Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-284/2012 ~ М-299/2012 от 02.04.2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2012 года п. Арсеньево

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Валицкой Л.В.,

при секретаре Телышевой М.А.,

с участием помощника прокурора Арсеньевского района Карловой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Арсеньевского района в интересах Тришкиной М.В. к

ответчикам администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района и администрации муниципального образования Арсеньевского района Тульской области о признании жилого помещения непригодным для проживания и признании права на меры социальной поддержки,

установил:

прокурор Арсеньевского района обратился в Одоевский районный суд с иском в интересах Тришкиной М.В. к ответчикам администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района и администрации муниципального образования Арсеньевского района Тульской области о признании жилого помещения непригодным для проживания и признании права на меры социальной поддержки. Свои требования обосновывает тем, что Тришкина М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает по адресу: <адрес>, других объектов недвижимого имущества, в том числе жилой дом, квартира, комната, земельный участок, она на праве собственности или ином вещном праве не имеет. В соответствии с удостоверением серии Х , выданным ДД.ММ.ГГГГ Арсеньевским управлением социальной защиты населения, Тришкина М.В., являющаяся вдовой участника Великой Отечественной Войны, имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.. Согласно техническому заключению ООО «ПСБ Промгражданпроект» от ДД.ММ.ГГГГ состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором проживает Тришкина М.В., характеризуется как неудовлетворительное и предаварийное, здание требует восстановительного ремонта с заменой и усилением части конструкций, обследованное строение создает угрозу жизни и здоровью граждан, не отвечает нормативным требованиям, предъявляемым к помещениям и сооружениям данного типа, дальнейшая эксплуатация обследованного строения в качестве жилого дома в нормативном режиме в существующем виде невозможна. В соответствии с техническим паспортом жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором проживает Тришкина М.В., выданного ДД.ММ.ГГГГ, износ индивидуального жилого дома составляет 62%, имеют место сквозные трещины в фундаменте, трещины в швах стен, заметные прогибы балок чердачных перекрытий, ржавчина крыши, сильная просадка и изношенность полов, дверные проемы повреждены и поражены гнилью, состояние печного отопления неудовлетворительное, потеря эластичности электроосвещения, газоснабжение баллонное. Тришкина М.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию муниципального образования Манаенское Арсеньевского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье. Постановлением главы администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района от ДД.ММ.ГГГГ Тришкина М.В. была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако постановлением главы администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий Тришкиной М.В.» Тришкина М.В. была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как она была поставлена на учет без оснований. Решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий администрацией муниципального образования Манаенское Арсеньевского района Тришкиной М.В. направлено не было в нарушение ч.3 ст.54 ЖК РФ. Из постановления главы администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района от ДД.ММ.ГГГГ не видно какие основания, послужившие принятию Тришкиной М.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отпали, отсутствует указание на основание отказа в постановке на учет, установленное ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом в постановлении главы администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района от ДД.ММ.ГГГГ не указано в соответствие с каким основанием, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Тришкина М.В. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Прокуратурой района 16.02.2012 года главе администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. ДД.ММ.ГГГГ главой администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района направлен запрос о предоставлении акта межведомственной комиссии Арсеньевского района по поводу состояния жилого помещения по адресу: <адрес>. В направленном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ прокурор района уточнил свои требования, прося признать непригодным для проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признать за Тришкиной М.В. право на субсидию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

В судебном заседании помощник прокурора Арсеньевского района Карлова О.А. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении с учетом уточнений от 3.05.2012 г.

Представитель истицы по доверенности Кирюхина Л.М. исковые требования поддержала, пояснив, что в связи с невозможностью проживания в доме по адресу: <адрес> просит обратить решение немедленному исполнению.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района Ямщикова Е.М. не возражала против удовлетворения иска, пояснив, что Тришкина М.В. была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с рекомендациями, поскольку отсутствовало заключение межведомственной комиссии о непригодности жилого помещения для проживания. Администрация муниципального образования Манаенское не возражает в постановке на учет с ДД.ММ.ГГГГ Однако субсидии она не предоставляет.

Ответчик администрация муниципального образования Арсеньевский район о времени, дате и месте судебного разбирательства извещен надлежаще и своевременно, своего представителя не направил, об уважительности причин неявки не сообщил и не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства.

Исходя из содержания ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истицы Тришкиной М.В. и представителя администрации муниципального образования Арсеньевский район.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы, суд приходит к следующему.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.102011 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одним из вопросов местного значения является обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

В силу ч. 3 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 7, 42 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 (далее - Положение) непригодными для проживания признаются жилые дома, жилые помещения: имеющие определенный физический износ; находящиеся в аварийном состоянии; в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания (раздел 3 Положения).

Из акта обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, составленного межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы администрации муниципального образования Арсеньевский район -р от ДД.ММ.ГГГГ, явствует, что рекомендовано признать жилой дом по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.

Заключением от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия на основании акта, составленного по результатам обследования, пришла к выводу, что жилой дом по адресу: <адрес>, непригоден для проживания, т.к. состояние неудовлетворительное, предаварийное, дефекты и повреждения, свидетельствующие об исчерпании несущей способности конструктивных элементов, обнаружены в конструкциях фундаментов, стен и перекрытия, а также полов, дверных и оконных заполнений.

Как явствует из личного дела состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Тришкина М.В. обратилась с заявлением о постановке ее на учет ДД.ММ.ГГГГ с предоставлением документов, подтверждающих ее заявление.

Отсутствие у заявителя другого жилья на территории России администрацией не оспаривается и подтверждается сведениями из управления Росреестра Тульской области, представленными заявителем в администрацию наряду с другими документами для рассмотрения его заявления о принятии его на учет.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района Тришкина М.В. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с этой даты.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий Тришкиной М.В.» она была снята с учета.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ главой администрации муниципального образования Манаенское признано утратившим силу постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ в связи с завершением работ по подписанию акта и заключению межведомственной комиссии муниципального образовоания Арсеньевский район.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта и заключения межведомственной комиссии муниципального образования Арсеньевский район от ДД.ММ.ГГГГ Тришкина М.В. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии сч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, принимается органом местного самоуправления не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления заявления и необходимых документов (ч. 5 ст. 53 ЖК РФ).

ЖК РФ предусматривают постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента обращения с заявлением.

Как явствует из учетного дела нуждающейся в улучшении жилищных условий Тришкина М.В. обратилась с заявлением о постановке на учет с предоставлением документов ДД.ММ.ГГГГ Поэтому Тришкина М.В. подлежит учету как нуждающаяся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ

В силу ч.1,2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно удостоверению, выданному Арсеньевским управлением социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ, что Тришкина М.В., ДД.ММ.ГГГГ р., имеет право на льготы, установленные для жен погибших военнослужащих.

Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Указом Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 21 Закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Таким образом, Тришкина М.В., будучи вдовой участника Великой Отечественной войны, в силу пункта 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, независимо от ее имущественного положения.

Исходя из анализа вышеприведенных положений законодательства, суд пришел к выводу о том, что Тришкина М.В., являясь вдовой ветерана Великой Отечественной войны, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое ранее не было использовано.

Согласно ч. 1,2, 3 ст. 23.2 вышеприведенного Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

В соответствии с Положением о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий жителей Тульской области, утвержденным Постановлением правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ , членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в виде субсидии на приобретение жилья, которая предоставляется в порядке очередности, формируемой в хронологическом порядке по дате постановки на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом размер субсидии или денежной выплаты определяется исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Тульской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ и общей площади жилья 36 кв.м (п.1,2,3,5).

Исходя из анализа вышеприведенных положений законодательства, суд приходит к выводу о том, что право на получение жилья общей площадью не менее 36 кв. м. имеет Тришкина М.В., вдова погибшего участника Великой Отечественной войны.

В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, которые по состоянию здоровья не может сам обратиться в суд.

Исходя из ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд вправе обратить к немедленному исполнению решение по делам, связанным с защитой прав потребителей, только по инициативе истца и лишь в случае, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, в силу которых возникает необходимость обращения решения к немедленному исполнению, должен представить истец.

Учитывая, что истица в настоящее время проживает у дочери в г. Т., представителем истца не представлены доказательства того, что в настоящий момент проживание истицы у родственников создает прямую угрозу ее жизни и здоровью, нарушает охраняемые законом интересы других лиц, а довод представителя истицы о преклонном возрасте не может служить основанием, поскольку на указанную субсидию претендуют лица с солидным возрастом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований представителя истца об обращении решения к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

признать за Тришкиной М.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, проживающей временно по адресу: <адрес>, право на меры социальной поддержки в виде обеспечения субсидией из федерального бюджета на приобретение жилья общей площадью 36 кв.м, предоставляемой с учетом даты постановки на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в месячный срок через Одоевский районный суд.

Судья Л.В. Валицкая

2-284/2012 ~ М-299/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тришкина Мария Васильевна
Прокурор Арсеньевского района в интересах Тришкиной Марии Васильевны
Ответчики
Администрация МО Арсеньевский район
Администрация МО Манаенское Арсеньевского района Тульской области
Суд
Одоевский межрайонный суд Тульской области
Судья
Валицкая Любовь Владимировна
Дело на странице суда
odoevsky--tula.sudrf.ru
02.04.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2012Передача материалов судье
04.04.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2012Подготовка дела (собеседование)
19.04.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2012Судебное заседание
11.05.2012Судебное заседание
24.05.2012Судебное заседание
28.05.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2012Дело оформлено
29.06.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее