Дело № 2-117/2018 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2018 года г. Очер
Очерский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Кляусовой И.В.,
при секретаре Вшивковой Л.А.,
с участием
прокурора Кузнецовой Е.А.,
представителя Администрации Кипринского сельского поселения ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Очерского района Пермского края к администрации Кипринского сельского поселения Очерского муниципального района Пермского края о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
прокурор Очерского района Пермского края обратился в суд с иском к администрации Кипринского сельского поселения Очерского муниципального района Пермского края о возложении обязанности обратиться в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества общественных кладбищ, расположенных в <адрес>, в а также не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, занятых под общественные кладбища.
Требования мотивированы тем, что в результате проведенной проверки соблюдения действующего законодательства о погребении и похоронном деле на территории Кипринского сельского поселения установлено, что расположенные на территории Кипринского сельского поселения 3 действующих места погребения в <адрес> отсутствуют правоустанавливающие документы, границы земельных участков не определены, права надлежащим образом не оформлены, то есть не имеют собственника, являются бесхозяйными. Вместе с тем, администрацией Кипринского сельского поселения не предпринимаются меры по принятию указанных объектов в муниципальную собственность.
В судебном заседании прокурор Кузнецова Е.А. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика администрации Кипринского сельского поселения Очерского муниципального района Пермского края ФИО3 в суде пояснила, что готовы к проведению подготовительных работ и определению стоимости таких работ в течение 2018 года, денежные средства на проведение необходимых работ будут запланированы на 2019 год.
Заслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского поселения.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) установлено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 18 и пунктом 2 статьи 25 Федерального закона N 8-ФЗ предусмотрено определение органом местного самоуправления порядка деятельности общественных кладбищ и организация похоронного дела.
Положениями п.13 ст.2 Закона Пермского края от 22.12.2014 N 416-ПК "О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края "О бюджетном процессе в Пермском крае" предусмотрено, что за сельскими поселениями Пермского края закреплены вопросы местного значения, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно абз.3 ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (пункт 5 Порядка).
Частями 1,3 ст.225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Судом установлено, что прокуратурой Очерского района Пермского края проведена проверка соблюдения действующего законодательства о погребении и похоронном деле на территории Кипринского сельского поселения Очерского муниципального района Пермского края. В ходе проверки выявлено, что расположенные на территории Кипринского сельского поселения 3 действующих места погребения в <адрес> отсутствуют правоустанавливающие документы, границы земельных участков не определены, права надлежащим образом не оформлены, то есть не имеют собственника.
Согласно уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сведения о собственниках кладбищ в <адрес> отсутствуют (л.д.5,6,7).
По сведениям Администрации Кипринского сельского поселения кладбища в <адрес> в реестр муниципальной собственности не включены, землеустроительные и кадастровые работы не проводились (л.д.8).
Таким образом, выявленные в ходе проверки обстоятельства достоверно установлены в судебном заседании, подтверждаются и представителями ответчика, в связи с чем суд приходит к выводу, что кладбища в <адрес> являются бесхозяйными.
Установив, что спорное недвижимое имущество находится на территории Кипринского сельского поселения, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, и возложении на администрацию Кипринского сельского поселения обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества общественных кладбищ.
Отсутствие собственника кладбищ создает опасность для граждан, окружающей среды, нарушение санитарных и экологических норм и правил, в том числе, в связи с отсутствием установленных границ земельных участков, выделенных для организации мест погребения.
В соответствии с ч.1 ч.2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
По мнению суда, срок до ДД.ММ.ГГГГ для обращения администрации Кипринского сельского поселения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также срок до ДД.ММ.ГГГГ для принятия мер к организации и проведении землеустроительных и кадастровых работ, осуществлению постановки на кадастровый учет земельных участков являются разумными сроками.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Очерского района Пермского края удовлетворить.
Обязать администрацию Кипринского сельского поселения Очерского муниципального района Пермского края в срок:
- не позднее ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества общественных кладбищ, расположенных в <адрес>,
- не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, занятых под общественные кладбища, расположенных в <адрес>
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна, судья: И.В. Кляусова
Секретарь Л.А. Вшивкова