Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 ноября 2015 года г. Минусинск
Минусинский городской суд в составе:
председательствующего: Сергеева Ю.С.
при секретаре: Чернюговой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельниковой Н.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе об установлении права на досрочное назначение пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
истица обратилась в суд с иском к УЦПФ РФ (ГУ) в г. Минусинске о понуждении ответчика включить в специальный медицинский стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом <адрес> в <данные изъяты>, обязать ответчика назначит пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику по вопросу досрочного назначений ей пенсии как медицинскому работнику, в чем ей было отказано, так как из льготного стажа исключен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом <адрес> в <данные изъяты> С указанным решением ответчика истец не согласен, так как полагает, что ответчик неверно применил Закон, а именно применение нового закона к отношением в указанный период необоснованно и нарушает конституционные принципы.
ДД.ММ.ГГГГ истица уточнила свои требования и просила суд включить в медицинский стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Также истица считает решение ответчика незаконным, так как согласно первичных документов она была принята на работу в должности фельдшера.
В судебном заседании истица и её представитель настаивала на своих требованиях в полном объеме.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения заявленных требований и просила в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Мельниковой Н.В. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Разрешая требования истицы в части включения периода работы в здравпункте <адрес> <данные изъяты> принимает во внимание следующее.
Согласно трудовой книжки истца (л.д. 8) она ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу зав.з/пунктом <адрес> <данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ была уволена по собственному желанию.
Согласно представленных первичных документов: личной карточки истца (л.д. 22 оборот) истица была принята на работу ДД.ММ.ГГГГ фельдшером, что также подтверждается актом о результатах документальной проверки по факту работы № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23).
При проведении специалистами Пенсионного фонда РФ указанной проверки были изучены приказы в отношении Мельниковой Н.В. (л.д. 24).
Так приказ № от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о приеме на работу истицы именно фельдшером.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ истице разрешено совместительство на 0,5 ст. фельдшера на <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ фельдшера Мельникову Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ считать вышедшей на работу после д/отпуска и разрешить совместительство на 0,5 ст. фельдшера.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ истице, фельдшеру <адрес> предоставлен отпуск без содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по семейным обстоятельствам.
Согласно положений пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, а также разъяснения, данные в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" о возможности включения работы в должностях, указанных в Списке, если она осуществлялась в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П определено, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан и не должен препятствовать осуществлению оценки приобретенных до 01.01.2002 г. пенсионных прав по нормам ранее действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 г. "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г., а периоды работы после указанной даты в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными настоящим Постановлением.
В периоды работы истца в должности фельдшера и заведующей здравпункта <адрес> <данные изъяты> действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Данным списком не предусмотрена должность заведующей, но имеется должность фельдшер, медицинская сестра.
Согласно пункту 3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397 (ред. от 12.04.1984 г.) "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" в стаж работы по специальности работников здравоохранения засчитывается работа на руководящих должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения. К числу указанных работ может быть отнесена работа в качестве заведующей здравпунктом. Должность "заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра)" предусмотрена штатными нормативами медперсонала фельдшерских здравпунктов, утв. Приказом Министра здравоохранения СССР от 30.04.1968 г. № 340, а также Приказом Минздрава СССР от 11.10.1982 г. № 999 "О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек", действовавшими в спорный период. Должность заведующий фельдшерским здравпунктом (полное и правильное наименование должности "заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер") относится к категории специалистов со средним медицинским образованием и соответствует Списку № 781, утвержденному Постановлением Правительства от 29.10.2002 г.
Согласно Информационному письму Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.2000 г. № 3948/1-17 и Пенсионного фонда РФ от 29.09.2000 г. при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 г. и дающего право на пенсию за выслугу лет применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. № 395.
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377, указан фельдшер.
В Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. № 395, указаны здравпункты (врачебные, фельдшерские), являющиеся структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Пунктом 15 Примечания Приказа Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 г. № 395 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения" предусмотрено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Кроме того, согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23.03.2011 г. № 233Н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при острых, хронических профессиональных заболеваниях" здравпункт является структурным подразделением организации (предприятия), в составе которой он организован, и предназначен для оказания первичной медико-санитарной помощи работникам организации (предприятия), в том числе организации и проведения комплекса лечебно-профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья работников указанной организации (предприятия).
Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" определено, что исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке. Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Таким образом, ранее действующее законодательство, как и законодательство, действующее в настоящее время, предусматривало включение в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения для досрочной пенсии - работу в должности фельдшера в здравпунктах (врачебных, фельдшерских) не только относящихся к учреждениям здравоохранения, но и являющихся структурными подразделениями любых иных организаций.
Таким образом, суд, с учетом установленных периодов работы истца в должности фельдшера и должности заведующей здравпунктом с совмещением работы по должности фельдшер, полагает обоснованным требования истицы и подлежащими удовлетворению в части возложения на ответчика обязанности по включению в специальный медицинский стаж периодов работы истца:
- фельдшером здравпункта <адрес> <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- в должности заведующей здравпунктом <адрес> <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- в должности фельдшера здравпункта <адрес> <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с исключением периодов отпуска без сохранения заработной платы (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Разрешая требования истицы в части включения периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком суд принимает во внимание следующее.
В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР (действовавшего в оспариваемые сторонами периоды ) время нахождение женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в льготный стаж.
Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" от 25 сентября 1992 в статью 167 КЗоТ РФ внесено изменение, исключающее возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Согласно письма Минтруда России от 1 января 1994 года № 554-кв эти периоды до 06 октября 1992 (т.е. до вступления в действие указанного Закона с момента его опубликования) могут засчитываться в льготный стаж независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии
Закон РФ от 25 сентября 1992 № 3543-1 утратил силу с 1 февраля 2002 года в связи с принятием Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
В силу ст. 12 КЗоТ РСФСР, ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действия.
В соответствии с п. 21 разъяснений Минтруда РФ от 22.05.96 г. № 5, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 22.05.96г. № 29, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации".
Факт нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком стороной ответчика не оспаривается и подтверждается первичными документами, результатами проверки Пенсионным фондам РФ, а также справкой (л.д. 28), согласно которым истица находилась в отпуске по уходу за ребенком всего с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд считает необходимым включить в льготный стаж для назначения пенсии Мельниковой Н.В. время нахождения в отпуске по уходу за ребенком в указанный период.
В результате проверки ПФ РФ было установлено, что место работы истца проходило в сельской местности, то есть в <адрес>, который располагался <адрес> (л.д. 26).
С учетом требований Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, согласно которому врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа, так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за год и 3 месяца, суд полагает требования истца обоснованными о включении спорных периодов в специальный стаж истца в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 3 месяца.
Учитывая, что ответчиком в бесспорном порядке был зачтен в специальный стаж период работы всего продолжительностью 27 лет 7 месяцев 4 дня, а также судом включены спорные периоды более трех лет, то на момент обращения истца к ответчику – 18 июня 2015 года общий стаж истца составлял более 30 лет, что дает право для назначения пенсии истцу и является основанием для удовлетворения требований истца к ответчику о понуждении назначить пенсию с даты подачи заявления, то есть с 18 июня 2015 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> и <адрес> включить Мельниковой Н.В. в льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения, в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 3 месяца, периоды работы фельдшером здравпункта <адрес> <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заведующей здравпунктом <адрес> <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности фельдшера здравпункта <адрес> <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с исключением периодов отпуска без сохранения заработной платы(с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); периоды нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе Мельниковой Н.В. назначить пенсию с 18 июня 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца через Минусинский городской суд с момента изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения суда изготовлен 08.12.2015 года