Дело № 2-1420/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 апреля 2013 года
Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:
федерального судьи Колдашовой Г.И.
с участием адвоката Х,
при секретаре С,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Устьинского сельсовета к администрации <адрес> о признании права муниципальной собственности Устьинского сельсовета на земельную долю.
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Устьинского сельсовета обратилась в суд с иском к администрации <адрес> о признании права муниципальной собственности Устьинского сельсовета на земельную долю сельскохозяйственного назначения, ранее принадлежащую Л.
В обоснование заявленных требований администрация сельсовета указала, что в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 04 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» гражданам, являющимся членами колхозов и совхозов в долевую собственность была предоставлена доля сельскохозяйственных угодий, размером 9,68 га., в том числе пашня -5,64 га, сенокосы – 2,11 га, пастбища – 1,93 га. (постановление администрации Моршанского района Тамбовской области было вынесено от 09.08.1994г. № 416 «Об утверждении проекта перераспределения земель колхоза имени Коминтерна).
В настоящее время на территории Устьинского сельсовета имеется невостребованная земельная доля сельскохозяйственного назначения, выделенная Л.
Л, в нарушение требований вышеуказанных норм закона, более 10 лет не распорядилась земельной долей.
В газете «Тамбовская жизнь» от 15.06.2012г., газете «Согласие» от 08.08.2012г., на официальном сайте администрации Устьинского сельсовета в сети «Интернет», а также на информационных щитах, расположенных на территории сельсовета, был опубликован список граждан, которые не распорядились земельными долями. Во всех указанных выше источниках, собственникам невостребованных земельных долей предлагалось заявить о своём желании воспользоваться правами участников долевой собственности.
По истечении срока, необходимого для обращения за земельной долей, Л, не заявила о своём желании воспользоваться правом участника долевой собственности, и администрация Устьинского сельсовета <адрес> обратилась в суд с настоящим иском и просит признать право муниципальной собственности Устьинского сельсовета <адрес> на земельную долю сельскохозяйственного назначения, размером 9,68 га, в том числе пашня -5,64 га, сенокосы -2,11 га, пастбища -1,93 га, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, в границах СХПК «<адрес>», в счет невостребованной земельной доли, ранее принадлежащей Л.
В судебном заседании представитель истца – администрации Устьинского сельсовета <адрес> – П., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования и пояснила, что гражданин, получивший в собственность землю сельскохозяйственного назначения, должен совершить ряд определённых действий по распоряжению своей собственностью. Поскольку Л, в нарушении требований и норм закона, более 10 лет не распорядилась земельной долей, было принято постановление администрации <адрес> «Об образовании из земель сельскохозяйственного назначения в счёт невостребованных земельных долей земельных участков на территории <адрес>». Учитывая, что спорная земельная доля входит в земли сельскохозяйственного назначения, необходимая процедура была соблюдена: в газетах «Согласие» от ДД.ММ.ГГГГ и «Тамбовская жизнь» от ДД.ММ.ГГГГ были опубликованы списки граждан, которые не распорядились земельными долями. В их число вошел и ответчик – Л. Был дан срок, чтобы заявить о своём желании воспользоваться правами участника долевой собственности. Поскольку Л такого желания не заявила, администрация Устьинского сельсовета просит признать право муниципальной собственности на земельную долю сельскохозяйственного назначения, размером 9,68 га, в том числе пашня -5,64 га, сенокосы -2,11 га, пастбища -1,93 га, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в границах СХПК «им. <адрес>, в счет невостребованной земельной доли, ранее принадлежащей Л При этом она также пояснила, что место жительство Л не известно, на территории Устьинского сельсовета она не проживает. Не известен факт и её смерти.
Л в судебное заседание не явилась. Её местожительство в настоящее время не известно.
По данным отдела ЗАГС администрации <адрес>, актовая запись о смерти Л за период произведенной проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствует.
Согласно адресной справки отделения УФМС России по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Л, по <адрес> и <адрес> зарегистрированной не значится.
Представитель Л – адвокат Х, назначенный судом в качестве представителя, исковые требования не признала и просила суд вынести законное и обоснованное решение по данному делу, с учетом всех обстоятельств и представленных доказательств.
Представитель администрации <адрес> в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела извещены надлежащим образом. От них поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Решение данного вопроса относят на усмотрение суда, указав, что данное имущество не является муниципальной собственностью.
Представитель Отдела сельского хозяйства <адрес> -К, действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> – Л, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленного требования истца, указав, что право собственности на земельную долю сельскохозяйственного назначения за Л не зарегистрировано.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск администрации Устьинского сельсовета <адрес> подлежащим удовлетворению.
Часть 5 ст. 13 Федерального Закона № 101 от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определяет, что субъект Российской Федерации вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта РФ на этот земельный участок.
Статья 44 Земельного кодекса в качестве одного из оснований прекращения права собственности на земельный участок устанавливает принудительное изъятие у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно п. 1 ст. 25 Земельного Кодекса РФ права на земельный участок, предусмотренные главами 3 и 4 ЗК РФ возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
Указ Президента от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» в качестве основания возникновения права собственности на земельные доли называет акты органов местной администрации о перераспределении долей.
Согласно п. 8 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
В соответствии со ст. 284 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка у собственника может быть осуществлено в случае не использования его для соответствующих целей, в течение трёх лет, если более длительный срок не установлен законом.
Совокупность положений ст. 284 ГК РФ, ст. 44 ЗК РФ, ст. ст. 5,6 Федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определяет, что в случае ненадлежащего использования (в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешённым использованием способами) земельного участка или не использование его в течение трёх и более лет у собственника может быть осуществлено его изъятие в судебном порядке.
Постановлением администрации Моршанского района Тамбовской области № 416 от 09.08.1994 года был утвержден проект перераспределения земель колхоза им.Коминтерна и уточненные списки пайщиков для предоставления бесплатной земельной доли. За трудовым коллективом колхоза им Коминтерна (481 человек) закреплено 4656 га сельхозугодий, в том числе 2714 га пашни, в собственность бесплатно.
В судебном заседании было установлено, что место нахождение Л не известно, сведений о её смерти не имеется.
Согласно архивной выписки из постановления администрации <адрес> от 09.08.1994 года № 416 «Об утверждении проекта перераспределения земель колхоза имени Коминтерна, в списках пайщиков для предоставления бесплатной земельной доли за № значится Л.
В порядке реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ от 04 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», принятых на основании Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан. Колхозам и совхозам предписывалось до 01.01.1993 г. осуществить реорганизацию и привести свою организационно-правовую форму в соответствии с требованиями Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а коллективам совхозов, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного пользования – до 01.03.1992г. принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с ЗК РСФСР. При этом члены реорганизуемых хозяйств наделялись земельными паями (долями), которые они могли получить путем выделения в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения в уставной капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.
Учитывая, что спорные земельные участки являются землями сельскохозяйственного назначения, специальным федеральным законом, регулирующим отношения, связанные с использованием этих участков, является Федеральный Закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Порядок выделения земельных участков в счет невостребованных долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения определяется в соответствии со ст.13, п.3 ч.1,2 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрена возможность отчуждения в пользу субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, в пользу муниципального образования невостребованных земельных долей, к которым в частности относятся земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю, а также земельные доли, собственник которой умер и никто из наследников не принял наследство, отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию и т.д.
Администрацией сельсовета были составлены списки долей, которые признаны невостребованными в связи с тем, что собственники не распорядились данным имуществом. В данный список включена Л.
Администрацией Устьинского сельсовета <адрес> в газетах «Согласие» от 08 августа 2012 года, «Тамбовская жизнь» от 15 июня 2012 года, а также на официальном сайте администрации Устьинского сельсовета в сети «Интернет» и на информационных щитах, расположенных на территории Устьинского сельсовета, был опубликован список граждан, которые не распорядились земельными долями. В сообщении собственникам невостребованных земельных долей предлагалось заявить о своём желании воспользоваться правами участников долевой собственности.
На общем собрании участников долевой собственности, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, возражения также не заявлялись.
Общим собранием участников долевой собственности списки утверждены не были, в связи с отсутствием на данном собрании участников собственников земельных долей. Л на собрании не присутствовала. Учитывая данное обстоятельство, администрация сельсовета утвердила вышеуказанные списки согласно постановлению администрации сельсовета от 16.10.2012 № 185 «Об утверждении списка невостребованных земельных долей».
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что администрацией Устьинского сельсовета <адрес> соблюдены все необходимые условия и порядок, предусмотренный Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для признания за ними права собственности на невостребованные земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что по данному делу собрано достаточно оснований для того, чтобы признать право муниципальной собственности Устьинского сельсовета <адрес> на земельную долю сельскохозяйственного назначения, размером 9,68 га, в том числе пашня -5,64 га, сенокосы -2,11 га, пастбища -1,93 га, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, в границах СХПК «<адрес>», в счет невостребованной земельной доли, ранее принадлежащей Л.
Руководствуясь ст.ст. 197- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление администрации Устьинского сельсовета <адрес>– удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Устьинского сельсовета <адрес> на земельную долю сельскохозяйственного назначения, размером 9,68 га, в том числе пашня -5,64 га, сенокосы -2,11 га, пастбища -1,93 га, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в границах СХПК «<адрес>», в счет невостребованной земельной доли, ранее принадлежащей Л.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Моршанский райсуд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 30 апреля 2013 года.
Федеральный судья: Г.И. Колдашова
Копия верна: Судья- Г.И. Колдашова
Секретарь- К
СПРАВКА: решение вступило в законную силу «_31__»_____мая__________2013 года
Судья- Г.И. Колдашова