УИД 63RS0039-01-2023-000416-74
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 мая 2023 г. Самара
Ленинский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Турбиной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Шкатовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1823/2023 по административному исковому заявлению Шмелевой Е. Л., Васильева (Шмелева) И. Ю., Шмелевой А. П. к <адрес> о признании незаконным распоряжения,
установил:
Административные истцы обратились в Ленинский районный суд <адрес> с административными исковыми заявлениями к <адрес> о признании незаконным распоряжения, в обоснование заявленных требований указав, что им на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение – <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРП. <адрес> принято Распоряжение №-Р от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии для государственных нужд <адрес> объектов недвижимого имущества в целях размещения объекта регионального значения «Метрополитен (1 очередь строительства) в г.<адрес> от станции «<адрес>». Согласно приложениям 1,2 к указанному распоряжению изъятию для государственных нужд подлежат объекты недвижимого имущества: квартиры, находящиеся в данном многоквартирном доме и земельный участок. Административные истцы считают, административным ответчиком не обоснована необходимость включения объектов недвижимости –квартиры с кадастровым номером № расположенной по адресу: <адрес> перечень объектов, подлежащих изъятию и сносу в целях размещения метрополитена, что противоречит ст. 49 ЗК РФ. Учитывая, что процессуальных обоснований необходимости прекращения права собственности на принадлежащее истцам недвижимое имущество ответчиком не представлено, как и доказательств отсутствия других вариантов возможного размещения метрополитена, не затрагивая спорный дом, законность оспариваемого распоряжения Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №-р ставит под сомнение, ссылаясь на указанные выше обстоятельства, просит суд признать незаконным и отменить Распоряжение <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии для государственных нужд <адрес> объектов недвижимого имущества в целях размещения объекта регионального значения «Метрополитен (1 очередь строительства) в г.<адрес>, от станции «<адрес>» в части изъятии квартиры с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании административный истец Шмелева Е.Л., ее представители Реуцкая Я.Ю., Шилов Ю.Е., Морозов А.Ю., действующие на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на 3 года, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, по изложенным в иске основаниям и представленным дополнениям, настаивав на его удовлетворении.
Представитель Министерства строительства <адрес> Панов Д.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ, представитель ГКУ СО «Управление капитального строительства» Вострикова И.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании административный иск не признали по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.
Заинтересованное лицо Д. В.Н. в судебном заседании заявленные административными истцами требования поддержал в полном объеме.
Представители административного ответчика <адрес>, заинтересованных лиц, привлеченных судом в порядке ст.47 КАС РФ в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, представив письменные отзыва с ходатайствами о рассмотрении дела без участия их представителя, в связи, с чем на основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод
и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно части 9 статьи 229 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из содержания части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу ч. 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2).
Как следует из пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9, статьи 23 ГрК РФ, территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа. Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ).
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи (ч. 1 ст. 45 Грк РФ).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 и п. 1 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» метрополитен является видом внеуличного транспорта, движение подвижного состава которого осуществляется на электротяге по двум рельсам.
Положениями статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесено изъятие земельных участков в границах муниципального, городского округа для муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд перечислены в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации. Одним из таких оснований может быть строительство, реконструкция объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объектов федерального транспорта, объектов связи федерального значения, а также объектов транспорта, объекты связи регионального значения, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Как следует из содержания пункта 3 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
В силу пункта 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:
1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);
2) утвержденными проектами планировки территории.
Положениями ст. 56.6 ЗК РФ предусмотрено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие.
Судом установлено и из материалов дела следует, что административным истцам Шмелевой А.П., Васильеву (Шмелеву) И.Ю. на праве общей долевой собственности (доля в праве № каждому) принадлежит жилое помещение – <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> кадастровым номером № административному истцу Шмелевой Е.Л. принадлежит на праве общей долевой собственности (доля в праве №) <адрес>, расположенная по указанному выше адресу, что подтверждается выписками из ЕГРП и свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято Распоряжение №-р «Об изъятии для государственных нужд <адрес> объектов недвижимого имущества в целях размещения объекта регионального значения «Метрополитен» (1 очередь строительства)» в г.о.Самара, <адрес>, от станции <адрес>», которым постановлено: изъять для государственных нужд <адрес> в целях размещения объекта регионального значения «Метрополитен (1 очередь строительства)» в г.о.Самара, <адрес>, от станции <адрес> объекты недвижимого имущества, указанные в приложениях 1, 2, в том числе многоквартирный жилой дом, в состав которого входят жилые помещения: <адрес>, №а, №, расположенные по адресу: <адрес> земельные участки, площадью № кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
Опубликование оспариваемого распоряжения произведено в установленном законодательством порядке в газете «Волжская коммуна».
Основанием для изъятия объектов недвижимого имущества – земельного участка и расположенного на нем жилого помещения является размещение объекта транспорта регионального значения –метрополитена.
В соответствии с пунктом 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, оно производится в частности для государственных и муниципальных нужд.
Отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст.239.2 ГК РФ).
При этом под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества.
Из представленной в материалы дела проектной документации, следует, что строительство метрополитена в г.о.Самара осуществляется в соответствии со схемой территориального планирования <адрес>, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, документацией по планировке территории, утвержденной распоряжениями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении документации по планированию территории в целях размещения объекта регионального значения «Метрополитен (1 очередь строительства)» в г.о.Самара, <адрес>, от станции <адрес> <адрес> в редакции Распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении документации по внесению изменений в документацию по планировке территории в целях размещения объекта регионального значения «Метрополитен» (1 очередь строительства)» в г.о.Самара, <адрес> от станции «<адрес>», утвержденную распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р утверждена документация по внесению изменений в документацию по планировке территории в целях размещения объекта регионального значения «Метрополитен» (1 очередь строительства)» в г.о.Самара, <адрес>, от станции <адрес>», утвержденная распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> выше документация является общедоступной, размещена и опубликована на официальном сайте Министерства строительства <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Проектом межевания территории утверждена схема размещения линейного объекта, технических зон и пр., установлен перечень земельных участков, расположенных в границе зоны резервирования и (или) изъятия.
Из графической части проекта межевания территории в таблице 2 под номером 2.36 обозначен земельный участок с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для проектирования и строительства метрополитена в <адрес> (первая очередь станция метро <адрес>»), на котором находятся жилые помещения, принадлежащие административным истцам.
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> находится в пределах земельного участка с кадастровым номером № находящегося в собственности <адрес> и предоставленного ГКУ «Управление капитального строительства» в постоянное (бессрочное) пользование с видом разрешенного использования: для проектирования и строительства метрополитена в <адрес> (первая очередь станции метро <адрес>») и на территории, в отношении которой утверждена документация по планировке территории в целях размещения объекта регионального значения «Метрополитен (1 очередь строительства)» в г.о. Самара, <адрес>, от станции <адрес>» утверждена распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении документации по внесению изменений в документацию по планировке территории в целях размещения объекта регионального значения «Метрополитен» (1 очередь строительства)» в г.о.Самара, <адрес> от станции «<адрес>», утвержденную распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
При этом, графическая часть, являющаяся неотъемлемой частью Распоряжения №-р очевидно и наглядно подтверждает, что линия строящегося метрополитена проходит под домом 27 по <адрес> в <адрес>, а жилой дом, расположенный по указанному выше адресу входит в перечень объектов капитального строительства, планируемых к изъятию.
В связи с чем, доводы административных истцов о нахождении земельного участка и спорных жилых помещений вне границ строительства метрополитена лишены основания и судом отклоняются.
Из представленного Министерством строительства <адрес> проекта межевании территорий установлено, что в пределах части земельного участка частично расположен объект капитального строительства - многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором включает в себя жилые помещения - <адрес>, №а, №. Площадь части земельного участка, согласно утвержденному ПМТ составила <адрес> кв.м.
Следовательно, непосредственно необходимость изъятия принадлежащего административным истцам жилого помещения и земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом обусловлена целями его использования для строительства и размещения объекта регионального значения «Метрополитен (1 очередь строительства)» в г.о.Самара, <адрес>, от станции «<адрес>
Учитывая данные обстоятельства и приведенное правовое регулирование, суд приходит к выводу, что оспариваемое Распоряжение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р принято в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и документацией по планировки территории, издано Правительством в пределах предоставленных полномочий, соответствует действующему законодательству, прав и законных интересов административных истцов не нарушает.
Изъятие принадлежащего административным истцам объекта недвижимого имущества - квартиры, связано с необходимостью обеспечения государственных нужд и не является произвольным.
Само по себе несогласие административных истцов с изъятием объекта недвижимости –многоквартирного жилого дома и квартиры, принадлежащий им на праве общей долевой собственности не свидетельствует о допущенных административным ответчиком нарушениях, что исключает возможность удовлетворения заявленных административными истцами требований.
При этом, суд обращает внимание, что схема территориального планирования <адрес>, проект планировки территории в целях размещения объекта регионального значения «Метрополитен (1 очередь строительства)» в г.о.Самара, <адрес>, от станции <адрес>», утвержденные распоряжениями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р в установленном законом порядке не оспорены и не признаны недействующим.
Представленной административным ответчиком совокупностью доказательств подтверждена необходимость изъятия для государственных нужд спорного жилого помещения, расположенного на земельном участке.
Порядок принятия оспариваемого решения административным ответчиком соблюден, распоряжение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р опубликовано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ за номером опубликования №, а также доведено до сведения административного истца в соответствии с подпунктом 3 пункта 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе, являющейся законным представителем несовершеннолетнего Васильева (Шмелева) И.Ю.
При этом, сведений о применении оспариваемого распоряжения и начале процедуры изъятия не имеется.
Суждения стороны административного истца об отсутствии необходимости сноса многоквартирного жилого дома по <адрес>, в которых расположено принадлежащее истцам жилое помещение и, что земельный участок и жилые помещения, расположенные на нем изымаются в отсутствие законных оснований, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, не в интересах строительства метрополитена, а расположения земельного участка в центре города, судом отклоняется ввиду его несостоятельности.
Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности.
Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд может осуществляться лишь в исключительных случаях. Конкретные основания для изъятия предусмотрены нормами Земельного кодекса Российской Федерации, при этом их перечень не является исчерпывающим.
В рассматриваемом случае таким основанием выступают положения ст. 32 ЖК РФ, при котором жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
При этом, оспариваемое распоряжение принято в связи с изъятием объекта недвижимого имущества, а не его сноса, как указывает административный истец.
Вопреки доводам административного истца, судом достоверно установлено, что изъятие жилого помещения, принадлежащего административным истцам необходимо для государственных нужд в целях размещения объекта регионального значения «Метрополитен (1 очередь строительства)» в г.о.Самара, <адрес>, от станции «Самарская» до станции «Театральная», реализация которого невозможна без изъятия спорных объектов.
Ссылка стороны истца на представленное заключение кадастрового инженера Лысова С.И. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земельный участок, занятый многоквартирным домом не должен входить в состав участка с кадастровым номером №, а должен был быть заблаговременно образован уполномоченным органом и поставлен на кадастровый учет как самостоятельный земельный участок, что исключает, по мнению административного истца, возможность его изъятия, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого распоряжения, поскольку условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд четко определены действующем земельным законодательством.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Отвергая доводы, изложенные административными истцами, суд приходит к выводу, что совокупность оснований для признания незаконным Распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р в ходе судебного разбирательства не установлена, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцами требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шмелевой Е. Л., Васильева (Шмелева) И. Ю., Шмелевой А. П. к <адрес> о признании незаконным распоряжения– оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) Т.А.Турбина
№
№
Мотивированное решение №