Дело № 2-711/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области «22» мая 2017 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Котенко И.В.,
с участием помощника Боровичского межрайонного прокурора Новгородской области Винник Ю.К.,
представителя органа опеки и попечительства Комитета образования и молодежной политики Администрации Боровичского муниципального района Хвойновой И.А.,
истца Романова Д.И.,
при секретаре Веркиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровичского межрайонного прокурора в интересах Романова <данные изъяты> к Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Романова Д.И. к Администрации Боровичского муниципального района об обязании совершить определенные действия.
В обоснование иска указал, что Боровичской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Проверкой установлено, что Романов Д.И. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей ввиду того, что его мать - ФИО6 на основании решения Боровичского городского суда в ДД.ММ.ГГГГ году лишена родительских прав, отец ФИО7 на основании решения Боровичского городского суда в ДД.ММ.ГГГГ году лишен родительских прав. На основании распоряжения администрации г.Боровичи и Боровичского района № 1927-рг от 06.09.2006 мальчик был передан под опеку ФИО9. На основании постановления администрации г. Боровичи и Боровичского района № 98 от 31.01.2005 Романов Д.И. был передан под опеку ФИО8, за мальчиком сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу <адрес>. С 2007 года до совершеннолетия Романов Д.И. воспитывался в приемной семье ФИО8 на основании постановления администрации Боровичского муниципального района №143 от 18.07.2007. По окончании ОАОУ СПО «Боровичский техникум промышленности и сервиса», в период с декабря 2015 по декабрь 2016 проходил службу в армии. Решением межведомственной комиссии по обеспечению сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются от 27 июня 2013 года было принято решение о том, что проживание Романова Д.И. в занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, членом семьи нанимателя по договору социального найма которого он является, невозможно ввиду того, что общая площадь указанного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в жилом помещении, составляет 9,51 кв.м., что является менее утвержденного норматива размера учетной нормы площади жилого помещения. На основании приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области от 11.07.2013г. № 679 Романов Д.И. включен в список лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей которые подлежат обеспечением жилым помещением. В материалах учетного дела имеется заявление Романова Д.И. о предоставлении ему жилого помещения по окончании службы в армии в декабре 2016 года.
В судебном заседании представитель истца помощник Боровичского межрайонного прокурора Винник Ю.К., заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Истец Романов Д.И. в судебном заседании заявленные в его интересах требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Боровичского муниципального района в судебное заседание не явился. Представил заявление с просьбой рассмотрения дела в его отсутствие, против удовлетворения заявленных исковых требований не возражал. Указал, что Администрация готова исполнить решение суда, но за счет выделенных субвенций из областного бюджета. Денежные средства предусматриваются ежегодно в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в виде субвенций выделенных бюджетам муниципальных районов. В 2017 году Департаментов образования и молодежной политики Новгородской области и Администрацией Боровичского муниципального района заключено Соглашение о предоставлении субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При выделении денежных средств в виде субвенций из областного бюджета Администрация Боровичского муниципального района готова исполнить решение суда.
Представитель органа опеки и попечительства в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала.
Представитель привлеченного к участию в деле третьего лица - Департамента образования и молодежной политики Новгородской области в судебное заседание не явился. Представил отзыв с просьбой рассмотрения дела в его отсутствии, против заявленных исковых требований возражений не представил.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу правовых положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно статье 109.1 ЖК РФ (введенной в действие с 01.01.2013 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
На территории Новгородской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Областным законом Новгородской области от 06.05.2005 № 468-03 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Областной закон от 06.05.2005 № 468-03).
Согласно части 1 статьи 11 Областного закона от 06.05.2005 № 468-03 право на однократное обеспечение по месту жительства на территории Новгородской области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение) по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим областным законом в порядке, установленном Администрацией области, имеют:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным;
3) лица, достигшие возраста 23 лет, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имели право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до 31 декабря 2012 года включительно и своевременно не получившие жилое помещение.
Часть 2 статьи 11 Областного закона от 06.05.2005 № 468-03 устанавливает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно положениям ч.3 ст.22 названного Закона, реализация мер социальной поддержки (дополнительных мер социальной поддержки) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных настоящим областным законом (за исключением мер социальной поддержки, указанных в частях 1, 2 настоящей статьи), осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городского округа в соответствии с областным законом от 23.12.2008 N 455-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки".
В соответствии с пунктами 5.5, 5.10 Положения об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановление Администрации Новгородской области от 09.04.2013 № 167, строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот организуют органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области в соответствии с действующим законодательством. Решение о предоставлении конкретного жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения принимается органами местного самоуправления городского округа, муниципальных районов области в форме соответствующего муниципального правового акта.
Таким образом, органы местного самоуправления муниципальных районов Новгородской области наделены полномочиями по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, переданных данным муниципальным образованиям в муниципальную собственность.
В судебном заседании установлено, что Романов Д.И. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду того, что его мать - ФИО6 на основании решения Боровичского городского суда в ДД.ММ.ГГГГ году лишена родительских прав, отец ФИО7 на основании решения Боровичского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ также лишен родительских прав.
На основании постановления администрации г. Боровичи и Боровичского района № 98 от 31 января 2005 года «Об установлении опеки над несовершеннолетним Романовым Д.И.» Романов Д.И. был передан под опеку ФИО8 и за ним сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу <адрес>.
На основании постановления администрации Боровичского муниципального района №143 от 18 июля 2007 года «Об освобождении ФИО8 от обязанностей опекуна и передаче несовершеннолетнего Романова Д.И. на воспитание в приемную семью» с 10 июля 2007 года до совершеннолетия Романов Д.И. воспитывался в приемной семье ФИО8
Как следует из справки ОАОУ СПО БТПС № 593 от 10 июня 2013 года в период с 01 сентября 2012 года по 31 января 2015 года Романов Д.И. проходил обучение в Областном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Боровичский техникум промышленности и сервиса». По окончании ОАОУ СПО «Боровичский техникум промышленности и сервиса», в период с декабря 2015 года по декабрь 2016 года Романов Д.И. проходил службу в армии.
Решением межведомственной комиссии по обеспечению сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей от 27 июня 2013 года было принято решение о том, что проживание Романова Д.И. 1996 г.р. в занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, членом семьи нанимателя по договору социального найма которого он является, невозможно ввиду того, что общая площадь указанного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в жилом помещении, составляет 9,51 кв.м., что является менее утвержденного норматива размера учетной нормы площади жилого помещения.
На основании приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области от 11 июля 2013 года № 679 «О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» Романов Д.И. включен в список лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечением жилым помещением.
До настоящего времени Романов Д.И., относящийся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрацией Боровичского муниципального района жилой площадью не ниже установленных социальных норм не обеспечен.
Романов Д.И. не обладает специальными юридическими знаниями, в связи с чем, обратился к Боровичскому межрайонному прокурору с целью защиты его законных жилищных и социальных прав и интересов, в том числе и в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, суд признает заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Боровичского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Романова <данные изъяты> к Администрации Боровичского муниципального района об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать Администрацию Боровичского муниципального района предоставить Романову <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 26 мая 2017 года.
Судья И.В. Котенко