УИД 63RS0038-01-2021-011341-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2022 г. г. Самара
Кировский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Ужицыной А.Р.,
при секретаре Симуновой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 2а-1121/2022 (2а-7630/2021;) по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Самарской области к Ханову ФИО5 о взыскании задолженности по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №20 по Самарской области обратилась в суд с иском к Ханову ФИО6 о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, указав, что согласно сведениям из ЕГРИП Ханов Р.Т. ИНН № с 01.03.2010г. по 16.11.2020г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с п.1 ст.419 НК РФ он является налогоплательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР, обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС. В адрес налогоплательщика было направлено требование, которое было оставлено ответчиком без удовлетворения. В установленный срок должник требования об уплате налога не исполнил, в связи с чем, взыскание налога, а также пеней, начисленных за каждый календарный день просрочки, производится налоговым органом в судебном порядке согласно п. 1 ст. 48 НК РФ. На основании изложенного, административный истец просил суд взыскать с Ханова ФИО7 недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 г.) за 2020г. в размере <данные изъяты> недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.: за 2020г. в размере <данные изъяты>
В судебное заседание представитель МИФНС России №20 по Самарской области не явился, извещался судом надлежащим образом.
В судебном заседании Ханов Р.Т. заявленные требования не признал, просил в административном иске отказать по мотивам, изложенным в письменном отзыве. Пояснил, что деятельность в качестве ИП не осуществлял с 2013г.
Заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС № 16 по Самарской области в судебное заседание не явилось, извещалось судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщило.
Заслушав административного ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
В силу статьи 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предпринимателя являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Статьей 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ предусмотрено, что страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 данного Федерального закона уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ч. 3 ст. 430 НК РФ, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ (ст. 430 НК РФ):
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 23 400 рублей за расчетный период 2017 года (26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 0,1 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.Если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Согласно п. 5 ст. 432 НК РФ, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ, Ханов Р.Т. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст. 430 НК РФ Ханову Р.Т. произведены начисления по страховым взносам в фиксированном размере за расчетный период 2020г. :
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период 2020 г. в размере <данные изъяты>
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетный период 2020 г., в размере <данные изъяты>
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
За несвоевременную уплату страховых взносов Ханову Р.Т. начислены пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере <данные изъяты>., начисленные за период с 02.12.2020г. по 09.02.2021г. и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты>., начисленные за период с 02.12.2020г. по 09.02.2021г.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
В связи с неуплатой страховых взносов налогоплательщику выставлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которым Ханову Р.Т. предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере <данные изъяты> руб, пени в размере <данные изъяты>., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты>
Направление требования подтверждается отчетом об отслеживании отправлений, согласно которому оно было направлено 16.02.2021г. и получено Хановым Р.Т. 19.02.2021г. (РПО № ( л.д. 30)
Указанное требование оставлено без исполнения.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Исходя из положений ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 12 Кировского судебного района г. Самары Самарской области был вынесен судебный приказ 2а-1542/2021 о взыскании с Ханова Р.Т. недоимки по страховым взносам за 2020г.
Срок обращения к мировому судье не нарушен.
ДД.ММ.ГГГГ от Ханова Р.Т. поступили возражения относительно исполнения данного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Кировского судебного района г. Самары Самарской области судебный приказ 2а-1542/2021 отменен, в суд административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах 6-ти месячного срока.
Расчет суммы задолженности является арифметически верным, он не оспорен, доказательств добровольного исполнения обязательств по рассматриваемому требованию со стороны административного ответчика не имеется в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца о взыскании с Ханова Р.Т. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) за 2020г. в размере <данные изъяты> начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по 09.02.2021г. ; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: за 2020г. налог в размере <данные изъяты> начисленные за период с 02.12.2020г. по 09.02.2021г.
Довод административного ответчика о том, что в период с 2013 года по настоящее время доходов от предпринимательской деятельности он не получал, предпринимательскую деятельность не осуществлял, а потому и обязанность по уплате страховых взносов у него отсутствует, несостоятелен и не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, поскольку указанные взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в силу закона оплачиваются в обязательном порядке лицом, зарегистрированным в ИФНС как индивидуальный предприниматель, и прекращаются с момента прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Судом установлено, что 10.12.2013г. Ханов Р.Т. обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 16 по Самарской области с заявлением о прекращении деятельности в качестве ИП.
Вместе с тем, решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Самарской области от 17.12.2013г. Ханову Р.Т. отказано во внесении в ЕГРИП сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП на основании заявления, поданного им 10.12.2013г. в связи с отсутствием документа, подтверждающего представление сведений о работающих застрахованных лицах в территориальный орган ПФ РФ.
Данное решение налогового органа Хановым Р.Т. не оспорено, кроме того, последний не удостоверился в том, что инспекцией было принято положительное решение по его заявлению.
Таким образом, обязанность по уплате взносов за период 2020г. у Ханова Р.Т. имела место, поскольку возможность осуществления предпринимательской деятельности у него была, равно, как и имелась возможность своевременного прекращения статуса индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административный иск о взыскании с Ханова Р.Т. недоимки и пени подлежит удовлетворению в полном объеме.
Поскольку на основании пункта 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ, статьей 61.1 Бюджетного кодекса РФ с административного ответчика в доход бюджета г.о. Самара подлежит взысканию государственная пошлина в размере 964 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Самарской области к Ханову ФИО8 о взыскании задолженности по страховым взносам и транспортному налогу удовлетворить.
Взыскать с Ханова ФИО9, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Самарской области недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: за 2020г. в размере <данные изъяты> коп., недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) за 2020г. в размере <данные изъяты>., пени в размере <данные изъяты>
Взыскать с Ханова ФИО10 в бюджет г.о. Самары государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Кировский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2022 г.
Председательствующий А.Р. Ужицына