Дело № 2-527/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 февраля 2021 года пл. Ленина, д. 5, г. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего федерального судьи Малинычевой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Грачевой К.О.,
при участии помощника Щелковского городского прокурора Московской области Шишкина Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усановой ФИО9 к Щелковскому окружному управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о компенсации материального вреда, признании получения медицинских препаратов срочной социальной услугой в целях оказания неотложной помощи, обязании ответчика оказывать срочные социальные услуги по заявлению истца,
УСТАНОВИЛ
Усанова Л.К., уточнив требования, обратилась в Щелковский городской суд Московской области с иском к Щелковскому окружному управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании того, что Федеральный закон № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 года предусматривает оказание срочных социальных услуг, о признании того, что для истца услуга по получению медицинских препаратов является срочной социальной услугой, об обязании оказывать срочные социальные услуги по заявлению истца, о взыскании материального ущерба вследствие неполучения гарантированных социальных услуг. В обоснование исковых требований указала, что является <данные изъяты>, <данные изъяты>, решением Щелковского окружного управления социальной защиты населения от 30 ноября 2018 года Усановой Л.К. установлена мера социальной поддержки «Социальное обслуживание на дому», для нее составлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг (далее – ИППСУ). Первая ИППСУ действовала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Решением от 12 ноября 2021 года Щелковского окружного управления социальной защиты населения Усанова Л.К. вновь признана нуждающейся в социальном обслуживании, для нее составлена вторая ИППСУ сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Тем не менее, истец полагает, что составленная ИППСУ не соответствует требованиям законодательства, не исполняется должным образом, в связи с чем, Усанова Л.К. несет убытки, оплачивая самостоятельно социальные услуги, которые ей гарантированы. В частности, истец оценивает убытки от неоказания социально-бытовых услуг в размере 326 897, 80 рублей, от неоказания социально-медицинских услуг в размере 156 835, 48 рублей, от неоказания социально-психологических услуг в размере 7 339,41 рублей, от неоказания социально-педагогических услуг в размере 5 504, 56 рублей, от неоказания социально-правовых услуг в размере 27 522, 79 рублей на общую сумму материального ущерба в размере 524 100,04 рублей. Кроме этого, 27 декабря 2021 года истец обратилась к ответчику с заявлением об оказании разовой социальной услуги по получения медицинских препаратов. Услуга ответчиком оказана не была, вместо нее истец получила ответ из Щелковского окружного управления социальной защиты населения с указанием на то, что такая социальная услуга действующим законодательством не предусмотрена. На основании изложенного, просит суд признать, что Федеральный закон № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 года предусматривает оказание срочных социальных услуг, признать, что для Усановой Л.К. услуга по получению медицинских препаратов является срочной социальной услугой, обязать ответчика оказывать срочные социальные услуги по заявлению истца, взыскать с Щелковского окружного управления социальной защиты населения в пользу Усановой Л.К. материальный ущерб вследствие неполучения гарантированных социальных услуг в размере 524 100,04 рублей.
Определением суда от 07 февраля 2022 года исковое заявление Усановой Л.К. к Щёлковскому окружному управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области в части требований о компенсации материального и морального вреда, принятии мер к ответчику в связи с его недобросовестностью, признании прав нарушенными, признании размера платы за предоставление социальных услуг не соответствующим Постановлению Правительства Московской области, обязании привести индивидуальную программу предоставления социальных услуг в соответствие оставлено без рассмотрения, поскольку имеется не вступившее в законную силу решение Щелковского городского суда от 25 ноября 2021 года по гражданскому делу № о том же предмете и по тем же основаниям.
В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Щелковского окружного управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, действующая на основании доверенности Худовердова Л.А. в судебное заседание явилась, против удовлетворения иска возражала в полном объеме, пояснила суду, что Усанова Л.К, признана нуждающейся в социальном обслуживании на дому. Дважды для нее разрабатывалась ИППСУ. ИППСУ № от ДД.ММ.ГГГГ не исполнялась в связи с тем, что Усанова Л.К. отказалась заключить договор о предоставлении социальных услуг с АНО «ФИО10», ИППСУ № от ДД.ММ.ГГГГ не исполняется ввиду того, что она не подписана Усановой Л.К., а поскольку договор на оказание социальных услуг заключается на основании ИППСУ, то без подписи истца заключить такой договор не представляется возможным. Просила в иске отказать, поскольку неполучение Усановой Л.К. гарантированных социальных услуг происходит не по вине Щелковского окружного управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на стороне ответчика - Министерство социального развития Московской области, Министерство экономики и финансов Московской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
Предоставление социальных услуг отдельным категориям граждан осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Согласно положений ст. 14 вышеназванного закона, основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, исчерпывающий перечень обстоятельств приведен в названной статье.
На основании положений ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ составляется индивидуальная программа. Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
Индивидуальная программа составляется в двух экземплярах. Экземпляр индивидуальной программы, подписанный уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или уполномоченной организацией, передается гражданину или его законному представителю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи заявления гражданина о предоставлении социального обслуживания. Второй экземпляр индивидуальной программы остается в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации или в уполномоченной организации.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Усанова Л.К. признана нуждающейся в социальном обслуживании на дому, решениями Щелковского окружного управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 63), решением от ДД.ММ.ГГГГ.
Для Усановой Л.К. разработаны индивидуальные программы: ИППСУ № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ и ИППСУ № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, из содержания искового заявления (л.д. 54 Т.1) следует, что истец не согласна с программой от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленному в материалы дела акту от 15 ноября 2021 года, Усанова Л.К. отказалась подписывать и вновь разработанную ИППСУ № от ДД.ММ.ГГГГ в присутствии соседей и специалиста по социальной работе, указав о несогласии с программой в части размера оплаты за оказание социальных услуг, настаивая на внесении изменений и уменьшении ее размера.
Как указано в ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ включение организаций социального обслуживания в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на добровольной основе.
Положения ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ предусматривают возможность гражданина или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу.
Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от социального обслуживания, социальной услуги освобождает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и поставщиков социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги.
Статьёй 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ предусмотрены формы социального обслуживания, а именно социальное обслуживание на дому в полустационарной форме, или в стационарной форме.
В статье 20 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ перечислены виды предоставляемых социальных услуг, в том числе срочные социальные услуги.
Перечень срочных социальных услуг приведен в ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ. Срочные социальные услуги включают в себя:
1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3) содействие в получении временного жилого помещения;
4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
6) иные срочные социальные услуги.
Перечень не является исчерпывающим, предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.
Вместе с тем, в нарушение ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ договор с поставщиком социальных услуг по ИППСУ № Усанова Л.К. не заключила, от подписи ИППСУ отказалась.
С учетом изложенного, оказание социальных услуг не может быть осуществлено ввиду отсутствия лица, принявшего такое обязательство по договору.
Таким образом, оказание социальных услуг не осуществлялось, что подтверждается ответом Щелковского окружного управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области на обращение истца от 22 января 2019 года (л.д. 66 том 1).
При этом, не заключив соответствующий договор с поставщиком социальных услуг, 02 декабря 2021 года Усанова Л.К. обратилась к ответчику с заявлением об оказании разовой социальной услуги по получению медицинских препаратов, выписанных для ее лечения (л.д. 10 том 2).
Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрено получение инвалидом разовых социальных услуг.
Все социальные услуги оказываются инвалиду в точном соответствии с ИППСУ, при этом, порядок предоставления срочных социальных услуг предусмотрен положениями ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ.
Согласно ответу Щелковского окружного управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 27 декабря 2021 года в предоставлении разовой социальной услуги Усановой Л.К. отказано, разъяснено, что для целей социального обслуживания на дому для Усановой Л.К. разработана ИППСУ № (том 2 л.д. 82).
Вместе с тем, ответчик не оказывает услуги по ИППСУ, при этом оказание услуг по ИППСУ поставщиком в отсутствие договора не осуществляется.
В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, исходя из того, что социальные услуги оказываются на основании договора с поставщиком социальных услуг, принимая во внимание, что ни по одной из ИППСУ договор Усановой Л.К. с поставщиком социальных услуг не заключался, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств вины ответчика в неполучении истцом гарантированных социальных услуг.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что с заявлением о предоставлении срочной социальной услуги по получению медицинских препаратов в установленном законом порядке Усанова Л.К. к ответчику не обращалась, предоставление разовых социальных услуг Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ не предусмотрено.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Согласно разъяснениям п. 5. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Если должник несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности, например, обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Согласно положений ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Истцом не представлено доказательств причинения ответчиком материального ущерба, а также наличия убытков вследствие действий (бездействий) ответчика в размере 524 100, 04 рублей.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований о взыскании материального ущерба не имеется.
Поскольку истец в установленном порядке с заявлением о предоставлении срочной социальной услуги по получению медицинских препаратов к ответчику не обращалась, исковые требования в части признания получения медицинских препаратов срочной социальной услугой в целях оказания неотложной помощи, обязании ответчика оказывать срочные социальные услуги по заявлению истца также не подлежат удовлетворению.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Усановой ФИО11 к Щёлковскому окружному управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о компенсации материального вреда, признании получения медицинских препаратов срочной социальной услугой в целях оказания неотложной помощи, обязании ответчика оказывать срочные социальные услуги по заявлению истца - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щёлковский городской суд Московской области в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Т.А. Малинычева