Дело № 2 – 2750/ 2016 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2016 г. г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области
в составе председательствующего судьи С.
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению администрации Новоивановского сельсовета Свободненского района Амурской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю Б.,
У С Т А Н О В И Л:
-- администрация муниципального образования –Новоивановского сельсовета Свободненского района Амурской области обратилась в Свободненский городской суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области о признании права муниципальной собственности на земельную долю мерою 2,6 га, расположенную на землях бывшего ТОО «Новоивановское», предоставленную Б., на праве общей долевой собственности, для сельскохозяйственного использования.
Свои требования истец мотивировал следующим. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления правительства РФ от 04.09.1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента РФ от 27.12.1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» администрацией Свободненского района вынесено постановление № 283 от 21 июля 1994 года, в соответствии с которым в долевую собственность граждан предоставлено 881,4 га земли сельскохозяйственного назначения бывшего ТОО «Новоивановское». Решением общего собрания трудового коллектива реорганизуемого хозяйства утвержден список лиц, наделяемых земельными долями, с определением размера доли каждого собственника по 2.6 га. Земельный участок с кадастровым номером 28:21:000000:42 площадью 881,4 га находится в общей долевой собственности граждан на территории Новоивановского сельсовета Свободненского района Амурской области. В указанном списке среди прочих указана Б., -- года рождения, которой было выдано свидетельство на право собственности на землю серия РФ-1 АМО-21-10 -- от --. В соответствии со ст. 12.1 Федеральною закона от 24.07.2002 №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, в праве обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном Законом об обороте порядка невостребованными.
В соответствии с этим администрация Новоивановского сельсовета составила список земельных долей, которые могу быть признаны невостребованными.
Данный список опубликован в газете «Амурская правда» от 29 сентября 2012 года № 180 (27489) и размещен на информационных стендах расположенных на территории Новоивановского сельсовета.
Состоявшее по инициативе Администрации общее собрание участников долевой собственности на земельный участок 14.01.2013 года признано неправомочным в связи с отсутствием кворума. Поэтому в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 12.1 Федерального Закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 года данный список был утвержден постановлением Новоивановского сельсовета от 14.03.2013 года № 6, которое было обнародовано. В данном списке была указана и земельная доля, которой была наделена умершая в настоящее время Б..
Администрацией сельсовета пройдена вся установленная законодательством процедура признания земельной доли, принадлежащей Б.. невостребованной. Начиная с 1994 года, и до сволей смерти, она не распорядилась принадлежащей ей земельной долей в праве обще долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, наследники также не намерены ими распоряжаться.
На основании вышеизложенного просит суд признать право муниципальной собственности на земельную долю выделенную когда-то на землях сельскохозяйственного назначения Б., и невостребованную ею и ее наследниками.
Представитель истца глава администрации Новоивановского сельсовета П. в судебном заседании поддержала заявленное требование.
Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области – в судебное заседание не явился. Просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица – администрации Свободненского района Амурской области, в судебное заседание не явился. Просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Свободненского отдела Росреестра по Амурской области в судебное заседание не явился. Просил рассматривать дело в его отсутствие.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя истца, представителя ответчика и представителей третьих лиц.
Изучив материалы дела, суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам.
Из материалов дела следует, что на основании постановления -- от --, принятого Главой администрации Свободненского района Амурской области, в долевую собственность граждан были переданы земли сельскохозяйственного назначения бывшего ТОО «Новоивановское» Свободненского района.
Данный земельный участок с общим кадастровым номером 28:21:000000:42 располагается на территории Новоивановского сельсовета Свободненского района Амурской области.
Решением общего собрания трудового коллектива реорганизуемого хозяйства был утверждён список лиц, наделяемых земельными долями (собственников), и определён размер доли каждого собственника – 2,6 га. В число собственников вошла Б.,-- года рождения.
21.12.1994 г. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Свободненского района Амурской области выдал Б. в подтверждение его права, свидетельство о праве общей долевой собственности на земельную долю мерою 2.6 га, расположенную на землях ТОО «Новоивановское» (свидетельство серии РФ-I АМО-21-10 --).
Собственник земельной доли Б. умерла --, актовая запись о смерти -- от --.
Также спорная земельная доля не была востребована наследниками Б., что подтверждается сообщениями нотариусов Свободненского нотариального округа Амурской области о том, что наследственное дело к имуществу умершей Б.. не заводилось.
Согласно статье 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Иное выморочное имущество (не являющееся жилым помещением) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области не заявило права собственника на спорную земельную долю, не приняло данное имущество в установленном законом порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
На основании изложенного, суд полагает установленным, что указанная истцом земельная доля ответчика не востребована.
В настоящее время на территории РФ действует Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность (ч. 1 ст. 1).
Статья 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определяет порядок признания земельных долей невостребованными и процедуру признания муниципальной собственности на невостребованные доли.
Так, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12.1 указанного Закона, невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (пункт 3 статьи 12.1 Закона).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования (пункт 4 статьи 12.1 Закона).
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности (пункт 5 статьи 12.1 Закона).
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (пункт 6 статьи 12.1 Закона).
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно (пункт 7 статьи 12.1 Закона).
В силу п. 8 ст. 12.1 Закона орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Во исполнение данных требований закона, в 2012 году администрация Петропавловского сельсовета, на территории которого находится спорная земельная доля, составила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.
29.09.2012 г. администрация сельсовета опубликовала этот список в газете «Амурская правда» № 180 (27489), и разместила на информационных стендах, расположенных на территории сельсовета.
Согласно пункту 1 статьи 14.1 Закона, общее собрание участников долевой собственности (далее - общее собрание) проводится по предложению участника долевой собственности, либо лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, либо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Общее собрание принимает решения по вопросам, указанным в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 статьи 14.1 Закона, участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети "Интернет" (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.
Пунктом 3 статьи 14.1 Закона предусмотрен обязательный перечень информации, которая должна содержаться в сообщении и уведомлении о проведении общего собрания. Сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать:
1) дату и время проведения общего собрания;
2) адрес места проведения общего собрания на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности;
3) повестку дня общего собрания;
4) адрес места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания, и сроки такого ознакомления.
Пункт 11 статьи 14.1 Закона регламентирует, что принятое общим собранием решение оформляется протоколом.
Согласно представленному протоколу от 14.01.2013 года общего собрания собственников земельных долей - участников общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 28:21:000000:42 с местоположением: земли бывшего ТОО «Новоивановское», собрание признано неправомочным, в связи с отсутствием кворума.
Таким образом, администрация сельсовета пыталась созвать общее собрание участников долевой собственности, но не смогла этого сделать, так как собственники земельных долей проигнорировали данное собрание.
Каких-либо претензий от лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в данный список – в администрацию сельсовета не поступило.
В связи с этим, после опубликования и обнародования списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, глава администрации Новоивановского сельсовета своим постановлением № 6 от 014.03.2013 года утвердил список невостребованных земельных долей.
Предусмотренный вышеуказанным Законом порядок придания земельным долям статуса невостребованных истцом соблюден.
В настоящее время истец просит суд признать право муниципальной собственности на земельную долю, выделенную когда-то на землях сельскохозяйственного назначения ответчику, и невостребованную им.
С учётом установленных обстоятельств, требования истца о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, суд считает подлежащими удовлетворению в полном объёме, что, в свою очередь, влечёт прекращение права собственности на неё ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования администрации Новоивановского сельсовета Свободненского района Амурской области удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием - Новоивановским сельсоветом Свободненского района Амурской области, право муниципальной собственности на невостребованную земельную долю мерою 2,6 га, ранее принадлежавшую Б., -- года рождения, в праве общей долевой собственности на земельный участок, из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенный на землях бывшего ТОО «Новоивановское», с кадастровым номером 28:21:000000:42.
Прекратить право собственности Б. на указанную земельную долю по свидетельству на право собственности на землю серии РФ-I АМО-21-13 --, выданного ей 21.12.1994 Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Свободненского района Амурской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято и изготовлено 02 ноября 2016 г.
Судья Свободненского
городского суда С.