Дело 2- 544/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2015 года г. Буй Костромская область
Буйский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Беляев В.М.
с участием помощника Буйского межрайпрокурора Голубева А.А.
при секретаре Лебедевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Буйского межрайонного прокурора в интересах ФИО3 к администрации городского округа <адрес> о предоставлении жилого помещения;
у с т а н о в и л:
Буйский межрайонный прокурор в интересах ФИО3 обратился в Свердловский районный суд <адрес> с иском к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения. В ходе судебного разбирательства в Свердловском районном суде Буйский межрайонный прокурор, действующий в интересах ФИО3 требования уточнил, предъявив иск к администрации г.о. <адрес> о предоставлении жилого помещения.
В связи с уточнением иска в части ответчика, определением Свердловского районного суда <адрес> от 05.05.2015г., была произведена замена ответчика администрации <адрес> на администрацию г.о. <адрес>, и дело по подсудности было передано в Буйский районный суд <адрес>.
Из исковых требований Буйского межрайонного прокурора следует: Буйской межрайонной прокуратурой по обращению ФИО3 проведена проверка соблюдения законодательства по защите жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать и отец ФИО3 лишены родительских прав по решению Буйского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии с постановлением главы администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2, зарегистрированная по адресу: <адрес>, назначена опекуном ФИО3 Постановлением главы администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за ФИО3 закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> химик, <адрес>, которая принадлежит на праве собственности ФИО11 и ФИО6 по 1/2 доле в праве на наследство по закону. В связи с установлением факта невозможности проживания ФИО3 по адресу: <адрес> химик, <адрес>, приказом Департамента Социальной защиты населения опеки и попечительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением.
В настоящее время по информации Росреестра от 23.01.2015г. на территории Российской Федерации за ФИО3 объектов недвижимости не значится.
ФИО3 имеет статус лица, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения не имеет, состоит в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. На основании действующего законодательства Буйский межрайонный прокурор, с учетом уточненных требований просилсуд обязать орган самоуправления в лице администрации г.о. <адрес>, предоставить ФИО3 на основании договора найма специализированного жилищного фонда г.о. <адрес>, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г.о. <адрес>, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда г.о. <адрес>.
В судебном заседании помощник Буйского межрайонного прокурора Голубев А.А. поддержал уточненные исковые требования, по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Кузнецов Н.В., действующий по доверенности, с исковыми требованиями не согласен. Пояснил, что администрация г.о. <адрес>, не возражает против статуса ФИО3, она действительно относится к числу детей-сирот. Считает, что Администрация городского округа <адрес> не являются надлежащим ответчиком, т.к. надлежащим ответчиком или солидарным соответчиком должна выступать <адрес>. Денег у администрации городского округа <адрес> нет. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В настоящее время городскому округу <адрес> выделено только 980 тыс. рублей, это одна квартира. Данные денежные средства постановлением главы администрации выделены на покупку жилья сироте ФИО9. Передача государственных полномочий <адрес> должна осуществляется выделением финансовых средств на их осуществление.
Представитель МТОСЗН № по <адрес> Смирнова Т.В., действуя на основании доверенности, поддержала уточненные исковые требования прокурора.
Представители третьих лиц - администрации <адрес>, департамента социальной защиты населения <адрес>, департамента имущественных и земельных отношений <адрес>, департамента финансов <адрес>, департамента строительства, архитектуры и градостроительства <адрес> в суд не явились, извещены, в материалах дела имеются отзывы.
Суд, выслушав истцов и представителя ответчика, мнение третьего лица, с учетом позиций третьих лиц, исследовав представленные доказательства в их взаимосвязи, приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 г. N 185-ФЗ).
На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
В соответствии со ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией <адрес>.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти <адрес> по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией <адрес>.
Статьей 10.1 Закона Костромской области N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом ( в ред. Законов КО от 25.11.2013г. №450-5-ЗКО, от 9.06.2015г. № 698-5-ЗКО).
П.2 Уполномоченный орган исполнительной власти Костромской области по опеке и попечительству формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи, на основании заявлений и документов, определенных администрацией Костромской области.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.
23 декабря 2014 года принят Закон Костромской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями».
Согласно ч.1 ст. 3 указанного выше закона - органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственные полномочия).
По части второй - государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя:
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет. Пунктом 2 ст. 6 Данного закона определена методика расчета субвенций бюджетам городских округов Костромской области, предоставляемых из областного бюджета для осуществления переданных государственных полномочий
Размер субвенции бюджету городского округа Костромской области определяется исходя из площади предоставляемого жилья в размере 33 кв.м.
Данный Закон вступает в силу с 1 января 2015 года ( ст. 10).
В соответствии с таблицей 17 Закона Костромской области от 25.12.2014 №618-5-ЗКО ( ред. От 18.05.2015) «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в бюджет городского округа город Буй на осуществление полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями передано 980,0 тыс. руб.
В силу ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
На основании правовой позиции Верховного Суда РФ, отраженной в абзаце третьем пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", критерий благоустроенности жилого помещения зависит от условий соответствующего населенного пункта, поскольку качественные характеристики жилищного фонда в субъектах РФ и муниципальных образованиях отличаются. Однако в любом случае такое помещение должно соответствовать критериям жилого помещения- быть предназначенным для проживания граждан, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям законодательства.
Решением Буйского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 и ФИО12 лишены родительских прав в отношении ФИО3 (л. д. 23-24), ФИО3 передана на попечение бабушки ФИО2 (л.д. 10)
За ФИО3 постановлением главы администрации <адрес> закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. (л.д. 11), принадлежащее на праве собственности ФИО11 и ФИО6 на праве долевой собственности по 1/2 доле в праве у каждого. (л.д. 15)
Начальником МТО СЗН, ОиП № вынесено заключение о признании невозможным факта проживания ФИО3 в жилом помещении по адресу: <адрес> №
Приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО16 включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. (л.д. 16)
По сообщению УФРС по <адрес>, ФИО3 не имеет в собственности жилых помещений на территории <адрес> и других субъектов РФ ( л. д. 19-21:).
ФИО3 жилые помещения на территории <адрес> и <адрес> по договору социального найма или в собственность не предоставлялось ( л. д. 37-38).
Представитель администрации г.о. <адрес> не оспаривая ФИО13 и ее нуждаемость в жилье, считает, что г.о. <адрес> не являются надлежащими ответчиками, поскольку денежных средств у администрации г.о.г Буй нет, т.к. администрация действует в пределах выделенных субвенций. Денежных средств выделено 980 000 рублей, которые уже постановлением главы администрации выделены на покупку жилья сироте Козловой, считает, что ответчиком или солидарным соответчиком по делу необходимо привлечь Администрацию Костромской области.
23.12.2014 года принят закон Костромской области № 650-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей -сирот и детей, оставшихся без обеспечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. Согласно ч. 1 ст. 3 названного выше закона органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данный закон вступил в законную силу с 01.01.2015 года
С учетом изложенного суд находит надлежащим ответчиком по данному делу орган местного самоуправления - муниципальное образование по городскому округу г.Буй в лице Администрации г/о г.Буй, при этом вопросы финансирования предоставляемого жилья, по мнению суда не являются предметом рассмотрения данного дела, орган местного самоуправления вправе после предоставления жилья истцу решать вопрос о компенсации его стоимости в порядке, предусмотренном законом.
При таких обстоятельствах суд находит доводы представителя ответчика в части не признания исковых требований необоснованными.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований. Следует обязать орган местного самоуправления в лице администрации г.о. <адрес> предоставить ФИО3 на основании договора найма специализированого жилого помещения специализированного жилищного фонда г. о. <адрес> с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. о. <адрес>, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда г.о. <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования Буйского межрайонного прокурора в интересах ФИО3 к администрации городского округа <адрес> о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать орган местного самоуправления в лице администрации г.о. г. Буй предоставить ФИО3 на основании договора найма специализированого жилого помещения специализированного жилищного фонда г. о. г. Буй с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. о. г. Буй, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда г.о. г. Буй Костромской области.
Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение месяца с момента вынесения полного текста решения.
Судья: В.М. Беляев.