Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-425/2014 ~ М-384/2014 от 22.01.2014

дело № 2-425/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                             5 февраля 2014 года

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Охотской Е.В.,

при секретаре Ткачевой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбаченко НА к администрации Зейского района Амурской области и администрации Октябрьского сельсовета Зейского района Амурской области о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации,

установил:

Горбаченко Н.А. на момент возникновения чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Зейского района в июле-августе 2013 года, постоянно проживала в принадлежащем Юнак В.Л., Юнак Е.В. и Юнак Г.В. жилом помещении по адресу: <адрес>. В результате чрезвычайной ситуации этот жилой дом был подтоплен.

Горбаченко Н.А. обратилась в суд с иском к администрации Зейского района Амурской области и администрации Октябрьского сельсовета Зейского района Амурской области, просит признать ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Зейского района в 2013 году, включить в списки граждан, пострадавших в ее результате, обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебное заседание истец Горбаченко Н.А. не явилась, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении требований настаивает.

Представитель ответчика администрации Зейского района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Из представленного отзыва следует, что ответчик просит в удовлетворении требований отказать, так как истцом не представлено доказательств причинения ущерба ее имуществу в результате чрезвычайной ситуации и пропущен срок для обращения за выплатой единовременной материальной и финансовой помощи, при этом доказательств уважительности пропуска срока не представлено.

Представитель ответчика администрации Октябрьского сельсовета Зейского района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Третьи лица Юнак В.Л., Юнак Е.В. и Юнак Г.В. в судебное заседание не явились, согласно рапорту судебного пристава по ОУПДС ОСП по Зейскому району от 5 февраля 2014 года следует, что вручить судебную повестку Юнак В.Л., Юнак Е.В. и Юнак Г.В. по адресу: <адрес> – по месту регистрации – не представилось возможным, так как по этому адресу они не проживают.

Представитель третьего лица министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, указывает, что истцом не представлено доказательств причинения ущерба ее имуществу в результате чрезвычайной ситуации.

Представители третьих лиц министерства финансов Амурской области, министерства пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области и правительства Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

Учитывая отсутствие ходатайств сторон и третьих лиц об отложении разбирательства дела, в силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при такой явке по имеющимся в деле доказательствам.

Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года №123-р на территории Амурской области введён режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

Распоряжением исполняющего обязанности главы Зейского района от 20 июля 2013 года № 347-р на территории Зейского района введён режим чрезвычайной ситуации в связи с затоплением автомобильной дороги в районе с. Ивановка.

Постановлением главы Октябрьского сельсовета от 6 августа 2013 года № 37 на территории Октябрьского сельсовета введён режим чрезвычайной ситуации.

Кроме того, факт чрезвычайной ситуации природного характера на территории Зейского района Амурской области, сложившейся в результате ливневых дождей и увеличением сброса воды через водосливную часть плотины Зейской ГЭС из Зейского водохранилища в июле-августе 2013 года, является общеизвестным и в силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ в доказывании не нуждается.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

По смыслу этого закона право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинён вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного

характера.

В целях реализации ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в соответствии со статьей 25 этого Федерального закона и статьей 81 Бюджетного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.

    В соответствии с положениями указанных Правил и Порядка предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной и финансовой помощи за счет средств

федерального и областного бюджетов в связи с частичной или полной утратой имущества.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 9 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 750, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства РФ выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10000 рублей на человека, но не более 50000 рублей на семью); оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество - 50000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100000 рублей на человека).

На основании пункта 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214, предусматривается выделение ассигнований из резервного фонда для выплаты пострадавшим гражданам при оказании единовременной материальной помощи 10000 рублей на человека (но не более 50000 рублей на семью); при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество 50000 рублей

на семью, за полностью утраченное имущество - 100000 рублей на семью.

Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется методическими рекомендациями по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, утверждёнными протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23 августа 2013 года № 21 (в редакции от 26 сентября 2013 года).

В соответствии с этими методическими рекомендациями единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации.

Финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, при условии, что такой дом (жилой дом), земельный участок с расположенным на нём жилым домом подтоплены (затоплены) водой в результате чрезвычайной ситуации.

При этом полная утрата имущества фиксируется, если жилой дом (жилое помещение) подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации при подъёме воды выше уровня пола помещения (первого этажа здания) с повреждением находящегося в нём имущества граждан, в иных случаях, при соблюдении условий этого пункта утрата имущества признается частичной.

В настоящее время действует Указ Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», в силу подпункта «б» пункта 2 которого Правительству Российской Федерации до 10 сентября 2013 года поручено принять решение о выплате за счёт средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100000 рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.

Постановлением Правительства Амурской области от 13 сентября 2013 года № 423, принятым во исполнение п. 6 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693, утверждён Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, согласно которому под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживающие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года.

    В соответствии с п. 2 указанного Порядка выплата помощи производится государственными казенными учреждениями Амурской области - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области гражданам, включенным в: а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации; б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации; в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации; г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, обязательными условиями признания гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации является утрата имущества (частичная или полная) вследствие подтопления жилого дома и постоянное проживание в этом жилом помещении.

Как следует из материалов дела, истец обратилась в суд, в обоснование указав, что жилое помещение по адресу: с. Октябрьский Зейского района, ул. Чапаева, 53 кв. 1, в котором она постоянно проживает, пострадало в результате его подтопления в июле-августе 2013 года.

Доводы представителя ответчика администрации Зейского района об отсутствии оснований для признания истца пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации в связи с пропуском ею без уважительных причин срока предоставления обосновывающих документов, суд признает несостоятельными, поскольку нормативными актами, предусматривающими выплату единовременной материальной и финансовой помощи в связи с причинением ущерба в результате чрезвычайной ситуации, не предусмотрены как сроки обращения, так и сроки предоставления гражданами обосновывающих документов, необходимых для выделения бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета для оказания единовременной материальной и финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиками, что Горбаченко Н.А. зарегистрирована и постоянно проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, в том числе проживала в нем на момент возникновения чрезвычайной ситуации - наводнения на территории Зейского района в июле-августе 2013 года, что подтверждается паспортными данными, сведениями, предоставленными отделением УФМС по г. Зее, администрацией Октябрьского сельсовета Зейского района и участковым уполномоченным ГУ МО МВД России «Зейский».

Также установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> находится в собственности Юнак В.Л., Юнак Е.В. и Юнак Г.В., в данном жилом помещении не проживающих.

В обоснование исковых требований истец указала, что в результате чрезвычайной ситуации пострадало жилое помещение, в котором она постоянно проживает, вода находилась в подполье до ноября 2013 года, в результате чего появился грибок и плесень.

В подтверждение этих доводов истцом представлены фотографии, комментарии к которым также отсутствуют, установить по ним наличие повреждений жилого дома истца, на которые она указывает в исковом заявлении, не представляется возможным.

Для объективной оценки состояния жилого дома истца и принадлежащего ей имущества администрации Зейского района было поручено провести его обследование.

Согласно акту обследования от 30 января 2014 года при осмотре жилого помещения по адресу: <адрес> специалистами межведомственной комиссии при администрации Зейского района установлено наличие воды в его подполье на уровне 1 м от пола, имеется незначительная просадка печи, есть трещины, указано, что иное имущество не повреждено. Акт подписан не всеми членами комиссии, утвержден главой Зейского района, подпись Горбаченко Н.А. отсутствует, комиссией рекомендовано наблюдать за состоянием несущих элементов дома.

Оценив исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что доказательств, объективно подтверждающих наличие повреждений указанного истцом жилого помещения, вызванных его подтоплением в июле-августе 2013 года, не представлено, наличие воды, образование плесени и грибка в его подполье, не приведшее к каким-либо повреждениям жилого помещения, об этом не свидетельствует.

Доказательств, с достоверностью подтверждающих, что незначительная просадка печи и трещины на ней возникли из-за подтопления жилого дома, истцом не представлено.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    На основании ст. 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из приведенных правовых норм следует, что собственник вправе владеть и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению, совершать в отношении данного имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, при этом он несет ответственность по содержанию принадлежащего ему имущества и риску случайной гибели или случайного повреждения имущества.

Учитывая, что наличие повреждений жилого помещения по адресу: <адрес> результате его подтопления в июле-августе 2013 года в судебном заседании не установлено, а также тот факт, что эта квартира находится в собственности Юнак В.Л., Юнак Е.В. и Юнак Г.В., которые в силу закона должны нести бремя ее содержания, а также риск ее случайной гибели или случайного повреждения, основания для включения истца в списки граждан, имеющих право на получение финансовой помощи за частично или полностью утраченное имущество, отсутствуют.

Оснований для включения истца в списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, также не имеется, поскольку доказательств, подтверждающих утрату принадлежащего ей личного и иного имущества, истцом не представлено.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ в ее взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Наличие повреждений жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором истец постоянно проживает, частичная или полная утрата принадлежащего ей имущества вследствие подтопления жилого дома допустимыми и достоверными доказательствами, имеющими отношение к делу, истцом не подтверждены.

При таких обстоятельствах основания для признания Горбаченко Н.А. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Зейского района в июле-августе 2013 года, отсутствуют, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Горбаченко НА к администрации Зейского района Амурской области и администрации Октябрьского сельсовета Зейского района Амурской области о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                              Е.В. Охотская

2-425/2014 ~ М-384/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Горбаченко Наталья Александровна
Ответчики
Администрация Зейского района
Другие
Министерство финансов
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области
Администрация Октябрьского сельсовета
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Охотская Елена Владимировна
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
22.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.01.2014Передача материалов судье
23.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2014Судебное заседание
05.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее