Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-21/2020 (2-1473/2019;) ~ М-811/2019 от 09.07.2019

гражданское дело № 2-21/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 февраля 2020 года г.Енисейск

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Антоненко К.Г.,

при секретаре Чудиновой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края к Дремезовой Оксане Николаевне о возложении обязанности по исполнению обязательств в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края обратилась в суд с иском к Дремезовой О.Н., администрации города Енисейска, МКУ «Управление муниципальным имуществом города Енисейска» о возложении обязанности по исполнению обязательств в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс деревянных домов», расположенного по адресу: <адрес>.

Требования мотивированы тем, что здание, расположенное по адресу: <адрес>), входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс деревянных домов» (далее по тексту - объект), принятым на государственную охрану решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ . Приказом Министерства культуры Российской Федерации объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером . Дремезова О.Н. является собственником <адрес> (общей площадью <данные изъяты>), являющегося частью объекта культурного наследия, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости. Согласно перечню объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), числящихся в реестре муниципальной собственности <адрес> , расположенные в объекте, являются муниципальной собственностью. Приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта, которое истцом направлялось всем собственникам объекта заказными письмами. Актом технического состояния объекта культурного наследия регионального значения от ДД.ММ.ГГГГ определены виды и сроки работ по сохранению объекта, в соответствии с которым собственнику (иному законному владельцу) объекта необходимо провести работы по сохранению объекта культурного наследия, а именно: выполнить инженерно-технические исследования (в срок до ДД.ММ.ГГГГ); подготовить проектную документацию на работы по сохранению объекта (в срок до ДД.ММ.ГГГГ); выполнить работы по сохранению объекта в соответствии с проектной документацией (в срок до ДД.ММ.ГГГГ). Согласно акту технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ, объект находится в неудовлетворительном состоянии по причине деформации фундамента, отсутствия отмостки, нарушения покрытия кровли и разрушения участков конструкции крыши. Поскольку требования истца по устранению нарушений законодательства об объектах культурного наследия ответчиками до настоящего времени не исполнены, требуется безотлагательное проведение следующих мероприятий (работ), в том числе, установленных актом технического состояния: выполнить инженерно-технические исследования; подготовить проектную документацию на работы по сохранению объекта; выполнить работы по сохранению объекта в соответствии с проектной документацией. В связи с заключением между администрацией г.Енисейска и Дремезовой О.Н. договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и нежилых помещений и , расположенных в здании по адресу: <адрес>, истец, воспользовавшись своим правом, уточнил требования, исключив из числа ответчиков администрацию города Енисейска, МКУ «Управление муниципальным имуществом города Енисейска» и изложив их в следующей редакции: обязать Дремезову О.Н. провести срочные противоаварийные мероприятия (ремонт кровли и конструкций крыши) на объекте культурного наследия регионального значения «Комплекс деревянных домов», расположенном по адресу: <адрес>, в течение одного месяца с даты вступления судебного решения в законную силу; обязать Дремезову О.Н. в течение шести месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс деревянных домов», расположенного по адресу: <адрес>, в части осуществления следующих мероприятий (работ): подготовить проектную документацию на работы по сохранению объекта; выполнить работы по сохранению объекта в соответствии с проектной документацией, предусмотренные статьями 45, 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Истец служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание своего представителя не направил, в представленном заявлении представитель ФИО4 просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик Дремезова О.Н., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также возражала против удовлетворения требований, полагая, что исполнение охранного обязательства должно осуществляться ООО УК «Наш город», за счет и в пределах ежемесячной платы собственников многоквартирного жилого дома на текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, о чем ДД.ММ.ГГГГ принято соответствующее решение на проведенном общем собрании собственников жилого дома.

Третьи лица – администрация города Енисейска, МКУ «Управление муниципальным имуществом города Енисейска», агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, ООО Управляющая компания «Наш город», Министерство культуры Российской Федерации, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание представителей не направили, просили о рассмотрении дела в отсутствие таковых, о чем представили соответствующие заявления. Возражений по существу требований не поступило.

С учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.44 Конституции РФ, каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, а также обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно преамбуле Закона №73-ФЗ в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу п.2 ст.1 указанного закона, предметом регулирования настоящего Федерального закона является, в том числе особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона №73-ФЗ к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Исходя из особого статуса и ценности такого имущества порядок его вовлечения и использования в гражданском обороте регламентирован гражданским законодательством с учетом особенностей, установленных актами специального законодательства в области охраны объектов культурного наследия (статья 2 Закона №73-ФЗ).

Согласно п.1 ст.33 Закона №73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с п.1 ст.40 Закона №73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия представляет собой меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно пункту 1 статьи 47.2 Закона №73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона №73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.

Как следует из п.1 ст.45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Согласно статье 47.3 Закона №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

Требования к содержанию и порядок оформления охранного обязательства регламентирован статьей 47.6 Закона №73-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 47.6 Закона №73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия. В случае несогласия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия с требованиями к объекту культурного наследия, установленными соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия может обжаловать указанные требования в суд (пункт 3 статьи 47.6).

В соответствии с пунктом 7 статьи 47.6 Закона №73-ФЗ охранное обязательство утверждается актом Федерального органа охраны объектов культурного наследия или актом регионального органа охраны объектов культурного наследия в зависимости от категории объекта (федерального, регионального или местного значения).

Копия акта соответствующего органа охраны объектов культурного наследия с копией утвержденного им охранного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, собственнику или иному владельцу земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, другим лицам, к обязанностям которых относится его исполнение в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи, а также в орган регистрации прав для регистрации указанных в статье 47.1 настоящего Федерального закона ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не позднее пятнадцати рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства (пункт 12 статьи 47.6 Закона №73-ФЗ).

Пунктом 11 статьи 47.6 Закона №73-ФЗ установлено, что охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Таким образом, действующая редакция Закона №73-ФЗ лицом, на которое в первоочередном порядке возложена обязанность по выполнению охранного обязательства, указывает собственника такого объекта, в том числе и в случае, если указанный объект находится во владении или пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Как установлено в судебном заседании, приказом Министерства культуры Российской Федерации объект культурного наследия регионального значения «Комплекс деревянных домов», кон. XVIII-кон.XIX вв., расположенного по адресу: <адрес>, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением ему регистрационного номера .

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ указанный выше объект культурного наследия с адресом принятия на государственную охрану: <адрес> имеет адрес: <адрес>.

Собственником данного объекта является Дремезова О.Н., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, а также договорами и купли-продажи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с актом технического состояния объекта культурного наследия регионального значения от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного и составленного главным специалистом отдела государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия Красноярского края, с участием ведущего инженера отдела инвентаризации объектов культурного наследия КГКУ «ЦСКН КК», с целью сохранения объекта и создания надлежащих условий для его использования собственнику (иному законному владельцу) объекта разъяснялось о необходимости провести работы по сохранению объекта: выполнить инженерно-технические исследования в срок до ДД.ММ.ГГГГ; подготовить проектную документацию на работы по сохранению объекта в срок до ДД.ММ.ГГГГ; выполнить работы по сохранению объекта в соответствии с проектной документацией в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс деревянных домов», расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с которым на ответчика, как собственника, возложена обязанность выполнить требования к сохранению объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Данное обязательство направлялось всем собственникам заказными письмами, однако до настоящего времени требования по устранению нарушений законодательства об объектах культурного наследия не исполнены.

Из ответа начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Енисейску, Енисейскому и Северо-Енисейскому районам от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован факт пожара, произошедший ДД.ММ.ГГГГ в нежилом (неэксплуатируемом) доме, расположенном по адресу: <адрес>). В результате пожара был поврежден пол, а также дощатая дверь подсобного помещения в одной из комнат, на общей площади 2 кв.м.

Согласно акту технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ, объект находится в неудовлетворительном состоянии по причине деформации фундамента, отсутствия отмостки, нарушения покрытия кровли и разрушения участков конструкции крыши.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что спорный объект, принадлежащий ответчику Дремезовой О.Н. на праве собственности, является объектом культурного наследия, и в силу положений Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на ответчике лежит обязанность по его надлежащему содержанию, учитывая, что в настоящее время спорный объект находится в ненадлежащем техническом состоянии и непринятие ответчиком мер к сохранению вышеупомянутого объекта культурного наследия может повлечь его уничтожение, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и возложении на Дремезову О.Н. обязанности по устранению нарушений законодательства об объектах культурного наследия.

В соответствии с требованиями ст.206 ГПК РФ в случае, если определенные судом действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает необходимым установить ответчику срок для выполнения работ – в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, – который отвечает принципам разумности, является достаточным для осуществления необходимых действий.

В силу ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса РФ, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика в доход бюджета муниципального образования город Енисейск подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой в соответствии со ст.333.19 Налогового кодекса РФ составляет 300 рублей (при подаче искового заявления неимущественного характера).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края удовлетворить.

Обязать Дремезову Оксану Николаевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда:

- провести срочные противоаварийные мероприятия (ремонт кровли и конструкций крыши) на объекте культурного наследия регионального значения «Комплекс деревянных домов», расположенном по адресу: <адрес>;

- исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс деревянных домов», расположенного по адресу: <адрес>, в части осуществления следующих мероприятий (работ): подготовить проектную документацию на работы по сохранению объекта; выполнить работы по сохранению объекта в соответствии с проектной документацией, предусмотренные статьями 45, 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Взыскать с Дремезовой Оксаны Николаевны в доход бюджета муниципального образования город Енисейск расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.

Судья К.Г. Антоненко

Мотивированное решение составлено 28 февраля 2020 года.

Судья К.Г. Антоненко

2-21/2020 (2-1473/2019;) ~ М-811/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края
Ответчики
Дремезова Оксана Николаевна
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Администрация г. Енисейска
Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края
ООО УК "Наш город"
МКУ "Управление муниципальным имуществом г. Енисейска"
Министерство культуры Российской Федерации
Суд
Енисейский районный суд Красноярского края
Судья
Антоненко К.Г.
Дело на странице суда
eniseysk--krk.sudrf.ru
09.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.07.2019Передача материалов судье
12.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2019Подготовка дела (собеседование)
12.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.09.2019Судебное заседание
03.10.2019Судебное заседание
03.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2019Судебное заседание
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2020Судебное заседание
28.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2020Дело оформлено
07.08.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее