Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-198/2020 (2-2887/2019;) ~ М-2913/2019 от 19.12.2019

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2020 года г.Тула

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Мельничук О.В.,

при секретаре Светличной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-198/2020 по иску министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Сургучевой Валентине Васильевне об освобождении самовольно занятого земельного участка,

установил:

министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском, с учётом его уточнения в порядке ст.39 ГПК РФ, в котором просило обязать Сургучеву В.В. за свой счет в 14-дневный срок, с даты вступления решения суда в законную силу, освободить путем сноса земельный участок (землю) площадью 28 кв.м, прилегающий с восточной и юго-восточной стороны к участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, от ограждения из металлического профильного листа, части навеса.

Заявленные требования мотивированы тем, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 1922 кв.м, из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, принадлежит на праве собственности Сургучевой В.В. (ранее принадлежал ФИО1) Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. В ходе выездного мероприятия по контролю нарушения земельного законодательства установлено, что земельный участок площадью 28 кв.м, прилегающий с восточной и юго-восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий ответчику, на котором размещено ограждение из металлического профильного листа, часть навеса, используется ответчиком без предусмотренных законодательством РФ прав.

Представитель истца – министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.

Ответчик Сургучева В.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом.

В силу положений ст.167, ст.233 ГПК РФ, ст.165.1 ГК РФ, принимая во внимание надлежащее извещение ответчика, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика в порядке заочного производства.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом достоверно установлены следующие обстоятельства.

Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.11.2019 Сургучева В.В. являлась собственником земельного участка площадью 1922 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства.

На основании распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области №1502 от 19.04.2019 с 22.04.2019 по 24.05.2019 на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, проведено мероприятие по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, в отношении ФИО1 (бывшего собственника данного земельного участка).

В ходе проведения мероприятия по контролю установлено и подтверждено актом №74-К/19 от 21.05.2019, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 1922 кв.м, принадлежит на праве собственности ФИО1, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Участок расположен по <адрес>. С восточной стороны участка проходит автодорога <адрес>. С южной стороны расположен проезд. С северной стороны участок граничит с земельным участком соседнего домовладения. Участок огорожен забором из металлического профильного листа. На участке расположен жилой дом, навес.

Для определения соответствия фактического местоположения границ земельного участка с данными государственного кадастра недвижимости были выполнены измерения с использованием специальных технических средств с последующей обработкой полученных измерений с использованием программного обеспечения Credo DAT 4, Auto САD 2016 LT.

По итогам камеральных работ по обработке выполненных измерений в программе AutoCAD 2016 LT определена площадь земельного участка, расположенного за границами участка:

-земельный участок, площадью 28 кв.м, прилегающий с восточной и юго-восточной сторон к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, на котором размещено ограждение из металлического профильного листа, часть навеса, являющийся земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.

Таким образом, в ходе проведения мероприятия по контролю выявлено, что земельный участок площадью 28 кв.м, с координатами, указанными в обмере земельного участка, прилегающий с восточной, юго-восточной сторон к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, используется ФИО1 без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, в связи с чем материалы мероприятий по контролю направлены в Управление Росреестра по <адрес> для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении.

По сообщению Управления Росреестра по <адрес> в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 отказано по основаниям, предусмотренным п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком из земельного участка с кадастровым номером общей площадью 1922 кв.м образованы два земельных участка с кадастровым номером общей площадью 1209+/-12 кв.м и с кадастровым номером общей площадью 749+/-10 кв.м, что подтверждается выписками из ЕГРН от 11.12.2019 и от 05.02.2020, а также распоряжением министерства имущественных и земельных отношений «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности» от 23.01.2020 №126.

Из сообщения Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 20.02.2020 №29-01-13/2649 усматривается, что по итогам камеральных работ по обработке выполненных измерений в программе АutoCAD 2016 LT определено, что обозначенный в акте мероприятия по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие № 74-К/19, земельный участок, площадью 28 кв.м, прилегающий с восточной и юго-восточной сторон к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, на котором размещено ограждение из металлического профильного листа, часть навеса, в настоящее время находится в границах земельного участка с кадастровым номером .

Вместе с тем территория, площадью 28 кв.м, включенная в границы земельного участка с кадастровым номером , входит в границы территорий общего пользования, т.е. в настоящее время, обозначенный земельный участок отмежеван за границами красных линий.

Согласно п.7 ст.36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства; местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.

По правилам п.8 ст.28 Федерального закона №178-ФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

В силу п.11 ст.1 ГрК РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

На основании п.12 ст.1 ГрК РФ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Из чего следует, что красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.

Согласно п/п.а п.1 ч.3 ст.42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж (чертежи) планировки территории, на которых отображаются красные линии.

Согласно абз.7 ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Таким образом, из совокупного анализа указанных норм права следует однозначный вывод о том, что за пределами красных линий запрещено возводить объекты капитального строительства, кроме тех, которые указаны в местных регламентах (например, памятники). Более того дома или другие постройки должны располагаться на определенном расстоянии от места прохождения красной линии. Такое расстояние устанавливается в соответствии со Сводом правил градостроительства РФ и зависит от многих факторов.

Согласно положениям Конституции РФ разграничение государственной собственности, в том числе на землю, и, соответственно, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов (статья 72, пункты «г», «к» части 1).

Указанное положение Конституции РФ предполагает, прежде всего, законодательное регулирование порядка отнесения объектов государственной собственности к тем или иным уровням (видам) этой собственности - федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также порядка передачи объектов из государственной собственности в муниципальную собственность. При этом федеральный законодатель вправе предусмотреть осуществление полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органами местного самоуправления (Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2008 № 219-О-О).

В силу пункта 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно пункту 2 статьи 10, пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

В силу положения ст.10.1 Земельного кодекса РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч.1.2 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

20.11.2014 Тульской областной Думой принят Закон №2218-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области» (далее по тексту - Закон № 2218-ЗТО), в соответствии с п.2 ст.5 которого с 01.01.2015 Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с п.1, п.5 подпунктом 49 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного Постановлением Правительства Тульской области от 13.10.2016 №452, министерство является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования <адрес>.

Согласно п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (пункты 1, 2 ст.264 ГК РФ).

Основания возникновения гражданских прав и обязанностей регламентированы положениями п.1 ст.8 ГК РФ.

В соответствии с п.1 ст.25, п.1 ст.26 Земельного кодекса РФ вещные права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и удостоверяются документами в соответствии с указанным федеральным законом.

Согласно п.1 ст.28 Федерального закона от 13.07.2016 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Законные основания (правоустанавливающие документы), подтверждающие правомерность занятия и пользования Сургучевой В.В. земельным участком площадью 28 кв.м, прилегающего с восточной и юго-восточной сторон к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, государственная собственность на который не разграничена, отсутствуют.

В соответствии со ст.39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса РФ.

Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области не принимало решений о предоставлении Сургучевой В.В. в собственность или в аренду земельного участка площадью 28 кв.м.

Таким образом, ответчик самовольно, без законных оснований, использует земельный участок площадью 28 кв.м, нарушая тем самым принцип платности использования земли, а также законные интересы министерства, которое уполномочено распоряжаться самовольно занятым земельным участком (землей).

Положения ст.11 ГК РФ предусматривают судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав и законных интересов.

Согласно абз.3 ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу ст.305 ГК РФ права, предусмотренные ст.ст.301 – 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

В соответствии с п.1 ст.60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пп.4 п.2 ст.60 Земельного кодекса РФ).

Согласно п.2 ст.62 Земельного кодекса РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе, к освобождению земельного участка.

В силу положений п.п. 2, 3 ст.76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Согласно ст.64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке, в связи с чем, предъявляя иск об освобождении земельного участка, истец использует предусмотренный законом способ защиты права.

В силу ч.1 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных исковых требований, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Сургучевой Валентине Васильевне об освобождении самовольно занятого земельного участка удовлетворить.

Обязать Сургучеву Валентину Васильевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за свой счет в 14-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу освободить путем сноса земельный участок (землю) площадью 28 кв.м, прилегающий с восточной и юго-восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, от ограждения из металлического профильного листа, части навеса, с координатами:

№ точки

Х, м

Y, м

Длина линии, м

Ответчик вправе подать в Пролетарский районный суд г.Тулы заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Пролетарский районный суд г. Тулы в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения судом определения об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий -

2-198/2020 (2-2887/2019;) ~ М-2913/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Ответчики
Сургучева Валентина Васильевна
Другие
Сургучев Сергей Анатольевич
Суд
Пролетарский районный суд г.Тулы
Судья
Мельничук Ольга Владимировна
Дело на странице суда
proletarsky--tula.sudrf.ru
19.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2019Передача материалов судье
24.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2020Судебное заседание
30.01.2020Судебное заседание
13.02.2020Судебное заседание
21.02.2020Судебное заседание
02.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее