Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-276/2014 ~ М-244/2014 от 11.07.2014

Дело № 2-276/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 сентября 2014 года г. Кириллов

Кирилловский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующий судья Смирнова В.М.,

при секретаре Поповой В.Ю.,

с участием помощника Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Граховской Я.В.,

представителя ответчика Тюляндина А.Н.

представителя третьего лица Парамоновой А.В.,

рассмотрев исковое заявление Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского района Вологодской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора,

УСТАНОВИЛ:

Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к администрации сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского района Вологодской области, в котором просит обязать ответчика в срок до 01 ноября 2014 года ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную вблизи <адрес>. В обоснование заявленных требований указал, что Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского района. В ходе проверки было установлено, что администрацией сельского поселения Ферапонтовское полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения реализуются ненадлежащим образом. Сбор и вывоз отходов на территории поселения осуществляется населением собственными силами, бесконтрольно, что повлекло образование несанкционированной свалки, расположенной вблизи <адрес>. В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов предусмотрено лишь на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти. Однако указанное разрешение для функционирования свалки ТБО вблизи д.<адрес> уполномоченным органом не выдавалось. Кроме того, в нарушение данной статьи мониторинг состояния окружающей природной среды на территории объекта не проводится. Нарушение ответчиком данных норм способствует угрозе создания неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте, так как неконтролируемое размещение отходов создает условия для свободного доступа на свалку животных, несанкционированных поджогов мусора, а отсутствие исследований земельного участка и полученного соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения может привести к загрязнению (заражению) грунтовых (подземных) вод. Использование земельного участка для несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, осуществляемого с нарушением требований природоохранного и санитарного законодательства, может создать реальную угрозу загрязнения атмосферы, засорения территории, истощения и деградации почвы, а также ухудшения среды обитания человека. Неисполнение администрацией сельского поселения Ферапонтовское своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов приводит к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих распространению инфекционных заболеваний, опасных для здоровья человека.

В судебном заседании помощник Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Граховская Я.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала по тем же основаниям, уточнив их в части срока исполнения заявленных требований, который полагает возможным установить до 1 ноября 2015 года с учетом объема и затрат на выполнение работ по ликвидации свалки.

Представитель ответчика – администрации сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского района Тюляндин А.Н. против удовлетворения заявленных требований возражал, ссылаясь на то, что свалка была частично санкционирована на период с 2008 года по 2010 год, после чего населению было объявлено о закрытии свалки, однако свалка по-прежнему используется недобросовестными лицами. Вместе с тем, просил дать на ликвидацию свалки более длительный срок, чем заявляет природоохранный прокурор, ссылаясь на то, что несанкционированная свалка ТБО вблизи д. <адрес> имеет большие масштабы – около 1 га, образовывалась на протяжении многих лет. На ее ликвидацию требуются продолжительный период времени и значительные денежные средства, которыми сельское поселение в настоящее время не обладает, а также Администрацией Кирилловского района и администрацией сельского поселения Ферапонтовское ежегодно проводятся работы по рекультивации свалки, о чем имеются акты выполненных работ. Считает возможным ликвидацию свалки за два года.

Представитель третьего лица – администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области Парамонова А.В. суду пояснила, что свалка у д. <адрес> была организована временно, с 2013 года данная свалка не должна эксплуатироваться, однако сброс мусора населением продолжается, администрацией сельского поселения не организован надлежащий контроль за использованием несанкционированного места размещения бытовых отходов. Свалка ТБО вблизи д. <адрес> была включена администрацией Кирилловского района в список рекультивируемых свалок на 2014 год, работы по рекультивации выполнялись и выполняются, но поскольку объект продолжает незаконно использоваться населением, дальнейшее проведение работ по рекультивации нецелесообразно. С учетом объема свалки при исключении ее использования, возможно проведение работ по рекультивации за два летних сезона.

Представитель третьего лица – Управления Росприроднадзора по Вологодской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, исковые требования поддерживают в полном объеме.

Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, суд пришел к выводу, что заявленные природоохранным прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу ч.1 ст.22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Порядок сбора отходов на территории поселений определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Статьей 12 указанного Закона также предусмотрено создание объектов размещения отходов лишь на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 действующего Устава муниципального образования Ферапонтовское Кирилловского муниципального района Вологодской области к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу пункта 3.5 решения Совета сельского поселения Ферапонтовское от 31 мая 2013 года №18 «Об утверждении Положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории сельского поселения Ферапонтовское» ответственность за организацию и контроль сбора и вывоза отходов на территории общего пользования поселения возложена на администрацию сельского поселения Ферапонтовское.

Как установлено судом и не оспаривается ответчиками, разрешения на функционирование свалки ТБО вблизи д. <адрес> уполномоченным органом – Управлением Росприроднадзора по Вологодской области не выдавалось. Из представленного в суд экспертного заключения по размещению объекта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что размещение объекта не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. В настоящее время несанкционированная свалка не ликвидирована и продолжает использоваться.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий и населенных мест» организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест».

Однако администрацией сельского поселения Ферапонтовское допущены нарушения требований природоохранного и санитарного законодательства. Земельный участок вблизи д.<адрес> длительное время использовался для несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, что создает реальную угрозу создания неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, загрязнению атмосферы, засорения территории, истощения и деградации почвы, так как неконтролируемое размещение отходов создает условия для свободного доступа на свалку животных, несанкционированных поджогов мусора, а отсутствие исследований земельного участка может привести к загрязнению грунтовых (подземных) вод.

В настоящее время свалка не ликвидирована, периодически незаконно используется. Доказательств того, что население и юридические лица с 2010 года оповещены о закрытии свалки, на что ссылается ответчик, суду не представлено.

На основании ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Таким образом, нарушения природоохранного и санитарного законодательства, допускаемые ответчиком, прямо затрагивают интересы неопределенного круга лиц, так как создают угрозу причинения вреда здоровью людей, окружающей природной среде и среде обитания, в связи с чем, заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, определяя срок исполнения требований о ликвидации свалки, суд учитывает объем необходимых работ, их стоимость, отсутствие у органа местного самоуправления финансирования на указанные цели, в связи с чем считает возможным определить срок исполнения заявленных требований до 01 ноября 2015 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора, заявленные в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского района Вологодской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского муниципального района Вологодской области ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную вблизи <адрес> в срок до 01 ноября 2015 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кирилловский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: В.М.Смирнова

Решение составлено 11 сентября 2014 года.

Судья: В.М.Смирнова

Копия верна:

Судья В.М.Смирнова

2-276/2014 ~ М-244/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
неопределенный круг лиц
Череповыецкая межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Администрация сельского поселения Ферапонтовское
Другие
Управыление Роспотребнадзора по Вологодской области
Суд
Кирилловский районный суд Вологодской области
Судья
Смирнова Вера Меркурьевна
Дело на странице суда
kirillovsky--vld.sudrf.ru
11.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2014Передача материалов судье
14.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2014Судебное заседание
10.09.2014Судебное заседание
11.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее