№ 2-1612/2020
70RS0004-01-2020-001875-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2020 г. г. Томск
Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Ткаченко И.А.
при секретаре Алескерове Р.М.,
с участием:
истца Галеевой У.Б., ее представителя Тухтаровой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Галеева М.Р., Галеевой У.Б. к администрации г. Томска о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности выдать свидетельство,
установил:
Галеев М.Р., Галеева У.Б. обратились в суд с иском к администрации г. Томска, в котором просили:
- признать незаконным приказ Управления молодежной политики администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Галееву М.Р., Галеевой У.Б. в подтверждении наличия нуждаемости в жилых помещениях.
- признать незаконным приказ Управления молодежной политики администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Галееву М.Р., Галеевой У.Б. в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
- обязать администрацию Города Томска выдать Галееву М.Р., Галеевой У.Б. свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В обоснование требований указано, что семья Галеевых, в составе Галеева М.Р. и Галеевой У.Б., была включена в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управления молодежной политики администрации г. Томска были уведомлены о включении в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году, в соответствии с п. 31 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050.
ДД.ММ.ГГГГ между Галеевым М.Р., Галеевой У.Б. и ОАО ... был заключен договор долевого участия в строительстве объекта недвижимости (квартиры) по адресу: <адрес>. В соответствии с п.3.2 договора цена вышеуказанного объекта недвижимости составила 2 817 000 руб., из которых, согласно п.3.3 договора 717 000 руб. оплачивались за счет собственных денежных покупателей, сумма в размере 2 100 000 руб. – за счет кредитных средств, предоставленных покупателю целевым назначением для приобретения указанного объекта недвижимости ОАО .... В соответствии с кредитным договором № от ДД.ММ.ГГГГ, Галеева У.Б. и Галеев М.Р. выступили в качестве созаемщиков, целевым назначением договора является приобретение жилого помещения – двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, размер кредита 2 100 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ между Галеевым М.Р., Галеевой У.Б. и ОА ... заключен договор рефинансирования № на предоставление кредита в размере 1 979 494, 59 руб. для целевого использования – на цели рефинансирования (погашения) задолженности по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ на цели приобретения жилого помещения, двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>. Согласно договора об ипотеки (залоге недвижимости) № от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение – квартира по адресу: <адрес> в качестве обеспечения кредита находится в залоге у залогодержателя ОА ...
Приказом Управления молодежной жилищной политики администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № было отказано в подтверждении наличия нуждаемости в жилом помещении на момент заключения кредитного договора, о чем Управлением истцам было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № б/н. Причиной отказа послужило то обстоятельство, что целевым назначением кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ является погашение рефинансируемого кредита, что противоречит требованиям пп. «е» п.2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050. Вышеуказанным письмом Управления от ДД.ММ.ГГГГ истцам было сообщено, что согласно приказу Управления от ДД.ММ.ГГГГ № «О выдаче свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодым семьям, включенным в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2020 году», истцам отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в соответствии с абзацем 2 пункта 33 Правил, в связи с предоставлением документов не в полном объеме, а именно не предоставлении документов, подтверждающих нуждаемость семьи в жилых помещениях.
Истец Галеев М.Р., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается уведомлением о вручении судебного извещения от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем в материалах дела содержится заявление.
Истец Галеева У.Б., ее представитель Тухтарова М.В. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Д.Б. Урусов, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежаще и своевременно в суд не явился, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, согласно которому при вынесении оспариваемых приказов орган местного самоуправления действовал в рамках своей компетенции в полном соответствии с действующим законодательством. Приложением № 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, устанавливающие порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат. Установленный Правилами перечень случаев использования социальных выплат, указанный в пп. «е» п.2 Правил, является исчерпывающим. В нем сказано, что социальная выплата может быть использована для погашения основной суммы долга и уплате процентов по жилищным кредитам, в том числе, ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома. Возможность использования социальной выплаты молодым семьям на погашение денежных средств по договорам рефинансирования единичного ипотечного кредита в рамках подпрограммы Правилами не предусмотрена. Использование социальных выплат на оплату обязательств по ипотечным кредитам на цели, не предусмотренные Правилами, не допускается и может привести к нецелевому использованию бюджетных средств. Галеевыми был предоставлен кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ, целое назначение: погашение рефинансируемого кредита. Рефинансирование кредита - это получение в банке нового займа на более выгодных условиях для полного или частичного погашения предыдущего. Таким образом, данный договор не отвечает требованиям, указанным в пп. «е» п.2 Правил, так как цель у представленного договора иная. Следовательно, в УМП не были представлены документы, указанные в п.19 Правил, что повлекло отказ со стороны Управления молодежной политики администрации города Томска в полном соответствии с п.33 Правил.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения истца Галеевой У.Б. и её представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст.11). При этом, как следует из п.1 ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст.8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В ст.40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, а в последующем на 2015-2020 годы.
Согласно федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы, она является продолжением ранее принятых программ в данной сфере и базируется на принципах преемственности этих программ.
В ее состав включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», целью которой является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, и она реализуется путем предоставления молодым семьям - участницам Подпрограммы социальных выплат.
Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, становятся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы.
В целях обеспечения условий для осуществления гражданами права на жилище утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение № 3 к Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей»), устанавливающие порядок предоставления молодым семьям получение за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.
Порядок признания молодых семей нуждающимися в жилых помещениях на территории муниципального образования «Город Томск» в целях участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальным услугами граждан Российской Федерации» определен соответствующим положением, утвержденным Постановлением администрации г. Томска от 26.05.2014 № 426.
В судебном заседании установлено, что Галеев М.Р. и Галеева У.Б. состоят в зарегистрированном браке (свидетельство о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ), имеют несовершеннолетних детей Г.Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения (свидетельство о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ), Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения (свидетельство о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно письму Управления молодежной политики администрации города Томска от ДД.ММ.ГГГГ № б/н семья Галеевых (Галеев М.Р., Галеева У.Б.) была включена в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году в соответствии с п.31 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (л.д.17).
ДД.ММ.ГГГГ между Галеевым М.Р., Галеевой У.Б. и ОАО ... был заключен договор долевого участия в строительстве объекта недвижимости (квартиры) № по адресу: <адрес> (л.д.39-44).
Предусмотренная п.3.2 договора цена передаваемого в собственность Покупателя объекта недвижимости составила 2 817 000 руб.
Пунктом 3.3 договора, устанавливающим порядок расчета между сторонами, предусмотрено, что:
- собственные денежные средства в размере 717 000 рублей 00 копеек участник долевого строительства уплачивает застройщику единовременно в течение 2 рабочих дней с момента государственной регистрации настоящего договора;
- денежные средства в размере 2 100 000 рублей 00 копеек уплачены участником долевого строительства застройщику после государственной регистрации настоящего договора единовременно в срок до ДД.ММ.ГГГГ с использованием кредитных средств, предоставляемых участнику долевого строительства.
Для приобретения указанной квартиры Галеевым М.Р., Галеевой У.Б. (Созаемщики) ДД.ММ.ГГГГ был заключен с ОАО ... кредитный договор № на сумму 2 100 000 руб. под 18,5% годовых на срок до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.2.1 кредитного договора целью использования кредита являлось приобретение жилого помещения – двухкомнатной квартиры, №, общей площадью ... кв.м., расположенная на ...ом этаже объекта по адресу: <адрес>, общей стоимостью 2 817 000 руб. (л.д. 45-52).
В соответствии с п.5.2 кредитного договора обеспечением исполнения обязательства по договору является залог объекта недвижимости – квартиры по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Галеевой У.Б. на жилое помещение – двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м (запись о регистрации №1), выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35-38).
ДД.ММ.ГГГГ Галеевым М.Р., Галеевой У.Б. (Заемщики) заключен с АО ... договор рефинансирования № на предоставление кредита в размере 1 979 494,59 руб. на срок ... месяцев под 9,3% годовых с для целевого использования, а именно: на рефинансирование (погашение) задолженности (основного долга) по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Галеевым М.Р., Галеевой У.Б. и АО ... на цели приобретения жилого помещения: двухкомнатная квартира, находящаяся по адресу: <адрес> (п.п. 1.2, 1.3 договора).
В п.1.4 в качестве обеспечения исполнения обязательств по основному договору является квартира по адресу: <адрес>.
Согласно п.1.1 договора об ипотеки (залоге недвижимости) № от ДД.ММ.ГГГГ залогодатель, обеспечивая надлежащее исполнение обязательств по договору рефинансирования №, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между залогодержателем и Галеевым М.Р., Галеевой У.Б. в городе Томске, в залог: двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м. (л.д.6-15).
Остаток ссудной задолженности по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла 1 486 573 руб. 21 коп., 755 руб. 47 коп. – проценты за пользование кредитом, что подтверждается справкой филиала Томский РФ АО ... от ДД.ММ.ГГГГ
Из материалов дела следует, что Галеев М.Р., Галеева У.Б. были включены в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году, о чем истцы были уведомлены письмом Управления молодежной политики администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № б/н (л.д.17).
В указанном письме административным истцам было предложено в срок, не превышающий 15 рабочих дней, представить пакет документов, установленный Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, были перечислены основания для отказа в выдаче свидетельства.
Приказом Управления молодежной политики администрации г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в отдельных муниципальных программах на территории муниципального образовании «Город Томск», молодой семье Галееву М.Р., Галеевой У.Б. было отказано в подтверждении нуждаемости в жилом помещении на основании пп.1.2.1 п. 12, п.п.5.14 п. 5 Приложения № 1 к постановлению администрации Города Томска от 26.05.2014 № 426, т.к. предоставлен договор об ипотеке на цели погашения рефинансируемого кредита, позволяющий сделать вывод о прекращении действия ипотечного кредитного договора, с помощью которого было приобретено жилое помещение (пункт 29 приложения № 1 к названному приказу).
Приказом Управления молодежной политики администрации г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ № Галееву М.Р., Галеевой У.Б. было отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома на основании абз.2 п. 33 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, в связи с представлением документов не в полном объеме (пункт 29 приложения № 1 к названному приказу).
Содержание указанных приказов было доведено до административных истцов письмом Управления молодежной политики администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № б/н (л.д. 30).
Решая вопрос о правомерности отказа истцам в подтверждении нуждаемости в жилом помещении и в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, суд исходит из следующего.
Согласно разделу 1 данных Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» является добровольным, молодая семья имеет право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета один раз.
В пункте 5 названных Правил изложены условия, совокупность которых позволяет признать молодую семью участницей Подпрограммы с целью предоставления социальной выплаты.
Одним из условий участия в подпрограмме также является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
Согласно пунктам 2, 3 Приложения № 1 к постановлению администрации г. Томска от 26.05.2014 № 426, признание молодых семей нуждающимися в жилых помещениях осуществляется управлением молодежной политики администрации г. Томска (далее - уполномоченный орган) на основании рекомендаций комиссии по признанию молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий на территории муниципального образования «Город Томск» в целях участия в Основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» (далее - комиссия), созданной при администрации г. Томска.
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Молодые семьи, претендующие на участие в Основном мероприятии, улучшившие свои жилищные условия посредством приобретения (строительства) жилого помещения с использованием средств жилищного кредита, в том числе ипотечного или жилищного займа, признаются уполномоченным органом нуждающимися в жилых помещениях на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).
В случае, если молодая семья заключила жилищный кредит, в том числе ипотечный, либо жилищный займ на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в целях улучшения своих жилищных условий и приобрела жилое помещение (осуществила строительство индивидуального жилого дома), соответствующее требованиям Основного мероприятия, и имеет намерение использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по указанным кредитам (займам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, то дата признания указанной молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях определяется как дата принятия решения уполномоченным органом о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях в целях участия в Основном мероприятии (пункт 4.3 Приложения № 1 к постановлению администрации г. Томска от 26.05.2014 № 426).
Пунктом 5 указанного Приложения № 1, предусмотрено предоставление необходимых документов, на основании которых уполномоченный орган принимает решение о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении.
В том числе, в силу подпункта 5.14 пункта 5 Приложения № 1, на основании которого административным истцам отказано в подтверждении нуждающимися в жилых помещениях, молодые семьи, улучшившие свои жилищные условия посредством приобретения (строительства) жилого помещения с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), состоявшие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. либо поставленные на учет после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо бывшие признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в городской долгосрочной целевой программе «Предоставление молодым семьям муниципальной поддержки на приобретение (строительство) жилья на территории муниципального образования «Город Томск» на 2009 - 2011 годы», и имеющие намерение использовать социальную выплату на погашение указанного ипотечного жилищного кредита (займа), предоставляют, помимо документов, указанных в пунктах 5.1 - 5.6, документы, указанные в пунктах 5.7 и 5.8 настоящего Положения, с места регистрации по месту жительства на момент подачи документов для признания нуждающимися в целях участия в Основном мероприятии и с места регистрации по месту жительства на момент заключения ипотечного жилищного кредита (займа), копию договора ипотечного жилищного кредитования (займа), а также заявление о намерении использовать в последующем социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по указанным кредитам (займам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Управлением молодежной политики администрации г.Томска было отказано Галеевым в подтверждении нуждаемости в жилом помещении на основании пп.12.1 п. 12, п.п.5.14 п. 5 Приложения № 1 к постановлению администрации г. Томска от 26.05.2014 № 426 – не представлены документы, предусмотренные пунктом 5 Положения.
Снятие молодых семей с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признанных таковыми в целях участия в Основном мероприятии, осуществляется в соответствии со статьей 56 Жилищного кодекса РФ.
При обращении молодой семьи в орган местного самоуправления за выдачей свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья комиссия повторно проверяет наличие факта нуждаемости молодой семьи в жилых помещениях в соответствии с условиями Основного мероприятия.
Перечень документов, предоставляемых молодой семьей для подтверждения наличия нуждаемости в жилых помещениях перед выдачей свидетельства определен пунктами 5 и 7 настоящего Положения; порядок работы комиссии при повторной проверке наличия факта нуждаемости молодой семьи в жилых помещениях осуществляется в соответствии с пунктами 8 - 10 настоящего Положения.
Уполномоченный орган принимает решение о подтверждении факта нуждаемости молодой семьи в жилых помещениях либо снятии молодой семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в срок не позднее 2 рабочих дней со дня получения протокола заседания комиссии, содержащего рекомендации по признанию молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях либо отказу в признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях (пункты 12-14 Приложения № 1).
Согласно пункту 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся Приложением № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальным услугами граждан Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемых приказов) социальные выплаты используются:
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома (далее - договор строительного подряда);
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив);
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома;
д) для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации;
е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Согласно п.19 Правил для участи в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а) заявление по форме согласно приложению № 2 к настоящим Правилам в 2-х экземплярах,
б) копии документов удостоверяющих личность каждого члена семьи,
в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется),
г) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома, при незавершенном строительстве дома,
д) копия кредитного договора (договора займа),
е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте «д» настоящего пункта,
ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
Из анализа приведенных нормативных положений следует, что участники программы вправе приобрести в собственность жилье в целях улучшения своих жилищных условий, при этом они сохраняют право на получение социальной выплаты на погашение основного долга по финансовым обязательствам, возникшим при приобретении жилого помещения.
Основанием для отказа административным ответчиком в подтверждении факта нуждаемости семьи Галеевых явилось то обстоятельство, что представленный заявителям кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с АО ... направлен на погашение рефинансируемого кредита (кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ), что свидетельствует о прекращении действия ипотечного кредитного договора, с помощью которого было приобретено жилое помещение.
Из возражений представителя административного ответчика следует, что представленный Галеевыми кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ №, кредит по которому предоставлен для погашения основного долга по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному заемщиком с иной кредитной организацией, не отвечает требованиям, указанным пп. «е» п.2 Правил, так как цель у представленного договора иная. Кроме того, на момент предоставления административными истцами документов в Управление молодежной политики администрации г. Томска обязательства по первоначальному кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному на приобретение жилья, были исполнены в полном объеме, право собственности на жилое помещение приобретено, ввиду чего документы, указанные в п.19 Правил, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении, отсутствуют и в УМП представлены не были.
Суд не может согласиться с обоснованностью выводов, изложенных в оспариваемых приказах, учитывая то обстоятельство, что рефинансирование кредита представляет собой получение в кредитной организации нового займа на более выгодных условиях для полного или частичного погашения предыдущего. При этом нормативно-правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, запрета на рефинансирование (перекредитование) ранее выданных ипотечных кредитов на приобретение жилья, не содержат.
Из кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между истцами и АО ..., следует, что он направлен на погашение ранее предоставленного семье кредита на приобретение жилья, что прямо отражено в тексте договора, следовательно, оснований полагать, что полученные по данному кредитному договору денежные средства, были направлены на иные цели, нежели на улучшение жилищных условий молодой семьи, не имеется.
При этом следует учесть, что на момент подачи заявления о предоставлении социальной выплаты молодая семья Галеевых имела право на постановку на учет для получения социальной выплаты и была включена в состав участников программы, поскольку соответствовала условиям, изложенным в п.6 Правил, в том числе, являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, право собственности на квартиру приобретено после признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, а кредитный договор, в свою очередь был заключен с целью покупки квартиры, то есть в целях решения своей жилищной проблемы путем реализации права на оказание мер государственной поддержки в виде предоставления социальной выплаты на погашение части стоимости жилья.
Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.
На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 01.12.1997 № 18-П, от 19.06.2002 № 11-П, от 29.01.2004 № 2-П, Определения от 04.12.2003 № 415-О, от 15.02.2005 № 17-О, от 27.12.2005 № 502-О и др.).
То обстоятельство, что первоначальный кредит был погашен за счет средств рефинансируемого кредита, предоставленного иным кредитором, предложившим более выгодные условия кредитования возникшего у истцов денежного обязательства по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, не лишает истцов права на получение мер социальной поддержки, так как кредитные обязательства истцов не исполнены.
Таким образом, отказ административного ответчика в подтверждении наличия нуждаемости административных истцов в жилом помещении, основанный на формальном исполнении пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, нельзя признать законным, поскольку он не соответствует целям Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ, а также смыслу статьи 38 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Иных оснований для отказа в подтверждении нуждаемости, помимо того, что кредитный договор об ипотеке направлен на цели погашения рефинансируемого кредита, ответчиком в приказе от ДД.ММ.ГГГГ №, не указано.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что приказ Управления молодежной политики администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в подтверждении нуждаемости в жилых помещениях семье Галеевых, следует признать незаконным, нарушающим права административных истцов.
В соответствии с пунктом 31 Приложения № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальным услугами граждан Российской Федерации», для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей основного мероприятия, заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и документы: а) предусмотренные подпунктами «б» - «д» пункта 18 настоящих Правил, - в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктами «а» - «д» и «ж» настоящих Правил; б) предусмотренные подпунктами «б» - «д» и «ж» пункта 19 настоящих Правил, - в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 31 настоящих Правил.
Основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются нарушение установленного пунктом 31 настоящих Правил срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 38 настоящих Правил.
Из материалов дела усматривается, что административным истцам отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в соответствии с аб. 2 п. 33 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, а именно: в связи с предоставлением документов не в полном объеме, не представлены документы, подтверждающие признание семьи Галеевых нуждающейся в жилых помещениях.
Поскольку суд пришел к выводу о том, что приказ Управления молодежной политики администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в отдельных муниципальных программах на территории муниципального образовании «Город Томск», в части отказа в подтверждении нуждаемости в жилых помещениях семье Галеевых является незаконным, то и принятый как следствие приказ Управления молодежной политики администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ №, в части отказа административным истцам в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты также является незаконным.
В целях устранения нарушенного права на администрацию г. Томска следует возложить обязанность выдать Галеевой У.Б., Галееву М.Р. свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
При обращении с административным иском в суд Галеевым М.Р. в соответствии с п.6 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., что подтверждается чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61).
С учетом удовлетворения исковых требований расходы по уплате госпошлины подлежат возмещению администрацией г. Томска за счет средств казны муниципального образования «Город Томск» в полном объеме в размере 300 руб., в пользу Галеева М.Р.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Галеева М.Р., Галеевой У.Б. к администрации г. Томска о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности выдать свидетельство, удовлетворить.
Признать незаконным приказ Управления молодежной политики администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Галееву М.Р., Галеевой У.Б. в подтверждении наличия нуждаемости в жилых помещениях.
Признать незаконным приказ Управления молодежной политики администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Галееву М.Р., Галеевой У.Б. в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Обязать администрацию Города Томска выдать Галееву М.Р., Галеевой У.Б. свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Взыскать с администрации Города Томска за счет средств казны муниципального образования “Город Томск” в пользу Галеева М.Р. расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированный текст решения изготовлен 17.07.2020.
На дату опубликования решение не вступило в законную силу.