Дело № 2-276/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 сентября 2014 года г. Кириллов
Кирилловский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующий судья Смирнова В.М.,
при секретаре Поповой В.Ю.,
с участием помощника Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Граховской Я.В.,
представителя ответчика Тюляндина А.Н.
представителя третьего лица Парамоновой А.В.,
рассмотрев исковое заявление Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского района Вологодской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора,
УСТАНОВИЛ:
Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к администрации сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского района Вологодской области, в котором просит обязать ответчика в срок до 01 ноября 2014 года ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную вблизи <адрес>. В обоснование заявленных требований указал, что Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского района. В ходе проверки было установлено, что администрацией сельского поселения Ферапонтовское полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения реализуются ненадлежащим образом. Сбор и вывоз отходов на территории поселения осуществляется населением собственными силами, бесконтрольно, что повлекло образование несанкционированной свалки, расположенной вблизи <адрес>. В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов предусмотрено лишь на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти. Однако указанное разрешение для функционирования свалки ТБО вблизи д.<адрес> уполномоченным органом не выдавалось. Кроме того, в нарушение данной статьи мониторинг состояния окружающей природной среды на территории объекта не проводится. Нарушение ответчиком данных норм способствует угрозе создания неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте, так как неконтролируемое размещение отходов создает условия для свободного доступа на свалку животных, несанкционированных поджогов мусора, а отсутствие исследований земельного участка и полученного соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения может привести к загрязнению (заражению) грунтовых (подземных) вод. Использование земельного участка для несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, осуществляемого с нарушением требований природоохранного и санитарного законодательства, может создать реальную угрозу загрязнения атмосферы, засорения территории, истощения и деградации почвы, а также ухудшения среды обитания человека. Неисполнение администрацией сельского поселения Ферапонтовское своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов приводит к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих распространению инфекционных заболеваний, опасных для здоровья человека.
В судебном заседании помощник Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Граховская Я.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала по тем же основаниям, уточнив их в части срока исполнения заявленных требований, который полагает возможным установить до 1 ноября 2015 года с учетом объема и затрат на выполнение работ по ликвидации свалки.
Представитель ответчика – администрации сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского района Тюляндин А.Н. против удовлетворения заявленных требований возражал, ссылаясь на то, что свалка была частично санкционирована на период с 2008 года по 2010 год, после чего населению было объявлено о закрытии свалки, однако свалка по-прежнему используется недобросовестными лицами. Вместе с тем, просил дать на ликвидацию свалки более длительный срок, чем заявляет природоохранный прокурор, ссылаясь на то, что несанкционированная свалка ТБО вблизи д. <адрес> имеет большие масштабы – около 1 га, образовывалась на протяжении многих лет. На ее ликвидацию требуются продолжительный период времени и значительные денежные средства, которыми сельское поселение в настоящее время не обладает, а также Администрацией Кирилловского района и администрацией сельского поселения Ферапонтовское ежегодно проводятся работы по рекультивации свалки, о чем имеются акты выполненных работ. Считает возможным ликвидацию свалки за два года.
Представитель третьего лица – администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области Парамонова А.В. суду пояснила, что свалка у д. <адрес> была организована временно, с 2013 года данная свалка не должна эксплуатироваться, однако сброс мусора населением продолжается, администрацией сельского поселения не организован надлежащий контроль за использованием несанкционированного места размещения бытовых отходов. Свалка ТБО вблизи д. <адрес> была включена администрацией Кирилловского района в список рекультивируемых свалок на 2014 год, работы по рекультивации выполнялись и выполняются, но поскольку объект продолжает незаконно использоваться населением, дальнейшее проведение работ по рекультивации нецелесообразно. С учетом объема свалки при исключении ее использования, возможно проведение работ по рекультивации за два летних сезона.
Представитель третьего лица – Управления Росприроднадзора по Вологодской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, исковые требования поддерживают в полном объеме.
Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, суд пришел к выводу, что заявленные природоохранным прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.
Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу ч.1 ст.22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Порядок сбора отходов на территории поселений определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Статьей 12 указанного Закона также предусмотрено создание объектов размещения отходов лишь на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 действующего Устава муниципального образования Ферапонтовское Кирилловского муниципального района Вологодской области к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу пункта 3.5 решения Совета сельского поселения Ферапонтовское от 31 мая 2013 года №18 «Об утверждении Положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории сельского поселения Ферапонтовское» ответственность за организацию и контроль сбора и вывоза отходов на территории общего пользования поселения возложена на администрацию сельского поселения Ферапонтовское.
Как установлено судом и не оспаривается ответчиками, разрешения на функционирование свалки ТБО вблизи д. <адрес> уполномоченным органом – Управлением Росприроднадзора по Вологодской области не выдавалось. Из представленного в суд экспертного заключения по размещению объекта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что размещение объекта не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. В настоящее время несанкционированная свалка не ликвидирована и продолжает использоваться.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий и населенных мест» организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест».
Однако администрацией сельского поселения Ферапонтовское допущены нарушения требований природоохранного и санитарного законодательства. Земельный участок вблизи д.<адрес> длительное время использовался для несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, что создает реальную угрозу создания неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, загрязнению атмосферы, засорения территории, истощения и деградации почвы, так как неконтролируемое размещение отходов создает условия для свободного доступа на свалку животных, несанкционированных поджогов мусора, а отсутствие исследований земельного участка может привести к загрязнению грунтовых (подземных) вод.
В настоящее время свалка не ликвидирована, периодически незаконно используется. Доказательств того, что население и юридические лица с 2010 года оповещены о закрытии свалки, на что ссылается ответчик, суду не представлено.
На основании ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Таким образом, нарушения природоохранного и санитарного законодательства, допускаемые ответчиком, прямо затрагивают интересы неопределенного круга лиц, так как создают угрозу причинения вреда здоровью людей, окружающей природной среде и среде обитания, в связи с чем, заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, определяя срок исполнения требований о ликвидации свалки, суд учитывает объем необходимых работ, их стоимость, отсутствие у органа местного самоуправления финансирования на указанные цели, в связи с чем считает возможным определить срок исполнения заявленных требований до 01 ноября 2015 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора, заявленные в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского района Вологодской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского муниципального района Вологодской области ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную вблизи <адрес> в срок до 01 ноября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кирилловский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: В.М.Смирнова
Решение составлено 11 сентября 2014 года.
Судья: В.М.Смирнова
Копия верна:
Судья В.М.Смирнова