДПР в силу положений Устава не предоставлено.
При этом направленные КРО ЛДПР в избирательную комиссию документы не содержат мотивов, которые явились основанием для исключения из списка зарегистрированного кандидата Кушаковой <данные изъяты>
09.09.2015 года в избирательную комиссию муниципального образования Енисейский район Красноярского края от представителя данного избирательного объединения поступило и было зарегистрировано решение Высшего Совета ЛДПР об исключении из списка кандидатов депутаты Кушаковой <данные изъяты> на основании п.п. «н» п. 5.11, и п.п «в» п. 5.12 Устава ЛДПР, также без указания конкретных мотивов вынесенного решения, и в нарушение установленного пунктом 31 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ срока для его предоставления в избирательную комиссию.
При таких обстоятельствах избирательная комиссия муниципального образования Енисейский район Красноярского края обоснованно приняла решение об отказе избирательному объединению КРО ПП ЛДПР в аннулировании регистрации кандидата Кушаковой <данные изъяты> в виду чего суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления избирательного объединения о признании незаконным бездействия избирательной комиссии в аннулировании регистрации данного кандидата и возложении обязанности на избирательную комиссию аннулировать регистрацию кандидата в депутаты Кушаковой <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░ 18 ░░░. 55 ░░░.
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░