№2-1652/2018
09 августа 2018 года
город Тюмень
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд города Тюмени в составе:
председательствующего судьи Чапаева Е.В.,
при секретаре Каримовой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента имущественных отношений Тюменской области к Галабуду Дмитрию Владимировичу об изъятии земельного участка для государственных нужд,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Тюменской области (далее по тексту – истец, Департамент) обратился в суд с указанным иском к Галабуду Д.В. (далее по тексту – ответчик).
Требования мотивированы тем, что:
31.05.2017 года в адрес Департамента поступило ходатайство Главного управления строительства Тюменской области об изъятии для государственных нужд Тюменской области земельного участка площадью 1642 м2, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения торговых объектов, допустимых к размещению в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации, расположенного по адресу: <адрес> (далее по тексту – Земельный участок) в целях строительства окружной автомобильной дороги города Тюмени на участке от автомобильной дороги Тюмень-Ханты-Мансийск через Тобольск, Сургут-Нефтеюганск до автомобильной дороги Тюмень-Боровский-Богандинский III пусковой комплекс (2 этап) (далее по тексту – Объект).
Строительство Объекта предусмотрено документацией по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры регионального значения, утвержденной Постановлением Правительства Тюменской области от 22.05.2017 года №166-п.
Сообщение о планируемом изъятии Земельного участка было размещено на официальном портале органов государственной власти Тюменской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31.05.2017 года Земельный участок принадлежит на праве собственности ответчику.
По результатам обследования, сведениям ЕГРН Земельный участок свободен от объектов недвижимости.
В целях строительства Объекта постановлением Правительства Тюменской области от 29.06.2017 года №290-п (далее по тексту – Постановление №290-п) принято решение об изъятии для государственных нужд Тюменской области Земельного участка.
30.06.2017 года Постановление №290-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.
03.07.2017 года Постановление №290-п направлено в адрес ответчика и получено ответчиком 24.07.2017 года.
30.06.2017 года решение об изъятии Земельного участка направлено в Управление Росреестра по Тюменской области заказным письмом.
21.07.2017 года Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №.
11.04.2017 года между Департаментом и <данные изъяты> «Аллегра» заключен государственный контракт №12 на оказание услуг по оценке.
Согласно Отчету об оценке объекта оценки от 04.09.2017 года №187/17 рыночная стоимость объекта оценки на дату оценки 23.08.2017 года с учетом принятых при проведении оценки допущений и округления составляет 1228000 рублей.
12.10.2017 года ответчиком получено письмо с приложением проекта соглашения об изъятии, Отчета об оценке объекта оценки от 04.09.2017 года №187/17 и кадастрового паспорта земельного участка.
16.11.2017 года в адрес Департамента поступило предложение ответчика об установлении размера возмещения за изымаемый земельный участок в размере 5080350 рублей с приложением Отчета об оценке от 10.11.2017 года №229/17.
Письмом от 11.12.2017 года №18342/15-1 истец уведомил ответчика об отклонении его предложения по причине несоответствия, представленного ответчиком отчета, требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности» и положениям Земельного кодекса Российской Федерации в данной части.
Соглашения об изъятии земельного участка между истцом и ответчиком не достигнуто до настоящего времени.
В связи с этим истец просит:
изъять у ответчика Земельный участок по выкупной цене, установленной в Отчете об оценке от 04.09.2017 года №187/17 в размере 1228000 рублей.
Представитель истца Князева А.И. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Уточнила исковые требования в части выкупной цены, просила установить её в размере 1900250 рублей.
Ответчик в удовлетворении иска просил отказать.
Выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Судом установлено следующее:
31.05.2017 года в адрес Департамента поступило ходатайство Главного управления строительства Тюменской области об изъятии для государственных нужд Тюменской области земельного участка площадью 1642 м2, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения торговых объектов, допустимых к размещению в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> в целях строительства окружной автомобильной дороги города Тюмени на участке от автомобильной дороги Тюмень-Ханты-Мансийск через Тобольск, Сургут-Нефтеюганск до автомобильной дороги Тюмень-Боровский-Богандинский III пусковой комплекс (2 этап).
Строительство Объекта предусмотрено документацией по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры регионального значения, утвержденной Постановлением Правительства Тюменской области от 22.05.2017 года №166-п.
Сообщение о планируемом изъятии Земельного участка было размещено на официальном портале органов государственной власти Тюменской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31.05.2017 года Земельный участок принадлежит на праве собственности ответчику.
По результатам обследования, сведениям ЕГРН Земельный участок свободен от объектов недвижимости.
В целях строительства Объекта постановлением Правительства Тюменской области от 29.06.2017 года №290-п принято решение об изъятии для государственных нужд Тюменской области Земельного участка.
30.06.2017 года Постановление №290-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.
03.07.2017 года Постановление №290-п направлено в адрес ответчика и получено ответчиком 24.07.2017 года.
30.06.2017 года решение об изъятии Земельного участка направлено в Управление Росреестра по Тюменской области заказным письмом.
21.07.2017 года Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №.
11.04.2017 года между Департаментом и <данные изъяты> «Аллегра» заключен государственный контракт №12 на оказание услуг по оценке.Согласно Отчету об оценке объекта оценки от 04.09.2017 года №187/17 рыночная стоимость объекта оценки на дату оценки 23.08.2017 года с учетом принятых при проведении оценки допущений и округления составляет 1228000 рублей.
12.10.2017 года ответчиком получено письмо с приложением проекта соглашения об изъятии, Отчета об оценке объекта оценки от 04.09.2017 года №187/17 и кадастрового паспорта земельного участка.
16.11.2017 года в адрес Департамента поступило предложение ответчика об установлении размера возмещения за изымаемый земельный участок в размере 5080350 рублей с приложением Отчета об оценке от 10.11.2017 года №229/17.
Письмом от 11.12.2017 года №18342/15-1 истец уведомил ответчика об отклонении его предложения по причине несоответствия, представленного ответчиком отчета, требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности» и положениям Земельного кодекса Российской Федерации в данной части.
Соглашения об изъятии земельного участка между истцом и ответчиком не достигнуто до настоящего времени.
Указанные обстоятельства никем не опровергнуты. Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ), изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе, по основаниям, связанным со строительством автомобильной дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.
В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд необходимо обязательное проведение оценки объектов оценки.
В силу статьи 281 ГК РФ, за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
В соответствии с частью 10 статьи 56.8 ЗК РФ, отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 ЗК РФ соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 9 статьи 56.10 ЗК РФ, правообладатель изымаемой недвижимости вправе направить в уполномоченный орган уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
В силу статьи 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда.
Следовательно, требования истца об изъятии земельного участка для государственных нужд являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом по делу была назначена экспертиза.
В соответствии с Заключением эксперта от 26.04.2018 года №042-03-00018: размер возмещения в связи с изъятием для государственных нужд Тюменской области земельного участка площадью 1642 м2 с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, составляет 2554000 рублей.
Судом по делу по ходатайству ответчика была назначена повторная экспертиза.
Согласно Заключению эксперта от 30.07.2018 года №162: размер возмещения в связи с изъятием для государственных нужд Тюменской области земельного участка площадью 1642 м2 с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> <адрес> на дату определения составляет 1900250 рублей.
У суда оснований сомневаться в полноте и объективности данного Заключения эксперта не имеется.
На основании представленных доказательств и с учетом норма материального права суд признает обоснованными доводы истца в обоснование исковых требований.
Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию возмещение в связи с изъятием для государственных нужд Тюменской области спорного земельного участка в размере 1900250 рублей.
На основании изложенного и в соответствии со статьями 6, 8, 9, 10, 11, 12, 235, 239.2, 279, 281, 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 56.8, 56.9, 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 5, 11, 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 года №411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области», статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 12, 56, 67, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Департамента имущественных отношений Тюменской области удовлетворить.
Департаменту имущественных отношений Тюменской области принудительно изъять у Галабуда Дмитрия Владимировича путем выкупа для государственных нужд Тюменской области земельный участок площадью 1642 м2, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения торговых объектов, допустимых к размещению в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый № по выкупной цене 1900250 рублей.
Взыскать с Галабуда Дмитрия Владимировича в пользу Муниципального образования городской округ город Тюмень государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления его мотивированной части путем подачи апелляционной жалобы в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд города Тюмени.
Судья Е.В. Чапаев
Мотивированное решение изготовлено 13.08.2018 года с применением компьютера.