УИД 66RS0035-01-2020-002461-42
№ 2-2797/2021
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 24.05.2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2021 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в составе
председательствующего судьи Мурзагалиевой А.З.,
при секретаре Прокофьевой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Закировой Винеры Исмагиловны, Башаровой Нафисы, Шаламовой Эльвины, Хусаиновой Зульфии Давлятназаровны, Вафиевой Элизы Марковны, Хасановой Розы Хуснулловны, Белоноговой Рафили Шамшиевны, Петуховой Надежды Николаевны, Исламовой Ильмиры Ильгизовны, Исламова Тайфура Шамгуловича, Гарипова Радика Валиахматовича, Гиматова Радика, Закировой Факии, Валинуровой Разии Ризаевны, Александровой Асии Халидовны, Александрова Алексея Геннадьевича, Гафаровой Зайнуры Ризаевны, Хамидуллиной Елены Ильясовны, Файдрова Рифа Камиловича, Ахмедьянова Альберта Суфияновича к Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о признании незаконным отказа в зачете стоимости выполненных работ по капитальному ремонту, обязании освободить от исполнения обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт на будущий период, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с требованиями:
1. о признании незаконным отказа Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области произвести (далее по тесту – Фонд) зачет стоимости выполненных работ по капитальному ремонту жилого <адрес> Свердловской области в счет исполнения на будущий период обязательств истцов по уплате взносов на капитальный ремонт (освободить от уплаты взносов в размере стоимости выполненных работ);
2. об обязании Фонд освободить истцов, как собственников помещений в <адрес> Свердловской области, от исполнения обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт на будущий период в объеме затрат, произведенных каждым из собственником квартир, на работы по капитальному ремонту крыши и системы отопления в следующих суммах: Закирова В.И. – 74 089 руб. 20 коп.; Башарова Н. – 35 862 руб. 50 коп.; Шаламова Э. – 31 300 руб.; Хусаинова З.Д. – 48 089 руб. 50 коп.; Вафиева Э.М. – 40 862 руб. 50 коп.; Хасанова Р.Х. – 47 089 руб. 50 коп.; Белоногова Р.Ш. – 35 862 руб. 50 коп.; Петухова Н.Н. – 47 089 руб. 50 коп.; Исламова И.И., Исламов Т.Ш. – 47 089 руб. 50 коп.; Гарипов Р.В. – 40 862 руб. 50 коп.; Гиматов Р. – 47 089 руб. 50 коп.; Закирова Ф. – 47 089 руб. 50 коп.; Валинурова Р.Р. – 47 089 руб. 50 коп.; Александрова А.Х., Александров А.А. – 47 089 руб. 50 коп.; Гафарова З.Р. – 47 089 руб. 50 коп.; Хамидуллина Е.И. – 47 089 руб. 50 коп.; Файдаров Р.К. – 40 862 руб. 50 коп.; Ахмедьянов А.С. – 31 000 руб.;
3. взыскать с Фонда в пользу каждого истца компенсацию морального вреда по 10 000 руб., расходы по оплате услуг представителя – по 1 000 руб.в пользу каждого истца.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются собственниками 18 – ти квартир в многоквартирном жилом <адрес> Свердловской области. Данный дом введен в эксплуатацию в 1983 году. Собственниками своевременно производятся отчисления по взносам на капитальный ремонт в Фонд с ноября 2014 года. На сегодняшний день фонд капитального ремонта по данному МКД составил более 1 000 000 руб.
В 2018 году ураганным ветром практически полностью снесло крышу МКД. Истцами самостоятельно с привлечением специалистов проведено техническое обследование крыши дома и общедомовой системы отопления. Согласно данного заключения, крыша и система теплоснабжения, ввиду полной непригодности к эксплуатации, подлежали демонтажу и полной замене. В связи с наступлением холодов, погодными условиями (дожди), жильцы дома были вынуждены начать сбор средств для ремонта крыши и системы отопления. Капитальный ремонт крыши и отопления выполнен ООО «Ремстрой». На капитальный ремонт затрачено 775 282 руб.
По мнению истцов, они понесли двойные расходы в виде взносов на капитальный ремонт и оплаты выполненных работ по ремонту крыши и системы отопления, что является убытками.
Истцы обратились к ответчику с заявлением о зачете стоимости выполнения работ по капитальному ремонту общедомового имущества в счет исполнения обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт будущих периодов. Истцам отказано в зачете.
Вместе с тем, истцы полагают, что потраченные за счет личных средств собственников помещений данного МКД, подлежат возмещению ответчиком. Такой отказ в возмещении средств, затраченных на ремонт сверх суммы ежемесячно оплачиваемых взносов на эти цели, истцы расценивают как нарушение прав потребителя услуг и неосновательное обогащение на стороне ответчика.
Истец Валинурова Р.Р., ее представитель Конев О.И., действующий на основании ордера от 08.04.2021, истец Хамидулина Е.И. в судебном заседании настаивали на исковых требованиях в полном объеме, доводы, изложенные в иске, письменных возражениях на отзыв ответчика (л.д. ), поддержали.
Иные истцы, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика – Шелопугина А.А., действующая на основании доверенности от 11.01.2021, в судебном заседании исковые требования не признала, доводы, изложенные в письменном отзыве, дополнениях к нему (л.д. ), поддержала.
Представитель третьего лица – Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как следует из протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> Свердловской области (далее по тексту – МКД) от 22.05.2015, собственниками не выбран способ управления данным МКД, избраны старшие по дому Пашкова Р.М., Валинурова Р.Р., также принято решение о создании специального счета в отношении данного МКД (л.д. 62 – 65, том 1).
15.05.2016 на общем собрании принято решение о сборе денежных средств на капитальный ремонт крыши по 1 000 руб. ежемесячно (л.д. 66 - 69, том 1).
23.05.2018 принято решение общего собрания о перечислении денежных средств 15 450 руб. за техническое обследование крыши (л.д. 77 – 80, том 1).
30.07.2019 собственниками помещений в МКД на общем собрании принято решение об утверждении перечня работ по капитальному ремонту крыши согласно локальной сметы:
1. Разборка покрытий кровель из волнистых и полуволнистых асбестоцементных листов;
2. Разборка деревянных элементов конструкций крыш мауэратов;
3. Установка стоек;
4. Ремонт деревянных элементов конструкций крыш смена стропильных ног из досок.
5. Устройство слуховых окон.
6. Скобяные изделия для оконных блоков с раздельными двойными переплетами жилых зданий одностворных высотой до 1, 5 м.
7. Смена приборов на люках выхода на чердак засова.
8. Маслянная окраска металлических поверхностей: решеток, количество окрасок 2.
9. Устройство обрешетки с прозорами из досок и брусков под кровлю из листовой стали.
10. Доски обрезные хвойных пород длиной 3 м, шириной 80 мм, толщиной 40 мм, 4 сорта.
11. Монтаж кровельного покрытия из профилированного листа на высоте здания до 25 мм.
12. Профнастил оцинкованный НС21-0,5.
13. Дополнительные элементы кровли: конек для кровли оцекованный, размером 200х200 мм, длиной 2000 мм.
14. Винты самонарезающие остроконечные длиной 35 мм.
15.Винты самонарезающие остроконечные длиной 55 мм.
16. Винты самонарезающие для крепления профилированного настила и панелей к несущим конструкциям.
17. Ограждение кровель снегозадержателями.
18. Снегозадержатели.
19. Устройство мелких покрытий из листовой оцинкованной стали (л.д. 70 – 76, том 1).
Решением также утверждена стоимость проведенного капитального ремонта крыши в размере 614 718 руб., собрано средств 614 718 руб., из них оплачено 288 331 руб. непосредственно ООО «Ремстрой», за техническую документацию ООО «Тандем» - 15 450 руб., закупили за наличный расчет материалов на сумму 310 937 руб., которые одобрены собранием (л.д. 70 – 76, том 1).
Судом установлено, что данный МКД включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 – 2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП (п. 19929 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 – 2044 г.г.).
Для данного МКД установлен плановый срок проведения капитального ремонта крыши, ремонта внутридомовых инженерных систем, ремонта подвальных помещений, разработки проектной документации на проведение капитального ремонта, строительный контроль на 2036 – 2038 г.г.
Как следует из материалов дела, Валинурова Р.Р., являясь старшей по многоквартирному дому № по <адрес> Свердловской области обращалась в Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее по тексту – Фонд), с заявлением о проведении зачета стоимости выполненных работ по капитальному ремонту крыши и системы отопления в счет будущих обязательств истцов по уплате взносов на капитальный ремонт МКД, с приложенными к нему документами, в целях подтверждения соблюдения условий зачета стоимости ранее оказанных отдельных услуг и (или) выполненных отдельных работ по капитальному ремонту (л.д. 159 – 167, 44 – 158, том 1).
По результатам рассмотрения указанных обращений, Фондом в адрес истцов направлены ответы от 24.04.2020, 17.02.2020, 27.12.2019, 10.10.2019, 18.06.2019, согласно которым отказано в проведении данного зачета, в связи с несоблюдением условий, предусмотренных ч. 5 ст. 181 ЖК РФ, а именно, в связи с отсутствием подтверждения того, что повторное проведение капитального ремонта внутридомовой инженерной системы теплоснабжения не потребуется в сроки, установленные Региональной программой капитального ремонта; в протоколе общего собрания от 18.07.2015 содержится только решение об утверждении проведения работ данного вида, однако, отсутствовали все остальные решения, предусмотренные ч. 5 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, на основании подп. 4 п. 4, п.п. 6, 7 Перечня документов, подтверждающих соблюдение условий зачета стоимости отдельных услуг и (или) отдельных работ, оказанных и (или) выполненных до наступления срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренного Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 – 2044 г.г., утвержденной Приказом Министерства энергетики и жилищно – коммунального хозяйства Свердловской области от 25.05.2014 № 96, работы по капитальному ремонту должны быть оплачены собственниками непосредственно подрядной организации для цели проведения зачета. В связи с этим, Фонд указал об отсутствии оснований для зачета стоимости самостоятельно приобретенных собственниками строительных материалов в счет будущих обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт (л.д. 168 – 177, том 1).
В соответствии с ч. 5 ст. 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Кроме того, согласно п. 1 ч. 2 ст. 16 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области», зачет стоимости ранее оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт осуществляется региональным оператором при условии, что ранее оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту должны быть оказаны и (или) выполнены в полном объеме.
Из содержания указанной нормы следует, что зачет стоимости работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений производится при соблюдении условий:
- до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта;
- оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора;
- повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не потребуется;
- ранее оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту должны быть оказаны и (или) выполнены в полном объеме.
В целях реализации ст. 16 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области», Приказом Министерства энергетики и жилищно коммунального хозяйства Свердловской области от 25 июня 2014 г. N 96, утвержден перечень документов, подтверждающих соблюдение условий зачета стоимости отдельных услуг и (или ) отдельных работ, оказанных и (или) выполненных до наступления срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренного Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 – 2044 годы, согласно которому, к заявлению зачете стоимости ранее оказанных отдельных услуг и (или) выполненных отдельных работ по капитальному ремонту в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение условий зачета стоимости ранее оказанных отдельных услуг и (или) выполненных отдельных работ по капитальному ремонту, предусмотренных пунктом 2 статьи 16 Закона, полномочия лица, предусмотренного пунктом 3 статьи 16 Закона.
Согласно п. 4 Перечня документов, в целях подтверждения соблюдения условий зачета стоимости ранее оказанных отдельных услуг и (или) выполненных отдельных работ по капитальному ремонту к заявлению прилагаются следующие документы:
1) протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома об оказании отдельных услуги и (или) выполнении отдельных работ по капитальному ремонту общего имущества до наступления срока проведения капитального ремонта общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренного Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы.
Протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома должен содержать решение по всем вопросам, предусмотренным частью 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) договор подряда об оказании отдельных услуг и (или) выполнении отдельных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
3) акт сдачи-приемки оказанных отдельных услуг и (или) выполненных отдельных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подписанный заказчиком и подрядчиком по договору подряда;
4) платежные документы, подтверждающие оплату подрядной организации отдельных услуг и (или) отдельных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Документы, подтверждающие соблюдение условий зачета стоимости ранее оказанных отдельных услуг и (или) выполненных отдельных работ по капитальному ремонту, представляются со всеми имеющимися приложениями (п. 5 Перечня документов).
Оплата подрядной организации отдельных услуг и (или) отдельных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в безналичной форме подтверждается платежным поручением.
Платежное поручение должно содержать в поле "Списано со счета плательщика" - дату списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате - дату последнего платежа), в поле "Отметки банка" - штамп банка и подпись ответственного исполнителя (п. 6 Перечня документов).
Оплата подрядной организации отдельных услуг и (или) отдельных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата (п. 7 Перечня документов).
Вместе с тем, в ходе судебного заседания установлено, что в полной мере условия, перечисленные в данной норме, не были соблюдены, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
В материалы дела представлен договор подряда № № от 09.07.2018, заключенный между старшей по дому Валинуровой Р.Р. (заказчик) и ООО «Ремстрой» (подрядчик), по которому подрядчик обязался выполнить капитальный ремонт отопительной системы в <адрес> в <адрес> Свердловской области, в соответствии со сметой Приложением № к договору. Согласно п. 4.1 договора, стоимость работ составила 150 264 руб.
Как следует из содержания договора, в данном случае выполнен не капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, а отдельные работы капитального характера.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 16 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области», зачет стоимости ранее оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт осуществляется региональным оператором при условии, что ранее оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту должны быть оказаны и (или) выполнены в полном объеме.
Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п. 2.4.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.
Вместе с тем, как следует из представленного локального сметного расчета б/д № б/н, акта о приемке выполненных работ КС-2 от 29.07.2018 № 1 в капитальный ремонт отопительной системы МКД на сумму 150 264 руб. 21 коп. не включены работы по ремонту (замене) стояков системы теплоснабжения в квартирах и местах общего пользования, замене радиаторов, работы по изоляции трубопроводов в подвальном помещении.
Следовательно, собственниками организован ремонт только части системы теплоснабжения, а именно: ремонт магистрального трубопровода, расположенного в подвале данного многоквартирного дома. Ремонт (замена) стояковой части системы, составляющей не менее половины от общего объема и количества инженерного оборудования, не проводился.
Поскольку комплексного устранения неисправностей не произошло, работы, выполненные по договору подряда № от 09.07.2018, не относятся к капитальному ремонту, в соответствии с положениями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Не соблюдение указанного условия является основанием для отказа в зачете стоимости выполненных работ в силу ч. 2 п. 4 ст. 16 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области».
Кроме того, как следует из представленных в материалы дела документов, оплата выполненных работ по договору подряда от 09.07.2018 № осуществлена не в полном объеме.
В качестве подтверждения оплаты выполненных работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной теплоснабжения собственниками предоставлена копия квитанции к приходному кассовому ордеру № от 15.04.2019 на сумму 371 595 руб., указанная сумма уплачена совместно за ремонт крыши и за ремонт внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, какая сумма к какому виду работ относится, не указано (л.д. 58, том 1). При этом, учитывая данные, содержащиеся в копии счета ООО «Ремстрой» от 09.08.2018 №, на сумму 288 331 руб., а также согласно акта сверки взаимных расчетов, по состоянию на 01.09.2019, №, возможно сделать вывод о том, что сумма денежных средств, перечисленная подрядчику в качестве оплаты за капитальный ремонт крыши, составляет 288 331 руб., а в оставшейся части - в размере 83 264 руб. - за ремонт внутридомовой инженерной системы теплоснабжения МКД (л.д. 140, том 1).
Данный вывод также подтверждается информацией, предоставленной ООО «Ремстрой» в письме от 02.09.2019 (л.д. 139, том 1).
Истцами представлены копии сводной ведомости по материалам на капитальный ремонт отопительной системы на сумму 67 000 руб., а также товарных чеков, подтверждающих приобретение материалов у третьих лиц, на общую сумму 67 000 руб.
Требование об оплате выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества МКД предусмотрено в ч. 5 ст. 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 16 Закона № 127- ОЗ, пп. 4 п. 4, п. 6, п. 7 Перечня документов, подтверждающих соблюдение условий зачета стоимости отдельных услуг и (или) отдельных работ, оказанных и (или) выполненных до наступления срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренного Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденного Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 25.06.2014 № 96.
Указанные нормативные акты устанавливают в качестве обязательного для зачета условие не только о необходимости полной оплаты выполненных работ, но и о подтверждении этого определенными документами.
Вместе с тем, истцами не подтверждена оплата части в размере - 83 264 руб., из общей суммы 371 595 руб., перечисленной подрядной организации, также в отношении выполненных работ по договору подряда от 09.07.2018 № в оставшейся части в размере 67 000 руб. 21 коп., допустимых доказательств не предоставлено.
При этом, представленные в материалы дела сводная ведомость и товарные чеки на сумму 67 000 руб., письмо ООО «Ремстрой» от 02.09.2019, не могут быть приняты, в качестве допустимых доказательств, поскольку данные документы не отвечают требованию подп. 4 п. 4 Перечня документов для зачета, в соответствии с которым в Фонд должны быть предоставлены платежные документы, подтверждающие оплату подрядной организации выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, судом не может быть установлен факт того, что приобретенные у третьих лиц материалы в полном объеме были переданы подрядной организации для проведения капитального ремонта внутридомовой инженерной системы теплоснабжения МКД с зачетом в этой части в счет оплаты стоимости выполненных работ.
Также истцами, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено допустимых и относимых доказательств, подтверждающих, что в срок, установленный Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП, не потребуется повторное выполнение этих же самых работ (ремонт магистральной части системы теплоснабжения и крыши).
Тогда как ранее указано, что обязательным условием для зачета выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества МКД является то обстоятельство, что повторное выполнение данных работ в срок, установленный Региональной программой капитального ремонта, не потребуется.
Из смысла вышеприведенных норм закона следует, что значение зачета стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт состоит в том, что собственники могут быть освобождены от уплаты взносов на капитальный ремонт в размере стоимости выполненных работ именно ввиду того, что Региональная программа в части отдельных видов работ утрачивает свою актуальность (работы уже выполнены и не потребуются).
В противном случае, то есть если конкретные виды работ все равно необходимо будет провести в пределах сроков, установленных Региональной программой, у регионального оператора сохранятся обязанности по организации соответствующих работ, а у собственников - по их оплате, в такой ситуации не может быть произведен зачет.
Как следует из п.п. 1, 11, 12 акта приемки выполненных работ КС -2 от 09.08.2018 №, ранее существовавшая кровля из асбестоцементных листов заменена на кровлю из оцинкованного профнастила.
В соответствии с Приложением №3 ВСН 58-88 (р) Положения об организации и проведения реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально – культурного назначения, утвержденных Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 №312, продолжительность эксплуатации покрытия кровли жилого дома из оцинкованной стали составляет до 15 лет до их последующего капитального ремонта, в отличие от кровли из асбестоцементных листов, для которой срок службы составляет до 30 лет.
Учитывая проведенную собственниками замену кровли дома из асбестоцементных листов на кровлю из оцинкованного профнастила, нормативно установленный срок службы которого истекает в 2033 году, указанное условие об отсутствии оснований для повторного ремонта крыши отсутствует.
Применительно к внутридомовой инженерной системе теплоснабжения МКД, срок службы отремонтированных элементов данной системы не должен истекать ранее установленного Региональной программой планового периода проведения ремонта - 2036-2038 годов.
Вместе с тем, в соответствии с Приложением № 3 ВСН 58-88 (р) Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312) продолжительность эксплуатации магистралей жилого дома до их капитального ремонта при открытой схеме горячего водоснабжения составляет 15 лет. Также в представленном заключении по результатам технического обследования крыши и общедомовой системы отопления указывается на срок эксплуатации домовых магистралей отопления указанного дома, составляющий 12 лет.
С учетом того, что работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения были приняты в соответствии с актом о приемке выполненных работ КС-2 от 29.07.2018 №, к моменту наступления 2036 года у магистралей системы теплоснабжения истечет нормативный срок службы, то есть также возникнет основание для проведения их очередного капитального ремонта.
В соответствии с ч. 5 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции действующей на дату принятия данного решения общего собрания, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:
1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
2) смета расходов на капитальный ремонт;
3) сроки проведения капитального ремонта;
4) источники финансирования капитального ремонта;
5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
Вместе с тем, истцами не представлено доказательств, подтверждающих принятие собственниками решений по обязательным вопросам, предусмотренным ч. 5 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, относительно ремонта системы отопления МКД.
В силу ч. ч. 1, 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, именно на собственниках помещений в многоквартирных домах лежит обязанность нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
С учетом изложенного, требования Закировой Ф., Ахмедьянова А.С. о зачете произведенных ими расходов на капитальный ремонт общего имущества МКД в счет обязательств данных лиц по уплате взносов на капитальный ремонт на будущий период не могут быть удовлетворены, поскольку данные лица в соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по квартирам №№, № не являются собственниками данных помещений, следовательно, соответствующая обязанность у них отсутствует. Аналогичная ситуация по зачету в отношении Башаровой Н., поскольку в соответствии со списком собственников помещений в МКД с 21.01.2021 новым собственником квартиры №№ является <ФИО>27 (том 2).
Сам по себе факт перечисления Фонду собственниками МКД взносов на капитальный ремонт не свидетельствует о возможности возникновения у Регионального оператора неосновательного обогащения в виде денежных средств, образующих фонд капитального ремонта МКД, поскольку, в силу ч. 3 ст. 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, денежные средства, полученные региональным оператором и образующие фонд капитального ремонта в соответствии с ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитываются на счете, счетах регионального оператора, открытых для размещения средств фондов капитального ремонта, и могут использоваться только в целях, указанных в ст. 174 Жилищного кодекса Российской Федерации. Использование указанных средств на иные цели, в том числе, на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, законом не допускается.
В соответствии с ч. 1 ст. 170, ч. 1 ст. 174 Жилищного кодекса Российской Федерации, взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений, в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, образуют фонд капитального ремонта и предназначены для финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, Фонд обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены Региональной программой капитального ремонта.
Кроме того, суд принимает во внимание, что в связи с принятием собственниками Дома решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого выбран ООО «Строитель-11», в соответствии с протоколом от 06.04.2021 №, и отсутствием организованных Фондом работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, на основании ч. 5 ст. 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, все денежные средства, уплаченные собственниками помещений в МКД на счет Фонда, будут перечислены на специальный счет МКД в течение 5 дней с момента вступления решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в силу - 09.04.2022, что также подтверждается письмом Фонда от 23.04.2021 исх.№, направленного в адрес собственников МКД (том 2).
На основании ч. 4.1. ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, после вступления в силу решения собственников о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете собственники помещений в МКД вправе будут принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в иные сроки, чем это установлено Региональной программой капитального ремонта, и профинансировать их за счет сформированного фонда капитального ремонта Дома.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 от 20.12.1994 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2007 N 6), учитывая, что вопросы компенсации морального вреда регулируются рядом законодательных актов, введенных в действие в разные сроки, суду в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения возникшего спора необходимо по каждому делу выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений и, если такая ответственность установлена, когда вступил в силу законодательный акт, предусматривающий условия и порядок компенсации вреда в этих случаях, а также когда были совершены действия, повлекшие причинение морального вреда.
Суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
В соответствии с разъяснениями, данным в п. 2 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Таким образом, моральный вред мог бы быть компенсирован только в случае, если вред причинен действиями ответчика, нарушающими личные неимущественные права истцов, либо действиями нарушающими их имущественные права и возможность такой компенсации прямо предусмотрена законом.
Доказательств нарушения неимущественных прав истцов, в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
К спорным правоотношениям положения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" не применимы, поскольку в данном случае нет оснований признать, что в спорных отношениях Региональный оператор выступает, в качестве исполнителя работ (услуг), приобретаемых потребителями – истцами по возмездному договору, заключенному с Региональный Фондом содействия капитальному ремонту в многоквартирных домах Свердловской области.
В рассматриваемом случае ремонт общего имущества дома осуществляется в рамках Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в порядке ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, финансирование капитального ремонта общего имущества дома обеспечивает региональный оператор за счет фонда капитального ремонта.
При этом Региональным Фондом указанные функции по отношению к собственникам помещений в многоквартирном доме осуществляются в силу закона безвозмездно.
Поскольку в настоящем случае правоотношения сторон по делу возникли в связи с оказанием безвозмездных услуг по организации капитального ремонта многоквартирного дома, как входящих в уставную деятельность регионального оператора, то на эти правоотношения не распространяется действие Закона РФ «О защите прав потребителей».
Таким образом, учитывая совокупность представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика законных оснований для осуществления зачета стоимости выполненных работ в данном многоквартирном доме в счет исполнения на будущий период обязательств истцов по уплате взносов на капитальный ремонт, в связи с чем, исковые требования Закировой Винеры Исмагиловны, Башаровой Нафисы, Шаламовой Эльвины, Хусаиновой Зульфии Давлятназаровны, Вафиевой Элизы Марковны, Хасановой Розы Хуснулловны, Белоноговой Рафили Шамшиевны, Петуховой Надежды Николаевны, Исламовой Ильмиры Ильгизовны, Исламова Тайфура Шамгуловича, Гарипова Радика Валиахматовича, Гиматова Радика, Закировой Факии, Валинуровой Разии Ризаевны, Александровой Асии Халидовны, Александрова Алексея Геннадьевича, Гафаровой Зайнуры Ризаевны, Хамидуллиной Елены Ильясовны, Файдрова Рифа Камиловича, Ахмедьянова Альберта Суфияновича к Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о признании незаконным отказа в зачете стоимости выполненных работ по капитальному ремонту, обязании освободить от исполнения обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт на будущий период, взыскании компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Иных требований, требований по иным основаниям на рассмотрение суда сторонами не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Закировой Винеры Исмагиловны, Башаровой Нафисы, Шаламовой Эльвины, Хусаиновой Зульфии Давлятназаровны, Вафиевой Элизы Марковны, Хасановой Розы Хуснулловны, Белоноговой Рафили Шамшиевны, Петуховой Надежды Николаевны, Исламовой Ильмиры Ильгизовны, Исламова Тайфура Шамгуловича, Гарипова Радика Валиахматовича, Гиматова Радика, Закировой Факии, Валинуровой Разии Ризаевны, Александровой Асии Халидовны, Александрова Алексея Геннадьевича, Гафаровой Зайнуры Ризаевны, Хамидуллиной Елены Ильясовны, Файдрова Рифа Камиловича, Ахмедьянова Альберта Суфияновича к Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о признании незаконным отказа в зачете стоимости выполненных работ по капитальному ремонту, обязании освободить от исполнения обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт на будущий период, взыскании компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья