РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Коренево 13 мая 2015 года
Кореневский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Стрельцова А.Н.,
при секретаре Варваниной С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кореневского района Курской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Кореневский район» Курской области (далее МО «Кореневский район») и муниципальному казённому образовательному учреждению «Пушкарская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области (далее МКОУ «Пушкарская СОШ») о понуждении оборудовать образовательное учреждение системой видеонаблюдения,
УСТАНОВИЛ:
При проведении прокуратурой Кореневского района Курской области проверки соблюдения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних было установлено, что органом местного самоуправления, администрацией муниципального образования «Кореневский район», и МКОУ «Пушкарская СОШ» нарушаются требования действующего законодательства об охране здоровья несовершеннолетних и законодательства в сфере профилактики экстремизма и терроризма в образовательных учреждения, заключающее в отсутствии в МКОУ «Пушкарская СОШ» системы видеонаблюдения.
В связи с этим, действуя в интересах неопределённого круга лиц, прокурор Кореневского района Курской области, обратился в суд с иском к администрации МО «Кореневский район» и МКОУ «Пушкарская СОШ», в котором просит обязать администрацию МО «Кореневский район» выделить денежные средства на оборудование МКОУ «Пушкарская СОШ» системой видеонаблюдения, а образовательное учреждение обязать установить данную систему.
В судебном заседании представитель прокуратуры Кореневского района Курской области Рогач Ю.С. заявленные исковые требования поддержала, и в их обоснование показала, что организация деятельности МКОУ "Пушкарская СОШ" не соответствует требованиям законодательства об антитеррористической защищенности, поскольку в ходе проведенной прокуратурой Кореневского района проверки установлено отсутствие в здании образовательного учреждения системы видеонаблюдения.
В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
На основании пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с частью 1 стати 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденного Приказом Минрегиона от 29.12.2011 N 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Согласно Уставу МКОУ "Пушкарская СОШ" учредителем образовательного учреждения является администрация Кореневского муниципального района Курской области, имущество школы находится в ведении администрации Кореневского муниципального района.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, а также участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В нарушение указанных требований законодательства РФ администрация муниципального образования «Кореневский район» Курской области и МКОУ «Пушкарская СОШ» не обеспечивают проведение мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму, не принимают мер, к самостоятельному решению вопросов по оборудованию здания и помещений МКОУ «Пушкарская СОШ» системой видеонаблюдения.
По этим основаниям просила обязать администрацию муниципального образования «Кореневский район» Курской области выделить денежные средства для оборудования МКОУ «Пушкарская СОШ» системой видеонаблюдения в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а МКОУ «Пушкарская СОШ» течении 2 месяцев со дня поступления необходимых денежных средств установить в образовательном учреждении систему видеонаблюдения.
Представитель ответчика, администрации муниципального образования «Кореневский район» Курской области, Шулякова С.Е. в судебном заседании заявленные прокурором исковые требования о возложении обязанности провести финансирование установки системы видеонаблюдения в МКОУ «Пушкарская СОШ» признала в полном объеме, и не возражала против их удовлетворения.
В тоже время, считает срок, который просит установить прокурор для исполнения решения суда недостаточным, так как денежные средства на установку систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях Кореневского района в расходной части бюджета муниципального образования на 2015 года не запланирован. Бюджет Кореневского района дотационный, в настоящее время собственных средств для проведения данных работ нет, а потому для финансирования установки системы видеонаблюдения в МКОУ «Пушкарская СОШ» необходимо изыскать необходимые денежные средства и внести соответствующие изменения в бюджет района. В случае финансирования этих работ за счет дотаций областного бюджета, денежные средства могут быть выделены школе не ранее поступления этих дотаций.
По этим основаниям просила установить срок для исполнения решения суда не менее года.
Представитель ответчика, МКОУ «Пушкарская СОШ», Артюхова А.И. в судебном заседании также признала заявленные прокурором исковые требования о возложении обязанности установить систему видеонаблюдения на входе в здание школы и по периметру территории школы, и не возражала против их удовлетворения. Срок два месяца после поступления денежных средств, который просит установить прокурор для исполнения решения суда, считает достаточным для установки в образовательном учреждении системы видеонаблюдения.
Представитель третьего лица, Управления по образованию, опеке и попечительству администрации Кореневского района Курской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Принимая во внимание надлежащее извещение участвующих лиц о месте и времени судебного разбирательства по делу, на основании положений статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным провести судебное заседание в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителей ответчиков Шулякову С.Е. и Артюхову А.И., и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.
В пункте 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор ссылается на то, что непринятие администрацией Кореневского муниципального района и администрацией МКОУ «Пушкарская СОШ» мер по оборудованию здания школы системой видеонаблюдения не создает безопасные условия для обучения несовершеннолетних детей во время пребывания в школе, не способствует установлению антитеррористической защищенности учреждения образования.
Учитывая, что от неисполнения указанных мер в случае совершения террористических актов может пострадать любой несовершеннолетний, пребывающий на территории образовательного учреждения, суд приходит к выводу, что прокурор обоснованно обратился в суд с заявлением в защиту законных прав неопределенного круга лиц.
В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 названного Закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденного Приказом Минрегиона от 29.12.2011 N 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Из приложения «В» к Своду правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Указанные выше нормы законы устанавливают обязательное оборудование образовательных учреждений системами видеонаблюдения в целях обеспечения антитеррористической безопасности.
В тоже время в суде установлено, что прокуратурой Кореневского района Курской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о несовершеннолетних, о противодействии терроризму и экстремизму, в ходе которой установлено, что в МКОУ «Пушкарская СОШ» отсутствует система видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой.
Эти обстоятельства подтверждаются исследованным в судебном заседании актом проверки 19 марта 2015 года, и не оспаривались ответчиками.
Согласно Уставу МКОУ "Пушкарская средняя общеобразовательная школа" учредителем данного образовательного учреждения является администрация Кореневского муниципального района Курской области, а собственником имущества образовательного учреждения соответственно является муниципальное образование - "Кореневский район" Курской области, которая осуществляет финансирование деятельности школы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму", органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно, за счёт средств своих бюджетов.
Как следует из пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 г. № 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Согласно пунктов 1 и 3 части 1 статьи 15 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений образования.
Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
Поскольку обязанность по обеспечению безопасности в общеобразовательном учреждении возложена законом, как на учебное заведение, так и на администрацию муниципального образования, то администрация, являясь органом местного самоуправления и учредителем образовательного учреждения, должна обеспечивать финансирование работ по установке системы видеонаблюдения.
Доводы представителя ответчика, администрации Кореневского района, Шуляковой С.Е. о том, что в данном случае ссылка о необоснованности ссылки прокурора на положения Федерального закона от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и Свод правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденного Приказом Минрегиона от 29.12.2011 г. № 635/10, так как указанные законодательные акты определяют требования к вновь созданным после 2009 года общественным зданиям, в том числе зданиям образовательных учреждений, судом не может быть принята во внимание, поскольку положения указанного представителем ответчика законодательства подлежат системному толкованию в совокупности с иными нормами закона, устанавливающими требования по антитеррористической защищенности образовательных учреждений, и сами по себе не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора.
При таких обстоятельствах, руководствуясь системным толкованием указанных выше нормами Закона, и исходя из приоритета обеспечения безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьёй 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая отсутствие необходимых денежных средств на финансирование работ по установке системы видеонаблюдения как в бюджете МКОУ «Пушкарская школа», так и в бюджете муниципального образования «Кореневский район», необходимость изыскания источников финансирования и внесения соответствующих изменений в расходную часть бюджета муниципального района, суд считает необходимым установить срок для финансирования администрацией Кореневского района работ по установке системы видеонаблюдения в МКОУ «Пушкарская СОШ» - <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу, а для проведения указанных работ – <данные изъяты> со дня поступления денежных средств.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Кореневского района Курской области удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Кореневский район» Курской области выделить денежные средства на приобретение и установку в МКОУ «Пушкарская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области системы видеонаблюдения в здании и по периметру территории школы в течении <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать МКОУ «Пушкарская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области оборудовать здание и периметр территории школы по адресу: Курская область, Кореневский район, с.Пушкарное; системой видеонаблюдения в течении <данные изъяты> со дня поступления денежных средств.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд в течении месяца со дня вынесения через Кореневский районный суд Курской области.
Председательствующий А.Н.Стрельцов