№ 2- 223 /2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 января 2018г.
Советский районный суд г. Красноярска
в составе: председательствующего судьи Бех О.В.,
при секретаре Максимовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску Шрайнер Эдуарда Александровича к ООО УСК «Сибиряк» о защите прав потребителей,
у с т а н о в и л :
Шрайнер Э.А. обратился в суд с иском (с учетом уточнений от 11.07.2017г.- л.д. 126- 128) к ООО УСК «Сибиряк» о защите прав потребителей, ссылаясь на то, что истец является правообладателем квартиры по <адрес>, ответчик являлся застройщиком указанного предприятия. Квартира имеет недостатки качества выполненных строительных работ, стоимость устранения которых, по заключению ООО «Красноярскпроектстрой», составляет 144317 рублей. На основании изложенного, истец просит суд взыскать с ответчика 144 316.56 рублей в счет возмещения убытков, 144 316.56 рублей в счет неустойки за период со 02.11.2016г. по 11.07.2017г., 9688.43 рубля в счет процентов за пользование чужими денежными средствами, 10 000 рублей в счет компенсации морального вреда, 15 000 рублей в счет расходов по оценке ущерба, штраф, 30 000 рублей в счет расходов на представителя.
В судебном заседании представитель ответчика Кожемякина Ю.В. иск не признал. Истец в суд не явился, извещен должным образом (л.д. 213). Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона РФ № 214- ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акта РФ» (далее закон № 214- ФЗ), застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.
В случае, если объект долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) указанных в части 1 настоящей статьи обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика, в том числе: 2) соразмерного уменьшения цены договора.
Гарантийный срок для объекта долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта долевого строительства, устанавливается договором и не может составлять менее чем пять лет. Указанный гарантийный срок исчисляется со дня передачи объекта долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта долевого строительства, участнику долевого строительства, если иное не предусмотрено договором.
6. Участник долевого строительства вправе предъявить иск в суд или предъявить застройщику в письменной форме требования в связи с ненадлежащим качеством объекта долевого строительства с указанием выявленных недостатков (дефектов) при условии, что такие недостатки (дефекты) выявлены в течение гарантийного срока. Застройщик обязан устранить выявленные недостатки (дефекты) в срок, согласованный застройщиком с участником долевого строительства. В случае отказа застройщика удовлетворить указанные требования во внесудебном порядке полностью или частично либо в случае неудовлетворения полностью или частично указанных требований в указанный срок участник долевого строительства имеет право предъявить иск в суд.
8. За нарушение срока устранения недостатков (дефектов) объекта долевого строительства, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, застройщик уплачивает гражданину - участнику долевого строительства, приобретающему жилое помещение для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере, определяемом пунктом 1 статьи 23 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей". Если недостаток (дефект) указанного жилого помещения, являющегося объектом долевого строительства, не является основанием для признания такого жилого помещения непригодным для проживания, размер неустойки (пени) рассчитывается как процент, установленный пунктом 1 статьи 23 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", от стоимости расходов, необходимых для устранения такого недостатка (дефекта).
Как установлено судом, квартира по <адрес> принадлежит на праве собственности истцу на основании договора участия в долевом строительстве от 24.10.2011г., договора уступки права требования от 02.04.2012г., акта приема-передачи квартиры от 23.04.2012г. (л.д. 52-61, 65), ответчик является застройщиком указанного помещения.
По данным Управления Росреестра по Красноярскому краю (л.д. 115-117), право собственности на указанное помещение по состоянию на 14.04.2017г. зарегистрировано за истцом.
В соответствии с заключением судебной экспертизы № 549/07 от 24.10.2017г., проведенной ФБУ «Красноярский ЦСМ» (л.д. 167-210), в квартире по <адрес> имеются строительные недостатки, возникшие в результате нарушения при производстве строительных работ требований проектной документации, технических регламентов и/или иных обязательных для применения требований. Стоимость устранения выявленных недостатков составляет 84 098.47 рублей.
02.11.2016г. ответчику направлена претензия истца, в которой истец просил устранить недостатки в разумный срок (л.д. 62).
Представитель ответчика суду пояснил, что поддерживает доводы, изложенные в отзыве, возражений против суммы устранения недостатков по судебной экспертизе не имеет. При этом полагает, что досудебная экспертиза выполнена без учета проектной документации и с применением нормативных документов рекомендательного характера. Таким образом, полает, что заключение экспертизы является необоснованным по причине того, что экспертом сделаны выводы о наличии недостатков в спорной квартире на основании нормативных документов, не подлежащих обязательному применению. При удовлетворении требований истца, ответчик просит суд снизить размер неустойки и штрафа в порядке статьи 333 ГК РФ. Компенсацию морального вреда полагает завышенной, так как истцом не понесено страданий, не представлено доказательств, причинения морального вреда, просит снизить размер компенсации морального вреда до разумных пределов. Судебные расходы полагает неразумными и подлежащими снижению.
Оценивая представленные доказательства, суд учитывает, что истец является правообладателем помещения по <адрес> - <адрес>, данный объект имеет строительные недостатки, стоимость устранения которых составляет, по заключению судебной экспертизы - 84 098.47 рублей, ответчик является застройщиком дома по указанному адресу.
Указанные обстоятельства подтверждены договором участия в долевом строительстве, договором уступки права требования, актом приема-передачи квартиры, разрешениями на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, заключением судебной экспертизы от 24.10.2017г., и сторонами не оспорены.
Ответчик не представил суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований для удовлетворения заявленного иска, в том числе, доказательств, подтверждающих иную стоимость устранения недостатков, возражений по сумме убытков, определенных заключением судебной экспертизы, не заявил.
При таких обстоятельствах, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать 84 098.47 рублей в счет возмещения убытков.
02.11.2016г. ответчику направлена претензия истца, в которой истец просил устранить недостатки в разумный срок. Сведений об удовлетворении претензии, в том числе, частичном, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, требование истца о взыскании с ответчика неустойки, предусмотренной положениями закона о защите прав потребителей, за период с 12.11.2016г. по 11.07.2017г. суд полагает обоснованным. Ответчик заявил о снижении неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ.
Рассматривая заявление ответчика о снижении неустойки, суд учитывает следующее.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности просрочки исполнения. Согласно статье 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку (часть первая); при этом правила о возможности уменьшения неустойки не затрагивают права кредитора на возмещение убытков (часть вторая).
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
В силу правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от 24.01.2006г. № 9-О, возложение законодателем на суды общей юрисдикции решения вопроса об уменьшении размера неустойки при ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательств вытекает из конституционных прерогатив правосудия, которое по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости (статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах).
Суд также принимает во внимание положения пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012г. № 17, согласно которым, применение статьи 333 ГК РФ по делам о защите прав потребителей возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым.
При оценке последствий нарушения обязательства судом могут приниматься во внимание, в том числе обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства - цена товаров, работ, услуг; сумма договора и т.п. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
К последствиям нарушения обязательства могут быть отнесены не полученные истцом имущество и денежные средства, понесенные убытки (в том числе упущенная выгода), другие имущественные или неимущественные права, на которые истец вправе рассчитывать в соответствии с законодательством и договором.
Суд принимает во внимание длительность заявленного периода просрочки ответчика, размер заявленных к возмещению убытков, обязательность взыскания штрафа в порядке статьи 13 закона о защите прав потребителей, а также характер недостатков помещения истца, не являющихся существенными.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исчисленная сумма неустойки, всего в размере 84 098.47 рублей (из расчета: 84 098.47 х 3% х 242 дня просрочки в указанный период) превышает сумму возможных убытков истца, вызванных нарушением обязательств, поэтому подлежит снижению до 6000 рублей.
Ответчик не представил суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований для удовлетворения иска в названной части.
На основании изложенного, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца 6000 рублей в счет неустойки за нарушение срока удовлетворения требования потребителя.
Материалами дела установлено нарушение ответчиком прав истца как потребителя в связи с передачей объекта ненадлежащего качества.
Из изложенного следует право истцов на компенсации морального вреда в порядке статьи 15 закона РФ «О защите прав потребителей».
При определении размера компенсации суд учитывает характер причиненных потерпевшему нравственных страданий (ответчик передал объект ненадлежащего качества), степень вины ответчика, не предпринявшего мер к возмещению истцам причиненных убытков, требования разумности и справедливости.
На основании изложенного, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца 2000 рублей в счет компенсации морального, тогда как требование в оставшейся части оставить без удовлетворения.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 92 098.47 рублей в счет возмещения убытков, неустойки и компенсации морального вреда (из расчета: 84 098.47 + 6000 + 2000).
Также, с ответчика в пользу истцов подлежит взысканию штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя в сумме 46 049.23 рубля (в порядке статьи 13 закона о защите прав потребителей, из расчета: (92 098.47 : 2), который, с учетом заявления ответчика о снижении суммы неустойки (штрафа) в порядке статьи 333 ГК РФ, суд полагает возможным снизить до 5000 рублей. При этом, суд принимает во внимание длительность периода просрочки ответчика, размер подлежащих возмещению убытков (84 098.47 рублей), а также сумму, взысканной с ответчика в пользу истца неустойки (6000 рублей). Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию – 97 098.47 рублей (из расчета: 92 098.47 + 5000), тогда как иск в оставшейся части надлежит оставить без удовлетворения.
Кроме того, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на проведение досудебной экспертизы в размере 15000 рублей, расходы на представителя в порядке статьи 100 ГПК РФ (с учетом требований разумности, объема участия представителя в деле), в размере 15000 рублей, всего 30000 рублей, что с учетом коэффициента удовлетворения - 58.27% (из расчета: 84098 рублей (цена удовлетворенного иска) х 100 : 144316.56 рублей (цена заявленного иска)), составит сумму судебных расходов – 17481 рубль (из расчета: 30000 х 58.27%), всего по иску 114579.47 рублей (из расчета: 97098.47 + 17481).
В связи с частичным удовлетворением иска с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 3352.95 рублей (с учетом размера удовлетворенного имущественного требования, одного требования неимущественного характера, в порядке ст. ст. 103 ГПК РФ, 333.19 НК РФ).
Иск о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворению не подлежит, поскольку в силу положений пункта 57
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 07.02.2017), обязанность причинителя вреда по уплате процентов, предусмотренных статьей 395 ГК РФ, возникает со дня вступления в законную силу решения суда, которым удовлетворено требование потерпевшего о возмещении причиненных убытков, если иной момент не указан в законе, при просрочке их уплаты должником.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 114579 ░░░░░░ 47 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ 3352 ░░░░░ 95 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░.░.