р е ш е н и е
именем российской федерации
07 ноября 2011 года Ленинский районный суд г. Красноярска
в составе: судьи Шестаковой Н.Н.
при секретаре Сизиковой Н.А.
с участием:
истца Жукова Н.Н.
представителя ответчика Килепо Н.В. (доверенность от 11.01.2011 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жукова Н.Н. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Красноярска» о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии,
Установил:
Жуков Н.Н. обратился в суд с указанным иском к УПФР в Ленинском районе г. Красноярска, в котором просит суд обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию, включив в льготный стаж работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды работы в льготном исчислении с 01 декабря 2008 года по 22 апреля 2011 года в ООО «Центр амбулаторной медицины» в качестве заведующего отделения наркологии, с назначением ему пенсии со времени первоначального обращения в УПФ РФ в Ленинском районе г. Красноярска - с 26 мая 2011 года. Требования мотивированы тем, что с 1979 года истец работал в учреждениях здравоохранения, в том числе в оспариваемый период времени заведующим отделения наркологии в ООО «Центр амбулаторной медицины». 26 мая 2011 года истец обратился в УПФР в Ленинском районе г. Красноярска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, в чем ей было отказано в связи с отсутствием необходимого медицинского стажа из-за не включения пенсионным органом в специальный медицинский стаж работы в оспариваемые периоды времени, поскольку наименование учреждения – ООО «Центр амбулаторной медицины» не соответствует Спискам должностей и учреждений и Правилам исчисления периодов стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности. Решением УПФ РФ в Ленинском районе г. Красноярска в досрочном назначении пенсии ему было отказано, в связи с нехваткой специального медицинского стажа из-за того, что не был принят к зачету стаж его работы в оспариваемые периоды времени. С данным решением истец не согласен, поскольку в указанный период времени истец выполнял работу, связанную с оказанием специализированной медицинской помощи, он считает, что указный период должен быть учтен и включен в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии. С учетом того, что Жуков Н.Н. проработал на должностях в учреждениях, осуществляющих лечебную и иную деятельность более 30 лет, он считает, что на основании ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года приобрел право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил свои исковые требования и по тем же основаниям просил включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии его работу в ООО «Алив» в период с 16 июля 2002 года по 30 ноября 2008 года в качестве врача-нарколога.
В судебном заседании Жуков Н.Н. исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в исковых заявлениях. Так же он пояснил, что в период его работы в ООО «Алив» он одновременно по совместительству работал врачом-анестезиологом-реаниматологом в МУЗ «Городская клиническая больница № 6 им. Карповича». Работая в ООО «Центр амбулаторной медицины» заведующим отделением, одновременно на полставки работал врачом-наркологом. То, что он работал в обществе с ограниченной ответственностью не должно влиять на его право на назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку его работа была аналогична работе врача-нарколога в государственных учреждениях, у него было много пациентов, которым он оказывал медицинскую помощь.
Ответчик – представитель УПФ РФ в Ленинском районе г. Красноярска Килепо Н.В. исковые требования не признала, пояснив, что Списком должностей и учреждений и Правилами исчисления периодов стажа, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г., постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., применяемыми при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, наименование учреждения здравоохранения в форме общества с ограниченной ответственностью, не предусмотрено, так как независимо от формы собственности юридического лица на соответствующих видах работ, правом на льготную пенсию пользуются медицинские работники, работающие в медицинских организациях только в форме учреждения. В отношении Жукова Н.Н. отсутствуют индивидуальные сведения о лечебной или иной деятельности по охране здоровья в ООО «Алив» и ООО «Центр амбулаторной медицины» в системе пенсионного обеспечения государственного страхования. Просила в иске отказать.
Привлеченный в качестве третьего лица представитель ООО «Алив» директор общества Шульгин В.К. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен своевременно и надлежаще.
Ранее в судебном заседании представитель ООО «Алив» подтвердил, что Жуков Н.Н. действительно работал с 16 июля 2002 года по 30 ноября 2008 г. в обществе в должности заведующего наркологическим отделением и одновременно по внутреннему совместительству работал врачом-наркологом на 0,5 ставки.
Представитель ООО «Центр амбулаторной медицины», привлеченный в качестве третьего лица, в судебном заседание не явился, о дне слушания дела извещен своевременно и надлежаще.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон в соответствие со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.20 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 3 этой же статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
26 мая 2011 года Жуков Н.Н. обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности.
Решением от 16 сентября 2011 года № 870 Жукову Н.Н. отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности 30-летнего стажа медицинской деятельности.
По подсчетам Пенсионного фонда медицинский стаж истца на момент обращения за назначением пенсии составил 25 лет 6 месяцев 4 дня.
В специальный стаж для назначения пенсии не включен период с 16 июля 2002 года по 30 ноября 2008 года (6 лет 4 месяца 15 дней) в должности заведующего отделения наркологического центра ООО «Алив», а также не принят к зачету период работы в должности заведующего отделения наркологии в ООО «Центр амбулаторной медицины» (2 года 4 месяца 22 дня).
В обоснование своего отказа, пенсионный орган указал на то, что указанные периоды не подлежат зачету, т.к. в соответствие со Списками должностей и учреждений и Правилами, утвержденными постановлением № 1066 и постановлением № 781 право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставляется медицинским работникам, осуществляющим соответствующую деятельность непосредственно в учреждениях здравоохранения. Таким образом, законодателем четко определена единственная организационно-правовая форма организации – учреждение, в связи с чем работа в организациях, имевших иную организационно-правовую форму, отличную от учреждения (предприятия, ООО, ЗАО, ТОО и т.п.) не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости. Кроме того, должности заведующий отделением наркологии не предусмотрены указанными выше Списками.
С данным выводом пенсионного органа нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года № 11-П, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях, в том числе здравоохранения, в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество – государству, муниципальному образованию, акционерном обществу и прочее, само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (то есть зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения конституционного требования равноправия применительно к правам, гарантированным статьей 39 Конституции Российской Федерации. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях. До установления надлежащего правового регулирования периоды работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности (п.2, 3.3. и 3.4).
Из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04 марта 2004 года № 81-О, вытекает, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационной – правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, и аналогичных должностей и учреждений (организации), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации термин «учреждение здравоохранения» подлежит расширительному толкованию и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе и коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.
Поэтому право Жукова Н.Н. на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой им осуществляется лечебная деятельность, ее формы собственности (государственная или частная), коммерческая или некоммерческая цели деятельности. То обстоятельство, что Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением от 29 октября 2002 года № 781 устанавливает перечень должностей для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на получение досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью, как и отсутствие в разделе «Наименование должностей» такого наименование как «общество с ограниченной ответственностью», не может служить основанием к отказу во включении периода работы в специальный стаж.
Как видно из материалов дела, ООО «Алив» и ООО «Центр амбулаторной медицины» осуществляют медицинскую, лечебную, и иную деятельность по охране здоровья населения, поскольку осуществляет диагностику, лечение, профилактику больных, что отражено в их Уставах. Данные организации имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности от 20 марта 2003 года – ООО «Алив» и от 28.11.2008 г. ООО «Центр амбулаторной медицины», следовательно, и ООО «Алив» и ООО «Центр амбулаторной медицины» оказывали и оказывают медицинскую помощь населению.
Из справки директора ООО «Алив» следует, что Жуков Н.Н. работал в указанной организации в должности врача нарколога на 1,0 ставки с 16 июля 2002 года по 30 ноября 2008 года, в указанный период истец работал в ООО «Алив» в должности заведующего отделением наркологического центра на 0,5 ставки по внутреннему совместительству, что также подтверждается приказом о принятии на работу № 130/3 от 15.08.2002 года.
Однако табелем учета использования рабочего времени подтвержден период работы Жукова Н.Н. в ООО «Алив» только с 16 июля 2002 года по 31 декабря 2003 года, при этом указанная выше справка противоречит табелю, из которого следует, что в указанный период Жукову производилась оплата его работы в должности врача-нарколога за 0,5 ставки.
Таким образом, в соответствие с представленными письменными доказательствами, а так же пояснениями самого истца и представителя ООО «Алив», суд считает установленным, что истец работал в ООО «Алив» заведующим наркологическим отделением на полную ставку и одновременно работал врачом-наркологом на 0,5 ставки по внутреннему совместительству, что не противоречит трудовому законодательству и не оспаривается ответчиком.
Кроме того, согласно справке, выданной Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская клиническая больница № 6 им. Н.С. Карповича» № 252 от 25.05.2011 г. Жуков Н.Н. работал в данном учреждении с 01 ноября 1994 г. на 0,5 ставки в должности врача-анестезиолога-реаниматолога палаты реанимации и интенсивной терапии токсилогического отделения по внешнему совместительству, откуда уволен 30 сентября 2006 года.
В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочную пенсию по старости имеют Врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность в больницах всех наименований, а так же Центрах, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в частности в центрах наркологии.
Пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает,что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г. засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд считает возможным засчитать в специальный стаж работу Жукова Н.Н. в ООО «Алив» в должности врача-нарколога и работу в Муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения «Городская клиническая больница № 6 им. Н.С. Карповича» в должности врача-анестезиолога-реаниматолога за период с 16 июля 2002 г. по 31 декабря 2003 г., т.е. 1 год 5 месяцев 15 дней, поскольку в результате суммирования занятости на этих должностях выработана нормальная продолжительность рабочего времени.
Довод представителя ответчика о том, что в отношении истца отсутствуют индивидуальные сведения о лечебной или иной деятельности по охране здоровья в системе пенсионного обеспечения государственного страхования не является обоснованным, поскольку по существу такой довод сводится к тому, что указанные индивидуальные сведения имеют заранее установленную силу, что противоречит ч.2 ст. 67 ГПК РФ, согласно которой никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Представленные истцом вышеназванные доказательства, в том числе трудовая книжка являются достоверными и допустимыми доказательствами подтверждения работы истца в ООО «Алив» с 16 июля 2002 года по 31 декабря 2003 года, которые ответчиком не опровергнуты.
Требования Жукова Н.Н. о включении периода работы с 01 декабря 2008 года по 22 апреля 2011 года в ООО «Центр амбулаторной медицины» не подлежат удовлетворению.
В обоснование своего требования истец указал на то, что с 01 декабря 2008 года по 22 апреля 2011 года он работал в должности заведующего отделением наркологии с внутренним совместительством врача нарколога на 0,5 ставки в ООО «Центр амбулаторной медицины». Данное обстоятельство подтверждается справкой директора указанной организации № 11 от 25.05.2011г.
Однако в специальный стаж засчитываются периоды работы на должностях, указанных в Списке при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Вместе с тем, судом установлено, что в указный период времени истец выполнял функции врача-нарколога, работая на 0,5 ставки, следовательно, данный период работы Жукова не может быть включен в специальный стаж.
Таким образом, на период обращения Жукова в пенсионный орган, а так же на сегодняшний день, его специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости составляет 26 лет 11 месяцев 19 дней, что не позволяет назначить ему досрочную трудовую пенсию, поскольку для назначения пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране населения в учреждениях здравоохранения, необходим стаж в 30 лет.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования Жукова Н.Н. удовлетворить частично.
Включить в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости период работы Жукова Н.Н. в ООО «АЛИВ» с 16 июля 2002 г. по 31 декабря 2003 г., т.е. 1 год 5 месяцев 15 дней.
В остальной части иска Жукову Н.Н. отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня провозглашения с подачей жалобы в Ленинский районный суд г. Красноярска.
Судья: Н.Н. Шестакова