Дело № 2-171/2019
Мотивированное решение изготовлено:
06 марта 2019 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2019 года ЗАТО г.Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Петровой О.С.
при секретаре Романовой О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пульвас Инны Александровны, Гуровой Марины Геннадьевны, Гладышевой Ирины Валентиновны, Лазаревой Светланы Николаевны к акционерному обществу "Мурманэнергосбыт", обществу с ограниченной ответственностью «УК Корабельная» о признании общедомового прибора учета потребленных услуг вышедшим из строя и непригодным для коммерческого учета,
УСТАНОВИЛ:
Истцы, являющиеся собственниками квартир *** многоквартирного дома № 15 по улице Адмирала Сизова в г.Североморске, обратились в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» (далее по тексту – АО «МЭС») о признании общедомового прибора учета потребленных услуг вышедшим из строя и непригодным для коммерческого учета с 26 января 2016 года.
В обоснование исковых требований указано, что в доме установлен общедомовой прибор учета (далее по тексту – ОДПУ), который введен в эксплуатацию в соответствии с актом ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 16 декабря 2015 года. Управление многоквартирным домом осуществляет в соответствии с договором управления ООО «Североморскжилкомхоз», в дальнейшем переименованное на ООО «УК Корабельная».
Приведя довод о том, что данный ОДПУ с января 2016 работал с превышением нормированных пределов погрешности, что послужило основанием для вывода ОДПУ из эксплуатации на основании акта от 27 апреля 2018 года, истцы просили признать ОДПУ, расположенный по адресу: Мурманская область, г. Североморск, ул. Адмирала Сизова, д. 15, вышедшим из строя и непригодным для коммерческого учета с 26 января 2016 года, обязать АО «МЭС» произвести истцам перерасчет за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года из расчета норматива потребления, учесть излишне уплаченные денежные средства в счет погашения будущих периодов.
В судебном заседании истец Гладышева И.В. поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в иске.
Истцы Пульвас И.А., Гурова М.Г., Лазарева С.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Представитель истцов Решетняк А.С. в судебном заседании настаивала на доводах, изложенных в исковом заявлении. Ссылаясь на анализ ведомостей учета тепловой энергии и теплоносителя за период с 26 января 2016 года по 22 февраля 2016 года спорного ОДПУ, произведенный ООО «Производственная Компания «ЭлтехМонтаж», полагала ОДПУ, расположенный по адресу: Мурманская область, г. Североморск, ул. Адмирала Сизова, д. 15, не соответствующим требованиям нормативной документации в области коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя и в связи с этим непригодным для коммерческого учета.
Представители ответчика АО «Мурманэнергосбыт» Труфанова А.И., Секирин А.В., в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, подробно изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, указали, что прибор учета тепловой энергии в доме № 4 по улице Адмирала Сизова в г.Североморске введен в эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №1034, что признано вступившим в законную силу решением Североморского районного суда Мурманской области от 12 апреля 2018 года. При этом управляющей компании о вводе ОДПУ в эксплуатацию было известно. В случае наличия у потребителя либо у его представителя сомнений в показаниях ОДПУ они в соответствии с п. 83 Правил могли инициировать комиссионную проверку работоспособности узла учета, однако ни потребитель, ни его представитель не обращались в АО «МЭС» по поводу проверки.
Полагали, что утверждение о том, что ОДПУ с января 2016 года работал с превышением погрешности некорректно, поскольку приборы учета прошли метрологическую поверку, включены в государственный реестр средств измерений, узел учета введен в эксплуатацию комиссией в составе представителей потребителя, теплоснабжающей организации и монтажной организации.
Привели довод о том, что расчет погрешности измерения расхода по ведомости учета тепловой энергии делать некорректно, поскольку определение относительной погрешности измерения расхода для расходомеров КАРАТ-РС, установленных по адресу: Мурманская область, г. Североморск, ул. Адмирала Сизова, д. 15, возможно только в соответствии с требованиями методики поверки. Для определения погрешности необходимо использование эталонных средств измерения и вспомогательных средств. Заключение о неработоспособности ОДПУ может дать только специализированная организация, каковой, по мнению представителей ответчика АО «МЭС», ООО «Производственная Компания «ЭлтехМонтаж» не является.
Пояснили, что в соответствии с определением суда АО «МЭС» провело анализ архивных данных узла учета тепловой энергии на 26 января 2016 года и по результатам проведенного анализа ответчик пришел к выводу, что ОДПУ работал корректно.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика ООО «УК Корабельная» Романова Н.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, заявленных к ООО «УК Корабельная», полагая при этом, что иск к АО «МЭС» подлежит удовлетворению. Привела довод о том, что ввод прибора учета в эксплуатацию, а также его дальнейшее обслуживание произведено с нарушениями пункта 13 Федерального закона №261, пункта 62 Правил коммерческого учета №1034, поскольку прибор учета принят ООО «УК «Корабельная» лишь 06 сентября 2017 года, ведомости учета тепловой энергии и теплоносителя в адрес управляющей компании не направлялись, в связи с чем ООО «УК «Корабельная» не имела возможности инициировать проверку ОДПУ.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, настаивала на том, что показания приборов учета не могли использоваться для производства корректировки по отоплению за 2016 год.
Представитель третьих лиц Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск и Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск Шамшутдинов Р.Ш. оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Представители третьих лиц Государственной жилищной инспекции Мурманской области, ООО «ЕРЦ» и ООО «УК «Прогресс» о времени и месте слушания дела извещены, в судебное заседание не явились.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения представителя истцов, мнения представителей ответчиков, пояснения представителя третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору (п.1). Если законами или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к товару (услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующим этим требованиям (п.5).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Указанные Правила регулируют правоотношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу пункта 2 Правил предоставления № 354 исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги и ресурсы.
Согласно Распоряжению Правительства Мурманской области от 15.06.2011 № 210-РП «О создании единой теплоснабжающей компании на территории Мурманской области» АО «Мурманэнергосбыт» определено в качестве объединенной теплоснабжающей компании.
В соответствии с Уставом АО «Мурманэнергосбыт» (утвержден 12.10.2015), АО «Мурманэнергосбыт» создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» как Открытое акционерное общество «Мурманэнергосбыт» 04.09.2009. Общество создано в целях бесперебойного и качественного теплоснабжения и электроснабжения потребителей Мурманской области, а также получения прибыли от осуществляемых видов деятельности.
Договоры теплоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг между АО «МЭС» и управляющими компаниями в отношении рассматриваемых многоквартирных домов не заключались. Отношения с собственниками помещений в многоквартирных домах осуществляются путем совершения конклюдентных действий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах».
АО «МЭС» по отношению к потребителям, проживающим в многоквартирных домах города Североморска по ул. Сизова (дом 15), является организацией, которая в силу положений части 9 статьи 13 Закона об энергетической эффективности обязана осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет.
Согласно представленной АО «Мурманэнергосбыт» информации, по договорам аренды имущества № 78/04 от 01.09.2015 и № 178-16-619от 22.08.2016, МУП «Североморские теплосети» передало АО «Мурманэнергосбыт» во временное возмездное владение и пользование имущество (источник тепловой энергии, тепловые сети и т.д.), расположенное на территории ЗАТО г. Североморск, с целью его использования для производства пара и горячей воды (тепловой энергии).
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закона об энергетической эффективности), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 2 статьи 13 Закона об энергетической эффективности, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергетической эффективности, до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу части 9 статьи 13 Закона об энергетической эффективности, с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Частью 12 статьи 13 Закона об энергетической эффективности предусмотрено, что до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
При этом, после 01.07.2013 (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления (часть 12 статьи 13 Закона об энергетической эффективности).
Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания (часть 12 статьи 13 Федерального закона об энергетической эффективности).
Обязанность по оснащению приборами учета коммунальных ресурсов, в том числе тепловой энергии, в срок до 01.07.2012 была возложена на собственников жилых помещений многоквартирных домов.
В случае неисполнения собственниками жилых помещений обязанности по установке индивидуальных и коллективных приборов учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012, в силу положений части 12 статьи 13 Закона об энергетической эффективности обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов возложена на ресурсоснабжающую организацию.
Как установлено судом, действуя в рамках прямого указания закона об энергосбережении и исполняя обязанность по оснащению МКД прибором учета, в период 2014-2015 годов АО «МЭС» осуществило установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета в многоквартирном доме по адресу: Мурманская область, г.Североморск, ул. Адмирала Сизова, д.15.
Решением Североморского районного суда Мурманской области от 12 апреля 2018 года отказано в удовлетворении исковых требований Гуровой М.Г., Гладышевой И.В., Лазаревой С.М., Павлушкиной Л.И., Головина А.М., Дарьина В.И. к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» о признании недействительной корректировки платы по отоплению за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года, осуществленной на основании данных общедомового прибора учета тепловой энергии многоквартирного дома 15 по ул. Адмирала Сизова в г.Североморске Мурманской области, при этом каких-либо нарушений по установке, вводу в эксплуатацию, процедуре передачи управляющей компании и обслуживании общедомового прибора учета тепловой энергии данным решением суда не установлено.
Согласно ч. 2 ст. 61 данного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Исходя из п. 68 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 г. № 1034, акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Таким образом, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя обоснованно осуществлялся АО «МЭС» путем их измерения прибором учета, установленным в доме 15 по ул. Адмирала Сизова в г.Североморске Мурманской области.
В силу п. 75 Правил № 1034 узел учета считается вышедшим из строя, в частности, в случае работы с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.
В п. 83 Правил № 1034 предусмотрено, что в случае, если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета.
В соответствии с актом периодической проверки готовности к эксплуатации узла учета тепловой энергии потребителя от 27 апреля 2018 года узел учета, установленный в доме 15 по ул. Адмирала Сизова в г.Североморске Мурманской области, признан непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Вместе с тем до указанной даты, как установлено в судебном заседании, ни потребитель, ни его представитель не обращались в АО «МЭС» по поводу проверки комиссией функционирования узла учета.
При возникновении разногласий между сторонами договора по корректности показаний узла учета владелец узла учета по требованию другой стороны договора в течение 15 дней со дня обращения организует внеочередную поверку приборов учета, входящих в состав узла учета, с участием представителя теплоснабжающей организации и потребителя (п. 84 Правил N 1034).
Согласно п. 86 Правил при выявлении нарушений в работе узла учета количество израсходованной тепловой энергии определяется расчетным методом с момента выхода из строя прибора учета, входящего в состав узла учета. Время выхода прибора учета из строя определяется по данным архива тепловычислителя, а при их отсутствии - с даты сдачи последнего отчета о теплопотреблении.
Результаты проверки узла учета оформляются актами, подписанными представителями теплоснабжающей организации и потребителя (п. 92 Правил N 1034).
Акт, подтверждающий неисправность прибора учета в исковой период, материалы дела не содержат.
К единому мнению члены комиссии о времени выхода прибора учета, входящего в состав узла учета, не пришли.
Ходатайства о проведении по делу экспертизы участниками процесса, несмотря на неоднократное разъяснение судом положений ст.79 ГПК РФ, не заявлено.
Доводы представителя истцов Решетняк А.С. и представителя ответчика ООО «УК «Корабельная» о том, что управляющей компании и потребителям не было известно о вводе ОДПУ в эксплуатацию, суд считает несостоятельными, поскольку, как установлено вышеприведенным решением суда от 12 апреля 2018 года, отчеты о теплопотреблении по приборам УУТЭ за январь 2016 года – декабрь 2016 года ежемесячно передавались АО «МЭС» в ООО «СЖКХ» и КРГХ администрации ЗАТО г.Североморск.
Ссылки представителя истца на некорректную работу ОДПУ с января 2016 года, выразившуюся в превышении погрешности, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку для установления данного обстоятельства предусмотрена специальная процедура поверки прибора учета.
Определение относительной погрешности измерения расхода для расходомеров КАРАТ-РС, установленных по адресу: Мурманская область, г. Североморск, ул. Адмирала Сизова, д. 15, возможно только в соответствии с требованиями методики поверки. Для определения погрешности необходимо использование эталонных средств измерения и вспомогательных средств. Заключение о неработоспособности ОДПУ может дать только специализированная организация, доказательств отнесения к которым ООО «Производственная Компания «ЭлтехМонтаж» стороной истца не представлено.
В соответствии со ст. 60 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доказательств неисправности прибора учета с 26 января 2016 года в материалах дела не имеется, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд исходит из того, что в установленном порядке ОДПУ вышедшим из строя с 26 января 2016 года не признан, а суд не вправе подменять специально уполномоченный орган и делать вывод о неисправности ОДПУ в отсутствие подтверждающих данное обстоятельство доказательств.
Таким образом, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56-57, 194-197 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Пульвас Инны Александровны, Гуровой Марины Геннадьевны, Гладышевой Ирины Валентиновны, Лазаревой Светланы Николаевны к акционерному обществу "Мурманэнергосбыт", обществу с ограниченной ответственностью «УК Корабельная» о признании общедомового прибора учета потребленных услуг вышедшим из строя и непригодным для коммерческого учета отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий О.С. Петрова