Дело № 2-215
08 мая 2013 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Шумихинский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Леоновой Л.А.
при секретаре Сероевой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумиха 08 мая 2013 года гражданское дело по иску Федоровой Ю.С. к Администрации МО « ***» о включении в список для обеспечения жилыми помещениями и предоставлении жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Федорова Ю.С. обратилась в суд с иском к Администрации МО « ***», указывая, что относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать Я. является инвалидом 2 группы с <Дата>, сведения об отце записаны со слов матери.
<Дата> истцу был назначен попечитель О. В связи со смертью попечителя, <Дата> попечителем назначена Л.
В <Дата> истец закончила МОУ СОШ № *** ***, в <Дата> закончила *** государственный университет. В настоящее время является вольным слушателем аспирантуры.
Собственного жилья не имеет, жилье за ней не закреплялось. О том, что она находится под особой защитой государства и должна быть обеспечена жильем не знала и ей это не разъяснялось.
В <Дата> она обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жильем. Но, поскольку, ей исполнилось 23 года, она уже не относится к категории детей-сирот.
Просит обязать Администрацию МО « ***» включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением по договору района специализированного жилого помещения. Обязать Администрацию МО « ***» предоставить ей жилое помещение жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования « ***» ***.
В судебном заседании истец Федорова Ю.С. на удовлетворении исковых требований настаивала, пояснив, что о своем праве на получение жилье как ребенку-сироте она узнала только в <Дата>, когда ей исполнилось 23 года. Представители органа опеки и попечительства объяснили, что « забыли» про меня, рекомендовали обратиться в суд.
Представитель Администрации МО « ***» в судебное заседание не явился. В заявлении, адресованном суду, просят рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования не признают.
3 лицо – представитель Сектора по опеке и попечительству Администрации *** в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании <Дата> представитель 3 лица Пантелеева Н.И. исковые требования поддержала, пояснив, что истец действительно относилась к категории детей-сирот, но по их упущению, жилье за ней не было закреплено, она имеет право на получение жилья, но данное право не реализовано.
Судом в качестве 3 лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмете спора, привлечены - Главное Управление образования *** и Правительство ***.
Представители 3 лиц в судебное заседание не явились, направили отзывы на иск, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие, указав также, что в соответствии с ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона *** « О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой ( попечительством), в приемной семье» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях невозможным, исполнительным органом государственной власти ***, определенным Правительством ***, в порядке, установленном законодательством ***, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. В соответствии с Законом *** от <Дата> № *** « О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов *** отдельными государственными полномочиями *** по опеке и попечительству» однократное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений, является полномочиями органов местного самоуправления. Жилые помещения предоставляются по месту жительства таких детей. Решение о предоставлении жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения оформляется правовым актом органа местного самоуправления. Финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета ***.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов и т.д., возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей ( статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст. 6.1 Закона *** от <Дата> № *** «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют заявление о включении указанных лиц в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории *** (далее - список), в орган исполнительной власти ***, уполномоченный Правительством ***, либо в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ***, в случае их наделения государственными полномочиями *** по опеке и попечительству (далее - уполномоченный орган), по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, со дня достижения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 14 лет предусмотренных действующим законодательством оснований для предоставления указанным лицам жилых помещений.
Заявление о включении в список также могут представить в уполномоченный орган по месту их жительства дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до <Дата>.
В случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.
На основании ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» государственные полномочия субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями могут быть переданы органам местного самоуправления. В соответствии с п. 2 ст. 19 ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов РФ.
Законом *** от <Дата> № *** «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов *** отдельными государственными полномочиями *** по опеке и попечительству» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов *** наделены отдельными государственными полномочиями *** по опеке и попечительству, в том числе однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством ***, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также принятие решения о заключении на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с Приложением № *** к указанному выше Закону *** соответствующим органом местного самоуправления, которому передано государственное полномочие *** по опеке и попечительству, является ***.
Согласно Порядку предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является ***, утвержденному постановлением Правительства *** от <Дата> № *** «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилищный фонд), по договору найма специализированного жилого помещения предоставляется детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот по месту их жительства. Решение о предоставлении жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения оформляется правовым актом органа местного самоуправления (п.п. 2, 4).
Согласно п. 4 Порядка расходования субвенций на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства *** от <Дата> № *** «Об утверждении порядков расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий *** по опеке и попечительству», на основании заявок муниципальных образований Главное управление образования *** перечисляет субвенции в бюджеты муниципальных образований.
В судебном заседании установлено следующее.
Федорова Ю.С., в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, так как ее мать Я. является инвалидом 2 группы, по состоянию здоровья не может заниматься надлежащим образом воспитанием ребенка, сведения об отце в свидетельстве о рождении истца указаны со слов матери.
Постановлением Администрации *** № *** от <Дата> попечителем над несовершеннолетней Федоровой Ю.С. назначен О.
Постановлением Администрации *** № *** от <Дата> попечителем над несовершеннолетней Федоровой Ю.С. назначена Л.
Таким образом, Федорова Ю.С. имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Собственного жилья и закрепленного за ней жилья Федорова Ю.С. не имеет, что подтверждается справкой сектора по опеке и попечительства, ответами Управления Росреестра и *** филиала ГУП « ***».
Согласно диплому, <Дата> Федорова Ю.С. закончила ФГБОУ ВПО « *** государственный университет».
Собственником жилого дома ***, в котором зарегистрирована Федорова Ю.С. является ее мать Я. Данное жилое помещение также не закреплялось за Федоровой Ю.С.
По смыслу вышеприведенных норм права, основаниями для возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются – нуждаемость в жилом помещении, включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения ( до <Дата> – принятие на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органах местного самоуправления по месту жительства); отсутствие закрепленного жилого помещения или наличие закрепленного жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи; окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях; окончание службы в Вооруженных Силах РФ или возвращение из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы.
<Дата> Федорова Ю.С. достигла возраста 23 лет, до достижении указанного возраста на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении принята не была.
Суд считает, что за Федоровой Ю.С. может быть признано в судебном порядке право на внеочередное обеспечение жилым помещением после достижения 23-летнего возраста по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.34 Гражданского кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство.
На основании подпунктов 1,3 пункта 1 ст. 7 ФЗ от 24.04.2008г. № 48-ФЗ « Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются: защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно подпунктам 1,11 пункта 1 статьи 8 указанного закона к полномочиям органов опеки и попечительства относятся: выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов и попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Орган опеки и попечительства не принимал меры и не оказывал содействие попечителям в принятии мер по закреплению за истцом жилого помещения, не сообщил истцу о наличии у нее права обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании представитель сектора по опеке и попечительству Пантелеева Н.И. признала доводы истца, пояснив, что имеется вина органов опеки и попечительства в том, что истец не была принята на учет в качестве нуждающейся, а также в не закреплении за ней жилого помещения.
В соответствии с постановлением Администрации *** от <Дата> № *** норма предоставления жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв.м. общей площади на 1 человека.
При таких обстоятельствах исковые требования Федоровой Ю.С. подлежат удовлетворению в полном объеме, суд считает необходимым обязать Администрацию МО « ***» включить Федорову Ю.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения и предоставить Федоровой Ю.С. на территории *** благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 15 кв.м., соответствующее санитарным и санитарно-техническим нормам.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере ***.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд:
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Федоровой Ю.С. удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «***» включить Федорову Ю. С., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать Администрацию муниципального образования « ***» предоставить вне очереди Федоровой Ю. С. на территории *** благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 15 кв.м., соответствующее санитарным и санитарно-техническим нормам.
Взыскать с Администрации МО « ***» в пользу Федоровой Ю.С. расходы по уплате государственной пошлины в размере ***.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Шумихинский районный суд.
Судья: Л.А. Леонова