РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2022 года адрес
Тверской районный суд адрес в составе председательствующего судьи фио, при секретаре фио, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1239/2022 по иску Комарева Владимира Павловича к ГУ - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным отказа в назначении страховых выплат, обязании назначить и произвести страховые выплаты
установил:
Комарев В.П. обратился в суд с иском к ответчику, просит признать незаконным отказ в назначении страховых выплат, обязать с 23 сентября 2021г. назначить и выплачивать ежемесячные страховые выплаты в размере сумма, единовременную страховую выплату в размере сумма, указывая на то, что получил профессиональное заболевание в результате воздействия интенсивного шума на рабочем месте, в период работы в ПАО «Аэрофлот» был признан негодным к летной работе пилотом, в последующем уволен по медицинским показаниям.
Представитель истца по доверенности – фио в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика по доверенности – фио в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Федерального Закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее Закон) право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.
Согласно ст. 3 Закона страховым случаем является подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию. Профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности и (или) его смерть.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что истец работал в ПАО «Аэрофлот» в период с 1994г. по 14 октября 2021г., трудовой договор расторгнут по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением), в период работы занимал должности: второго пилота, командира ВС, стаж работы на летной должности составляет более 40 лет.
В период работы получил профессиональное заболевание – «двухсторонняя нейросенсорная тугоухость профессионального генеза, снижение слуха II степени» связанное с воздействием производственного шума, что подтверждается извещением об установлении заключительного диагноза Саратовсного МНЦ гигиены ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» от 06 июля 2021 года.
13 сентября 2021 года утвержден акт о случае профессионального заболевания, из которого следует, что заболевание у фио возникло в результате длительного воздействия производственного шума, превышающего предельно допустимые уровни по причине конструктивных особенностей летательных аппаратов, невозможности использования средств индивидуальной защиты, необходимостью использования авиагарнитур, дополнительной звуковой нагрузки в результате прослушивания эфира и речевого радиообмена.
По результатам медицинского освидетельствования в Бюро №73 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по адрес» Минтруда России в связи с профессиональным заболеванием от 13 сентября 2021г. фио установлено 30 % утраты профессиональной трудоспособности с 23 сентября 2021г. бессрочно.
В соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 г. № 967, под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности (п. 4).
При этом, профессиональное заболевание, возникшее у работника, подлежащего обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является страховым случаем (п. 5).
Учреждение здравоохранения на основании клинических данных состояния здоровья работника и санитарно-гигиенической характеристики условий его труда устанавливает заключительный диагноз - острое профессиональное заболевание (отравление) и составляет медицинское заключение (п.10).
В соответствии с п. 11 указанного Положения, при установлении предварительного диагноза - хроническое профессиональное заболевание (отравление) извещение о профессиональном заболевании работника в 3-дневный срок направляется в центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора; больной направляется на амбулаторное или стационарное обследование в специализированное лечебно - профилактическое учреждение или его подразделение (п. 13), Центр профессиональной патологии на основании клинических данных состояния здоровья работника и представленных документов устанавливает заключительный диагноз - хроническое профессиональное заболевание (в том числе возникшее спустя длительный срок после прекращения работы в контакте с вредными веществами или производственными факторами), составляет медицинское заключение и в 3-дневный срок направляет соответствующее извещение в центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора, работодателю, страховщику и в учреждение здравоохранения, направившее больного (п. 14).
В силу п.16 данного Положения, установленный диагноз - острое или хроническое профессиональное заболевание (отравление) может быть изменен или отменен центром профессиональной патологии на основании результатов дополнительно проведенных исследований и экспертизы.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного здоровью в результате возникновения у застрахованного профессионального заболевания, необходимо иметь в виду, что в силу Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967, заключительный диагноз - профессиональное заболевание имеют право устанавливать впервые только специализированные лечебно-профилактические учреждения, клиники или отделы профессиональных заболеваний медицинских научных учреждений или их подразделения (далее - центр профессиональной патологии). Установленный диагноз может быть отменен или изменен только центром профессиональной патологии.
Кроме того, в силу норм трудового законодательства и указанного Положения профессиональное заболевание, возникшее у работника, расследуется комиссией, которая на основании рассмотрения документов, в числе прочего, устанавливает обстоятельства и причины профессионального заболевания работника и составляет акт о случае профессионального заболевания.
В соответствии с п. 30 Положения именно Акт о случае профессионального заболевания является документом, устанавливающим профессиональный характер заболевания, возникшего у работника на данном производстве.
Таким образом, учитывая, что установленный диагноз - хроническое профессиональное заболевание может быть изменен или отменен исключительно центром профессиональной патологии на основании результатов дополнительно проведенных исследований и экспертизы, принимая во внимание, что истцом были представлены надлежащие документы, подтверждающие в установленном законом порядке профессиональный характер имеющегося у него заболевания, при этом, Акт о случае профессионального заболевания, диагнозы ответчиком не оспорены, несмотря на особое мнение 3-х членов комиссии (специалиста департамента управления безопасности полетов ПАО «Аэрофлот», врача-сурдолога-отоларинголога и страховщика), Акт о случае профессионального заболевания был утвержден надлежащим лицом, исходя из того, что в силу п. 5 приведенного выше Положения профессиональное заболевание, возникшее у работника, подлежащего обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является страховым случаем, суд полагает, что профессиональное заболевание, возникшее у истца, является страховым случаем, а отказ ГУ – Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в назначении страховых выплат является незаконным.
Доводы и возражения ответчика об отсутствии причинно-следственной связи между фактом повреждения здоровья и воздействием вредного производственного фактора основаны на предположениях и какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждаются.
В соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 24.07.1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являясь видом социального страхования, предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, которое осуществляется в том числе в виде единовременной страховой и ежемесячных страховых выплат (пп. 2 п. 1 ст. 8). Их размер определяется в соответствии со ст.ст. 11 и 12 названного закона.
Размер среднего месячного заработка Комарева В.П. за 12 месяцев, предшествующий отстранению от полетов составляет более сумма и с учетом 30% утраты профессиональной трудоспособности превышает максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, расчет единовременной страховой выплаты и ежемесячных страховых выплат представителем ответчика не оспаривался.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Комарева Владимира Павловича к ГУ - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным отказа в назначении страховых выплат, обязании назначить и произвести страховые выплаты удовлетворить.
Признать незаконным отказ ГУ - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в назначении Комареву Владимиру Павловичу страховых выплат по обязательному страхованию от профессиональных заболеваний.
Обязать ГУ - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации назначить и выплачивать Комареву Владимиру Павловичу единовременную страховую выплату в размере сумма, ежемесячные страховые выплаты за период с 23 сентября 2021г. в размере сумма с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: