Решение по делу № 2-2836/2018 ~ М-2430/2018 от 29.06.2018

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 сентября 2018 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Алферьевской С.А.,

при секретаре Легусовой К.Н.,

с участием прокурора Кирчановой Е.А.,

истца Кузнецова А. Г.,

представителя ответчика Министерства лесного комплекса ФИО5 <адрес>Луцик В. А., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова А. Г. к Министерству лесного комплекса ФИО5 <адрес> о признании незаконным распоряжения о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы ФИО5 <адрес>, признании недействительной записи в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении на государственной гражданской службе ФИО5 <адрес>, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецов А.Г. обратился в суд с иском к Министерству лесного комплекса ФИО5 <адрес>, требуя восстановить его на государственную гражданскую службу ФИО5 <адрес> в должности <данные изъяты> - <данные изъяты> ФИО5 <адрес> в области охраны окружающей среды (старшего государственного инспектора ФИО5 <адрес> по охране природы) службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес>; взыскать с министерства лесного комплекса ФИО5 <адрес> средний заработок за время вынужденного прогула по день восстановления на работе; взыскать с министерства лесного комплекса ФИО5 <адрес> в счет компенсации морального вреда 67510 руб. В обоснование требований указал, что распоряжением временно замещающего должность руководителя службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РЛ «О сокращении Кузнецова А.Г.» ДД.ММ.ГГГГ освобожден от замещаемой должности начальника управления по государственному охотничьему надзору и контролю - старшего государственного инспектора ФИО5 <адрес> в области охраны окружающей среды (старшего государственного инспектора ФИО5 <адрес> по охране природы) службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес> и уволен с государственной гражданской службы ФИО5 <адрес> в связи с сокращением должности гражданской службы (пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Считает увольнение незаконным. В соответствии с постановлением Правительства ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пп «О министерстве лесного комплекса ФИО5 <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ проведена процедура реорганизации министерства лесного комплекса ФИО5 <адрес> в форме присоединения к нему службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес> с одновременной передачей Министерству штатной численности и соответствующих бюджетных ассигнований службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес>. ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -уг, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, утверждена структура Министерства лесного комплекса ФИО5 <адрес>, согласно которой в министерстве созданы 3 дополнительных структурных подразделения одноименных структурным подразделениям, существовавшим в службе по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес> (отдел по государственному охотничьему надзору и контролю, отдел государственного управления и надзора в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения и отдел охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания), а также введена должность заместителя министра, курирующего данные структурные подразделения. Следовательно, штатное расписание министерства должно содержать штатные единицы начальников указанных структурных подразделений. В соответствии с ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в государственном органе вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы ФИО5 <адрес>, утвержденным законом ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , должность начальника отдела в министерствах ФИО5 <адрес> относится к главной группе должностей категории «руководители» (подраздел 1 раздела 4 Реестра). Должность начальника управления службы, замещаемая им до увольнения, также согласно Реестру относится к главной группе должностей категории «руководители» (подраздел 5 раздела 4 Реестра). Таким образом, в штатном расписании министерства на ДД.ММ.ГГГГ имелись вакантные должности гражданской службы, соответствующие категории и группе замещаемой им должности гражданской службы, уровню квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы и работы по специальности, но данные должности ему не предлагались. ДД.ММ.ГГГГ ему вручено предупреждение о сокращении замещаемой должности и расторжении служебного контракта по замещаемой должности ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ему вручено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ , в котором сообщено, что в министерстве отсутствуют должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой им должности, предложена должность государственной гражданской службы ФИО5 <адрес> - главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды (главный государственный инспектор по охране природы) отдела по <адрес> участковому лесничеству территориального управления министерства лесного комплекса ФИО5 <адрес>. Указанная должность не соответствовала категории и группе замещаемой им должности гражданской службы, кроме того, место предлагаемой работы находилось на удалении более чем в 300 км от <адрес>, где он постоянно проживает с семьей, двое его несовершеннолетних детей обучаются в образовательных учреждениях. В связи с этим он вынужден был не согласиться с предлагаемой должностью и ДД.ММ.ГГГГ подписал отказ от замещения этой должности. Иных должностей не предлагалось. Считает, что предложение должности, подразумевающей снижение оплаты труда и переезд в другую местность, где не имеет жилья, изначально носило цель его увольнения путем создания непреодолимых условий. Это подтверждается тем, что распоряжение о сокращении подписано за день до его отказа от предлагаемой должности, а именно ДД.ММ.ГГГГ. Дисциплинарных взысканий за весь восьмилетний период работы в службе по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес> не имел, неоднократно отмечался руководством за высокие показатели служебной деятельности. Кроме того, за успехи в работе ему объявлялась благодарность Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также вручена почетная грамота Министерства природных ресурсов и экологии ФИО5 <адрес>. Возглавляемое им направление надзорной деятельности по результативности работы ежегодно занимало одно из лидирующих позиций среди аналогичных служб Сибирского федерального округа. ДД.ММ.ГГГГ он успешно прошел аттестацию и рекомендован к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности государственной гражданской службы в порядке должностного роста, что подтверждено аттестационным листом. В целях повышения своей квалификации регулярно проходил курсы краткосрочного повышения квалификации, в 2015 году с отличием окончил программу магистратуры по направлению подготовки «Биология» ФГБОУ ВО ФИО5 аграрный университет имени ФИО9. Однако все это не повлияло на решение работодателя включить его в список работников, подлежащих сокращению. По имеющейся у него информации, на должности начальников профильных отделов в министерстве назначены с ДД.ММ.ГГГГ гражданские служащие, имеющие более низкий, чем у него уровень квалификации, стаж гражданской службы и работы по специальности. Кроме того, должность начальника отдела в министерстве для данных сотрудников являлась вышестоящей по группе должностей. Все это также дает основание полагать, что мотивы для увольнения с государственной гражданской службы не связаны с отсутствием вакантных должностей, соответствующих уровню его квалификации, исполнением должностных обязанностей и осуществлением профессиональной деятельности. Следовательно, при увольнении нарушены принципы гражданской службы, декларируемые в ст. 4 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», а именно равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от обстоятельств не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего, стабильность гражданской службы. В связи с незаконным увольнением ответчик обязан выплатить средний заработок за время вынужденного прогула со дня, следующего за увольнением, до восстановления на работе. Его средний дневной заработок, рассчитанный за 12 месяцев, предшествующих увольнению, составляет 4787-34 руб. Незаконными действиями работодателя ему причинен моральный вред, который выразился в снижении работоспособности и депрессии, продолжавшихся в период более месяца, состоянии жизненной неопределенности, связанном с потерей работы и постоянного источника дохода, нарушении деловой репутации. Причиненный моральный вред оценивает в 67510 руб., что равняется одному среднемесячному заработку, рассчитанному за три последних месяца работы и указанному в справке о средней заработной плате (денежном довольствии) для определения размера пособия по безработице и стипендии.

В ходе судебного разбирательства истец Кузнецов А.Г. исковые требования уточнил, просил признать незаконным (недействительным) распоряжение Службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О сокращении Кузнецова А.Г.»; признать недействительной запись от ДД.ММ.ГГГГ в трудовой книжке; восстановить его на государственную гражданскую службу ФИО5 <адрес> в должности начальника управления по государственному охотничьему надзору и контролю - старшего государственного инспектора ФИО5 <адрес> в области охраны окружающей среды (старшего государственного инспектора ФИО5 <адрес> по охране природы) службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес>; взыскать с министерства лесного комплекса ФИО5 <адрес> средний заработок за время вынужденного прогула по день восстановления на работе; взыскать с министерства лесного комплекса ФИО5 <адрес> в счет компенсации морального вреда 67510 руб.

В судебном заседании истец Кузнецов А.Г. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительном исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика Министерства лесного комплекса ФИО5 <адрес> Луцик В.А. требования Кузнецова А.Г. не признал, в удовлетворении иска просил отказать по доводам, указанным в письменном отзыве на исковое заявление.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Кирчановой Е.А., полагавшей требования Кузнецова А.Г. подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии со ст. 73 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Как разъяснено в п. 30 Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В пункте 23 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» указано, что при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

В силу ч. 1 ст. 31 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

В силу ч. 2 названной статьи о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Частью 6 ст. 31 Закона предусмотрено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Так, в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Как разъяснено Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 19.06.2012 № 1130-О, специфика государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет правовой статус государственных служащих, исходя из особенностей которого, обусловленных характером выполняемой ими деятельности и предъявляемыми к ним квалификационными требованиями, законодатель вправе в рамках своей дискреции определять с помощью специального правового регулирования права и обязанности государственных служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной службой, а также предоставлять им соответствующие гарантии с учетом задач, принципов организации и функционирования того или иного вида государственной службы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 года №14-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года № 472-О-О и от 19 января 2011 года № 48-О-О).

Необходимость предоставления гражданским служащим дополнительных гарантий в сфере труда и занятости при расторжении с ними служебного контракта в связи с сокращением должностей гражданской службы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Определение вида и объема подобных гарантий, а также случаев их предоставления является прерогативой федерального законодателя (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года № 472-О-О и от 13 мая 2010 года № 655-О-О).

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов А.Г. проходил государственную гражданскую службу ФИО5 <адрес>, замещал должность государственной гражданской службы ФИО5 <адрес>.

Распоряжением Службы по охране использованию животного мира ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность начальника управления по государственному охотничьему надзору и контролю (главная группа должностей категории «руководители»).

ДД.ММ.ГГГГ между Службой по охране использованию животного мира ФИО5 <адрес> и Кузнецовым А.Г. заключен соответствующий служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы ФИО5 <адрес> и замещении должности государственной гражданской службы ФИО5 <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения. Согласно дополнительному соглашению к служебному контракту Кузнецов А.Г. обязался исполнять должностные обязанности по должности начальника управления по государственному охотничьему надзору и контролю – старшего государственного инспектора ФИО5 <адрес> в области охраны окружающей среды (старшего государственного инспектора ФИО5 <адрес> по охране природы) Службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес>.

Распоряжением Службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РЛ «О сокращении Кузнецова А.Г.» расторгнут служебный контракт, Кузнецов А.Г., начальник управления по государственному охотничьему надзору и контролю – старший государственный инспектор ФИО5 <адрес> в области охраны окружающей среды (старший государственный инспектор ФИО5 <адрес> по охране природы) Службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес>, освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы ФИО5 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в связи с сокращением должности гражданской службы (пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Проверяя законность произведенного увольнения, суд приходит к выводу о нарушении порядка и процедуры увольнения Кузнецова А.Г. с государственной гражданской службы ФИО5 <адрес>.

Согласно штатному расписанию Службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес>, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ и действующему с ДД.ММ.ГГГГ, в структуре Службы имелось управление по государственному охотничьему надзору и контролю службы по охране и использованию животного мира, возглавляемый начальником управления. Данную должность замещал Кузнецов А.Г.

В соответствии с Постановлением Правительства ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пп:

- реорганизовано Министерство лесного комплекса ФИО5 <адрес> в форме присоединения к нему Службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес>;

- утверждено Положение о Министерстве лесного комплекса ФИО5 <адрес>;

- Министерству лесного комплекса ФИО5 <адрес> передана штатная численность и соответствующие бюджетные ассигнования Службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес> в количестве 121 единицы, в том числе 87 единиц государственных гражданских служащих ФИО5 <адрес>, 2 единицы работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы ФИО5 <адрес>;

- установлена предельная штатная численность Министерства лесного комплекса ФИО5 <адрес> в количестве 1845 единиц, в том числе 1 единицы - лица, замещающего государственную должность ФИО5 <адрес>, 563 единицы государственных гражданских служащих ФИО5 <адрес>, 789 единиц работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы ФИО5 <адрес>.

ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -уг утверждена структура Министерства лесного комплекса ФИО5 <адрес>. Министру лесного комплекса ФИО5 <адрес> поручено обеспечить приведение в соответствие с настоящим ФИО3 соответствующих правовых актов ФИО5 <адрес>, проведение необходимых организационно-штатных мероприятии, совершение иных юридически значимых действий, связанных с реализацией настоящего ФИО3, в соответствии с законодательством.

Во исполнение ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -уг министром лесного комплекса ФИО5 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание министерства на период с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно новому штатному расписанию с ДД.ММ.ГГГГ в структуру министерства включены, в том числе отделы:

- отдел по государственному охотничьему надзору и контролю;

- отдел государственного управления и надзора в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения;

- отдел охраны регулирования и использования объектов животного мира и среды их обитания.

Постановлением Правительства ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пп в Постановление Правительства ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пп «О министерстве лесного комплекса ФИО5 <адрес>» внесены изменения, а именно министру лесного комплекса ФИО5 <адрес> поручено обеспечить приведение в соответствие с настоящим постановлением соответствующих правовых актов ФИО5 <адрес>, проведение необходимых организационно-штатных мероприятий, совершение иных юридически значимых действий, связанных с реализацией настоящего постановления, в соответствии с законодательством.

ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России по ФИО5 <адрес> внесена запись о завершении реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица - Службы по охране использованию животного мира ФИО5 <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России по ФИО5 <адрес> выдано уведомление о снятии с учета Службы по охране использованию животного мира ФИО5 <адрес> в налоговом органе, на основании сведений о прекращении деятельности Службы путем реорганизации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что с ДД.ММ.ГГГГ имело место действительное сокращение штата работников Службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес>, должность начальника управления по государственному охотничьему надзору и контролю Службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес>, которую занимал истец Кузнецов А.Г., сокращена, в связи с реорганизацией Министерства лесного комплекса ФИО5 <адрес> в форме присоединения к нему Службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес>.

В связи с чем, у Службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес> имелись основания для увольнения Кузнецова А.Г. с государственной гражданской службы ФИО5 <адрес>, в связи с сокращением должности начальника управления по государственному охотничьему надзору и контролю службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес>, в соответствии со статьей 31, пунктом 4 части 1 статьи 33, пунктом 8.2 части 1, частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Вместе с тем, представителем нанимателя допущено нарушение порядка и процедуры увольнения истца.

Предупреждением Службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов А.Г. уведомлен о том, что ДД.ММ.ГГГГ Служба по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес> присоединяется к Министерству лесного комплекса ФИО5 <адрес>. Штатная численность Службы передается в Министерство. В соответствии со статьей 31, пунктом 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Кузнецов А.Г. предупрежден о сокращении замещаемой им должности и расторжении служебного контракта по замещаемой им должности ДД.ММ.ГГГГ.

Предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ получено Кузнецовым А.Г. ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует его подпись в тексте предупреждения.

В соответствии с уведомлением Министерства лесного комплекса ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецову А.Г., в связи с реорганизацией Министерства лесного комплекса ФИО5 <адрес> в форме присоединения к нему Службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес> и сокращением замещаемой должности, в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сообщено, что в Министерстве лесного комплекса ФИО5 <адрес> отсутствуют должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой им должности. Кузнецову А.Г. предложена должность государственной гражданской службы ФИО5 <адрес> - главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды (главный государственный инспектор по охране природы) отдела по Усть-Удинскому участковому лесничеству территориального управления Министерства лесного комплекса ФИО5 <адрес> по Усть-Удинскому лесничеству, с установлением должностного оклада в размере 4 719 руб.

Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецовым А.Г. получено ДД.ММ.ГГГГ. Кузнецов А.Г. от предлагаемой ему должности отказался, о чем указал собственноручно в тексте уведомления.

Иные вакантные должности гражданской службы Министерством Кузнецову А.Г. не предлагались, однако такие должности имелись.

Как установлено судом, в период действия предупреждения Кузнецова А.Г. о предстоящем увольнении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Министерстве лесного комплекса ФИО5 <адрес> имелись вакантные должности:

- начальник отдела государственного управления и надзора в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения,

- начальник отдела по государственному охотничьему надзору,

- начальник отдела охраны регулирования и использования объектов животного мира и среды их обитания.

Данные вакантные должности министерством замещены ДД.ММ.ГГГГ путем назначения на должности ФИО10, ФИО11, ФИО12

Так, должность государственной гражданской службы ФИО5 <адрес> - начальника отдела государственного управления и надзора в области организации и функционирования государственных природных заказчиков регионального значения Министерства лесного комплекса ФИО5 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ предложена ФИО10, в связи с сокращением занимаемой им должности начальника ФИО5 межрайонного отдела в управлении по государственному охотничьему надзору и контролю службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес> – старшего государственного инспектора ФИО5 <адрес> в области охраны окружающей среды. На замещение предложенной должности ФИО10 согласился ДД.ММ.ГГГГ.

Должность начальника отдела по государственному охотничьему надзору Министерства ДД.ММ.ГГГГ предложена ФИО11, в связи с сокращением занимаемой им должности начальника Братского межрайонного отдела в управлении по государственному охотничьему надзору и контролю Службы, с предложенной должностью ФИО11 согласился ДД.ММ.ГГГГ.

Должность начальника отдела охраны регулирования и использования объектов животного мира и среды их обитания Министерства ДД.ММ.ГГГГ предложена ФИО12, в связи с сокращением занимаемой им должности начальника отдела охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания Службы, с предложенной должностью ФИО12 согласился ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, должности начальников отдела по государственному охотничьему надзору, отдела охраны регулирования и использования объектов животного мира и среды их обитания, отдела государственного управления и надзора в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения не предложены Министерством Кузнецову А.Г., поскольку ДД.ММ.ГГГГ были предложены иным сотрудникам, также подлежавшим увольнению в связи с сокращением штата Службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес>.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.09.2011 №1165-О-О указал, что реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения, закрепленных в части третьей статьи 81, части первой статьи 179, частях первой и второй статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации (определения от 15 июля 2008 года № 411-О-О, 412-О-О и 413-О-О, от 1 июня 2010 года № 840-О-О).

Однако при реализации Министерством лесного комплекса ФИО5 <адрес> предоставленного ему права и заполнении штата после присоединения к нему Службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес> по своему усмотрению, в том числе путем предложения вакантных должностей некоторым служащим Службы, подлежавшим увольнению по сокращению наряду с Кузнецовым А.Г., ответчиком нарушены положения ч. 5 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В соответствии с ч. 5 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.

Как разъяснено в п. 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 года, представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности государственной гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Таким образом, в силу ч. 5 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Министерство лесного комплекса Иркутской области, как государственный орган, которому переданы функции упраздненного государственного органа – Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области, обязано было предложить Кузнецову А.Г. все имеющиеся в министерстве вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, с учетом уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы.

В соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы ФИО5 <адрес>, являющимся Приложением к Закону Иркутской области "О Реестре должностей государственной гражданской службы Иркутской области" от 24 декабря 2007 года № 137-оз, имеющиеся в министерстве вакантные должности начальника отдела государственного управления и надзора в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения, начальника отдела по государственному охотничьему надзору, начальника отдела охраны регулирования и использования объектов животного мира и среды их обитания отнесены к главной группе должностей категории «руководители».

ФИО10, ФИО11, ФИО12, назначенные на вышеперечисленные должности, в Службе по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес> замещали должности начальников отдела в управлении, которые отнесены к ведущей группе должностей категории «руководители», то есть должности, относящиеся к иной группе должностей.

В свою очередь, должность начальника управления по государственному охотничьему надзору и контролю – старшего государственного инспектора ФИО5 <адрес> в области охраны окружающей среды Службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес>, которую замещал Кузнецов А.Г., согласно Реестру отнесена к главной группе должностей категории «руководители».

В связи с чем, Кузнецов А.Г. имел право претендовать на замещение отвечающих его категории и группе вакантных должностей начальника отдела государственного управления и надзора в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения, начальника отдела по государственному охотничьему надзору, начальника отдела охраны регулирования и использования объектов животного мира и среды их обитания.

Однако указанные должности в нарушение ч. 5 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Министерством лесного комплекса ФИО5 <адрес> не были предложены ФИО13, а были предложены иным служащим, без учета категории и группы замещаемых ими должностей гражданской службы, с чем суд согласиться не может.

По уровню своего образования, квалификации, стажа государственной гражданской службы Кузнецов А.Г. отвечал предъявляемым требованиям для замещения вакантных должностей начальника отдела государственного управления и надзора в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения, начальника отдела по государственному охотничьему надзору, начальника отдела охраны регулирования и использования объектов животного мира и среды их обитания.

При таких обстоятельствах, распоряжение Службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РЛ о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы ФИО5 <адрес> Кузнецова А.Г. подлежит признанию незаконным, а Кузнецов А.Г. – восстановлению на государственной гражданской службе ФИО5 <адрес> в должности <данные изъяты> ФИО5 <адрес> в области охраны окружающей среды (старший государственный инспектор ФИО5 <адрес> по охране природы) службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Обоснованными суд находит и требования Кузнецова А.Г. о признании недействительной записи в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда.

В соответствии с п. 30 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в разделах трудовой книжки, содержащих сведения о работе или сведения о награждении, зачеркивание неточных или неправильных записей не допускается.

Изменение записей производится путем признания их недействительными и внесения правильных записей.

В таком же порядке производится изменение записи об увольнении работника (переводе на другую постоянную работу) в случае признания увольнения (перевода) незаконным.

Поскольку увольнение Кузнецова А.Г. незаконно, запись от ДД.ММ.ГГГГ в трудовой книжке Кузнецова А.Г. о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы ФИО5 <адрес> в связи с сокращением должности гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», подлежит признанию недействительной.

В силу ст. 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.

В соответствии с ч. 7 ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как разъяснено в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.

С учетом представленных доказательств, фактических обстоятельств дела, характера допущенных представителем нанимателя нарушений при увольнении Кузнецова А.Г., суд полагает разумным и справедливым взыскать с Министерства лесного комплекса ФИО5 <адрес>, как правопреемника Службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес>, в пользу Кузнецова А.Г. в счет компенсации морального вреда 3000 руб.

Вместе с тем, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения требований Кузнецова А.Г. о взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула.

В соответствии со ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

В пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» разъяснено, что средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется в порядке, предусмотренном статьей 139 ТК РФ. При взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету.

Согласно справке Министерства денежное содержание Кузнецова А.Г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составило <данные изъяты> руб., количество отработанных дней 197.

Следовательно, размер среднедневного заработка – <данные изъяты>

Количество рабочих дней в периоде вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 56 дней.

Денежное довольствие за время вынужденного прогула – <данные изъяты> руб. х 56 дней).

При увольнении Кузнецову А.Г. выплачено выходное пособие в размере <данные изъяты>., что подлежит зачету при взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула и превышает его размер.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кузнецова А. Г. к Министерству лесного комплекса ФИО5 <адрес> о признании незаконным распоряжения о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы ФИО5 <адрес>, признании недействительной записи в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении на государственной гражданской службе ФИО5 <адрес>, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение Службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы ФИО5 <адрес> Кузнецова А. Г..

Восстановить Кузнецова А. Г. на государственной гражданской службе ФИО5 <адрес> в должности начальника управления по государственному охотничьему надзору и контролю – старшего государственного инспектора ФИО5 <адрес> в области охраны окружающей среды (старший государственный инспектор ФИО5 <адрес> по охране природы) службы по охране и использованию животного мира ФИО5 <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Признать недействительной запись от ДД.ММ.ГГГГ в трудовой книжке Кузнецова А. Г. о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы ФИО5 <адрес> в связи с сокращением должности гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Взыскать с Министерства лесного комплекса ФИО5 <адрес> в пользу Кузнецова А. Г. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

В удовлетворении требований о взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда в большем размере Кузнецову А.Г. отказать.

Решение в части восстановления Кузнецова А.Г. на государственной гражданской службе ФИО5 <адрес> подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в ФИО5 областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий     

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

2-2836/2018 ~ М-2430/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кузнецов Андрей Геннадьевич
Прокуратура Кировского района г. Иркутска
Ответчики
Министерство лесного комплекса Иркутской области
Суд
Кировский районный суд г. Иркутска
Судья
Алферьевская Светлана Александровна
Дело на странице суда
kirovsky--irk.sudrf.ru
29.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.07.2018Передача материалов судье
02.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2018Судебное заседание
13.08.2018Судебное заседание
23.08.2018Судебное заседание
05.09.2018Судебное заседание
18.09.2018Судебное заседание
28.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее