Дело № 2-653/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,
при секретаре Семененко Н.Л.,
с участием истца Мяндиной С.Ю.,
представителя истца Тихомировой А.В.,
представителя ответчика Шапенковой А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
26 февраля 2019 года гражданское дело по иску Мяндиной С.Ю. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми об обязании включить в специальный стаж определенные периоды и установить страховую пенсию по старости досрочно,
у с т а н о в и л:
Мяндина С.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (далее по тексту - ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми) и с учетом уточнения исковых требований просила обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, следующие периоды: актированные дни: с 01.02.1997 по 04.02.1997, с 09.02.1998 по 11.02.1998, с 28.09.1998 по 30.09.1998, с 30.12.1998 по 31.12.1998, с 28.01.1999 по 02.02.1999, 01.01.2000, с 02.02.2000 по 11.02.2000, период прохождения курсов повышения квалификации с 20.10.2014 по 01.11.2014, и обязании назначить страховую пенсии по старости досрочно на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 24.09.2018. В обоснование иска указывая, что обратилась в пенсионный орган с заявлением об установлении страховой пенсии по старости досрочно на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», ответчиком необоснованно исключены из подсчета стажа вышеуказанные периоды.
В судебном заседании истец Мяндина С.Ю. и её представитель Тихомирова А.С. уточненные исковые требования поддержали, подтвердив доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми Шапенкова А.Л., выступая в суде, исковые требования не признала, полагала, что спорные периоды обоснованно были не включены в специальный стаж работы истца.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, 24.09.2018 Мяндина С.Ю. обратилась в ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с педагогической деятельностью с приложением необходимых документов, подтверждающих условия и периоды соответствующей работы.
Решением ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми от 29.11.2018 № .... в установлении досрочной страховой пенсии отказано в связи с отсутствием 25-летнего специального стажа работы, связанного с педагогической деятельностью. Из содержания решения об отказе в установлении пенсии следует, что ответчиком при подсчете стажа работы, дающего право на льготное пенсионное обеспечение, исключены актированные дни и курсы повышения квалификации. Ответчиком определен льготный стаж истца 24 года 11 месяцев 07 дней.
Несогласие истца с решением ответчика об исключении указанных периодов из специального стажа работы послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30, указанного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные требования предусматривались положениями Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ч. 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 названного закона).
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П изложена правовая позиция, согласно которой, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Из трудовой книжки истца следует, что с 16.08.1993 Мяндина С.Ю. принята учителем .... в .... среднюю школу Усть-Цилемского района, уволена 29.08.1994. С 30.08.1994 принята на работу учителем .... в Ухтинскую среднюю школу № ...., в дальнейшем переименованное в МОУ «СОШ № ....» г. Ухты. 30.08.2008 трудовой договор с МОУ «СОШ № ....» г. Ухты расторгнут в связи с переводом на работу в МОУ «СОШ № ....» г. Ухты. С 31.08.2008 и по настоящее время осуществляет свою трудовую деятельность в должности учителя .... в МОУ «СОШ № ....» г. Ухты.
В период трудовой деятельности в МОУ «СОШ № ....» г. Ухты истец находилась на курсах повышения квалификации в период с 20.10.2014 по 01.11.2014, о чем работодателем издавался соответствующий приказ № .... от 15.10.2014.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеуказанной статьей, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516.
В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Трудовым законодательством (ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ) предусмотрено, что в случае направления работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы; при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции от 1 февраля 2002 года) в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В соответствии со ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции от 1 февраля 2002 года) работникам, направленным на обучение работодателем, или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
По смыслу Рекомендаций Международной организации труда № 418 от 24 июня 1974 года «Об оплачиваемых учебных отпусках», период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений.
Учитывая требования действующего законодательства, не включение в специальный стаж периодов нахождения работников в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации, являющимися периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.
Принимая во внимание, что истец в период с 2008 года по настоящее время работает в должности учителя .... в МОУ «СОШ № ....» г. Ухты и ей предоставлялся учебный отпуск, в том числе связанный с повышением квалификации с сохранением прежнего места работы и среднего заработка, что подтверждается соответствующими справками, то период нахождения на курсах повышения квалификаций, подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение.
В связи с чем, требование Мяндиной С.Ю. о включении в специальный стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости досрочно, периода обучения на курсах повышения квалификации с 20.10.2014 по 01.11.2014, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Освобождение учащихся от занятий в школе по санитарно-эпидемиологическим, климатическим основаниям, являются рабочим временем педагогических работников, поскольку в указанные дни педагоги выполняют свои функциональные обязанности, а именно, методические мероприятия, занимаются подготовкой необходимого материала, т.е. выполняют работу, связанную с реализацией образовательной программы.
Согласно справкам, уточняющим периоды работы, подтверждающие постоянную занятость на соответствующих видах работ, с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия, при осуществлении педагогической деятельности имели место актированные дни: с 01.02.1997 по 04.02.1997, с 09.02.1998 по 11.02.1998, с 28.09.1998 по 30.09.1998, с 30.12.1998 по 31.12.1998, с 28.01.1999 по 02.02.1999, 01.01.2000, с 02.02.2000 по 11.02.2000.
Поскольку в спорные периоды времени Мяндина С.Ю. исполняла свои трудовые обязанности, связанные с педагогической деятельностью, при этом работодателем осуществлялась оплата за работу в указанные периоды, что не оспаривалось ответчиком в ходе рассмотрения дела, то данные периоды актированных дней также подлежит включению в специальный стаж работы истца.
С учетом включения в специальный стаж спорных периодов работы, общая продолжительность специального стажа работы, связанного с педагогической деятельностью Мяндиной С.Ю. на день обращения за назначением пенсии (24.09.2018) составит 25 лет 15 дней (при необходимом 25 лет), в связи с чем, она приобрела право на назначение страховой пенсии по старости досрочно.
При таких обстоятельствах отказ ГУ-УПФР в г. Ухте Республике Коми в назначении Мяндиной С.Ю. пенсии являлся незаконным и нарушает её права, в связи с чем, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность назначить истцу пенсию с момента обращения, то есть с 24.09.2018.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из материалов дела, истец Мяндина С.Ю. обратилась за юридической помощью в Центр оказания услуг «Юрист плюс», оплатила его услуги, общая стоимость которых составила 6000 руб., что подтверждается квитанцией от 18.12.2018.
При определении размера расходов на оплату услуг представителя суд полагает необходимым исходить из характера спора, длительности судебного разбирательства, количества судебных заседаний с участием представителя (два судебных заседания: 04.02.2019 и 26.02.2019), объема проделанной работы (консультации, составление иска в суд, участие в суде), сложности спора, удовлетворения заявленных требований, принципа разумности и справедливости.
С учетом этих обстоятельств, суд считает, что с ответчика в пользу истца следует взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 6000 руб., так как эта сумма при указанных конкретных обстоятельствах дела, характеризующих объем проделанной представителем работы по данному делу, является разумной и не чрезмерной, а также соответствует сложившимся в Республике Коми тарифным ставкам на услуги, оказываемые адвокатами.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Мяндиной С.Ю. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми включить в специальный стаж работы Мяндиной С.Ю., дающий право на льготное пенсионное обеспечение, период прохождения курсов повышения квалификации с 20 октября 2014 года по 01 ноября 2014 года, а также актированные дни с 01 февраля 1997 года по 04 февраля 1997 года, с 09 февраля 1998 года по 11 февраля 1998 года, с 28 сентября 1998 года по 30 сентября 1998 года, с 30 декабря 1998 года по 31 декабря 1998 года, с 28 января 1999 года по 02 февраля 1999 года, 01 января 2000 года, с 02 февраля 2000 года по 11 февраля 2000 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми установить Мяндиной С.Ю. страховую пенсию по старости досрочно в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с 24 сентября 2018 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми в пользу Мяндиной С.Ю. судебные издержки, состоящие из расходов на оплату услуг представителя в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 04.03.2019.
Судья С. С. Логинов