УИД 24RS0048-01-2020-006570-07
Дело №2-9551/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2020 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.С.
при помощнике Алексеевой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Атласова Дмитрия Сергеевича к Красноярскому краевому суду, министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, РФ в лице МВД России о компенсации морального вреда,
установил:
Атласов Д.С. обратился в суд с иском к Красноярскому краевому суду, министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, РФ в лице МВД России о компенсации морального вреда. Требования мотивировал тем, что в период с начала 2003г. по середину 2003г. он доставлялся в Красноярский краевой суд для рассмотрения уголовного дела. Во время судебных заседаний он содержался в металлической клетке, в которой была установлена одна лавка во всю длину клетки. Он, будучи несовершеннолетним, находясь в металлической клетке, испытывал стресс, сильные душевные переживания, не мог акцентировать внимание на материалах уголовного дела и защищать себя. Также он содержался в камерах конвойного помещения в бесчеловечных условиях, т.к. камеры не были оборудованы столом, стулом, а имелись только скамейки, стены были покрыты «шубой», которая травмаопасна. В камере не было окон, в связи с чем, отсутствовало естественное освещение, искусственное освещение осуществлялось лампой 60Вт., которая располагалась над входной дверью, создавался полумрак. Принудительная вентиляция не работала. Ему приходилось дышать табачным дымом. Ему не предоставлялась вода и питание. Перевозка его в Красноярский краевой суд осуществлялась на спец.автомобилях в бесчеловечных и унижающих условиях, а именно металлические отсеки куда помещались заключенные имели примерную площадь вместимостью 50х50 см. и высотой 1.5м., в которых установлена жесткая деревянная скамейка без поручня. В отсеке отсутствовало естественное освещение и принудительная вентиляция, в автомобиле отсутствовал аварийный выход. Кроме того, сотрудниками из конвойного помещения в залы судебных заседаний он конвоировался с применением спец.средств (наручников), одна его рука крепилась к руке сотрудника конвоя, а вторая к соучастнику, что было не гигиенично, т.к. он соприкасался с другими лицами против свое й воли. В связи с чем, просит взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> за содержание его в металлической клетке, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей за содержание в конвойном помещении в ненадлежащих условиях, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей за перевозку в ненадлежащих условиях, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей за конвоирование его в наручниках.
В судебное заседание истец не явился, т.к. находится в местах лишения свободы, о слушании дела извещен надлежаще, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика министерства финансов РФ в лице УФК по <адрес> ФИО3 требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Представитель ответчика МВД России, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ФИО4 требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции РФ, ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950, ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966).
В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", согласно которым в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к "бесчеловечному обращению" относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.
Согласно Своду правил по проектированию и строительству СП 31-104-2000 "Здания судов общей юрисдикции" (утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 2 декабря 1999 г. N 154) в п. 8.7 было указано, что в камерах следует предусматривать размещение источников света в нишах, защищенных решетками и расположенных в верхней части стен или на потолке.
Допускается размещение группы помещений для подсудимых в подвальном этаже здания (п. 5.35).
Пунктом 7.2 Свода правил допускается проектирование камер для подсудимых без естественного освещения.
В соответствии с Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 марта 2006 г. N 140дсп "Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых", по прибытии в суд начальник (старший) конвоя в перерывах между судебными заседаниями по просьбе подозреваемого или обвиняемого выдает ему в потребном количестве питьевой кипяченой воды (п. 302).
Конвоирование подозреваемых и обвиняемых из конвойного помещения в залы судебных заседаний и обратно осуществляется по одному под охраной не менее двух сотрудников полиции с применением средств ограничения подвижности в «положении рука конвоируемого руке конвоира» (п. 306).
Согласно статье 18 ФЗ "О полиции" сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Статьей 21 указанного Закона установлен перечень случаев, в которых сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства, в том числе для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе.
Как видно из материалов дела, а именно из письменных возражений и паспорта безопасности суда общее количество судебных заседаний, проведенных с личным участием ФИО6. в Красноярском краевом суде составляет 4 (22, 24, 28 апреля 20023г. и 05 мая 2003г.). Конвойное помещение по состоянию на 2003г. отвечало основным требованиям Свода правил по проектированию и строительству СП 31-104-2000. Помещения для лиц, содержащихся под стражей, оборудованы вытяжной и приточной вентиляцией, регулярно проводятся профилактические работы по обслуживанию вентиляционной системы. Естественное освещение в камерных блоках отсутствует в силу конструктивных особенностей помещений для лиц, содержащихся под стражей, искусственное освещении соответствует требованиям. В конвойном помещении имеется два сан.узла.
Таким образом, ФИО1 содержался в Красноярском краевом суде в камерах, размещенных в подвальном этаже здания. Камеры соответствуют требованиям СП 31-104-2000 "Здания судов общей юрисдикции" с учетом того, что здание в Красноярском краевом суде, 1982 года постройки. Так, искусственное освещение в камерах соответствовало установленным нормам, вентиляция находилась в исправном состоянии. СП 32-104-2000 допускает размещение группы помещений для подсудимых в подвальном этаже здания и без естественного освещения. В конвойном помещении в здании суда имеется 2 сан.узла, оснащенный подводкой горячей и холодной воды, куда обвиняемые (осужденные) выводятся по требованию. Вода также предоставляется по требованию.
На Красноярский краевой суд не возложена обязанность обеспечивать лиц, содержащихся под стражей, питанием.
Истцом не представлено доказательств, что он не был обеспечен питанием учреждением-отправителем перед его конвоированием в суд. С жалобами по данному факту он в соответствующие органы не обращался.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О запрете курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах» для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма и веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции на здоровье человека запрещается курение табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи): в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Свод правил СП 152.13330.2018 распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий федеральных судов.
Материалы дела не содержат доказательств нарушения прав истца при содержании его в камерах в конвойном помещении Красноярского краевого суда.
Неудобства, которые истец претерпел связанны с привлечением его к уголовной ответственности за совершение преступления, что ведет к ограничению привычного образа жизни, к бытовым неудобствам, пребывании в состоянии стресса, ограничению свободы передвижения, вынужденному нахождению в замкнутом пространстве в условиях камеры и другим последствиям, которые являются следствием противоправного поведения самого истца, а не действий должностных лиц.
Истцом не представлено доказательств того, что его содержание в камерах в конвойном помещении судов при отсутствии в камерах стола, стула, окон, покрытие стен «шубой» могло обоснованно восприниматься истцом как унижающие его честь и достоинство. Истцом не представлено никаких доказательств нарушения его личных неимущественных прав, либо причинения ему физических и нравственных страданий.
Так же судом не установлено нарушение личных неимущественных прав истца сотрудниками при его конвоировании из конвойного помещения в зал судебного заседания. Атласов Д.С. конвоировался под охраной сотрудников органов внутренних дел - конвоиров ОП ОКПО МУ МВД России «Красноярское» в наручниках в соответствии с действующим законодательством.
Согласно Своду правил по проектированию и строительству СП 31-104-2000 "Здания судов общей юрисдикции" (утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 2 декабря 1999 г. N 154) в пункте 5.9 предусматривал, что подзона для подсудимых должна выделяться заградительной решеткой в соответствии с пунктом 8.3 данного документа; согласно пункту 8.3 СП 31-104-2000 в целях соблюдения требований безопасности в залах судебных заседаний для рассмотрения уголовных дел следует устанавливать металлическую заградительную решетку высотой 220 см, ограждающую с четырех сторон место для содержания подсудимых во время проведения судебных процессов; заградительная решетка должна иметь дверь размером 200 х 80 см и перекрытие (сетка рабица); для изготовления заградительной решетки следует применять металлический прут диаметром не менее 14 мм; допускается выполнять заградительную решетку высотой до потолка зала.
В соответствии с разделом 7.2 Методических рекомендаций по организации деятельности администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда, утвержденных Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации 24.11.2009 г., в залах судебных заседаний для рассмотрения уголовных дел устанавливаются металлические решетки, пуленепробиваемые стекла либо иные приспособления, ограждающие места для размещения подсудимых во время проведения судебных процессов.
Абзацем первым п. 307 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 N 140дсп, предусмотрено, что в зале судебного заседания подозреваемые и обвиняемые размещаются за барьером (защитным заграждением) на скамьях в порядке, определяемом председательствующим в судебном заседании.
Таким образом, нахождение истца в металлической клетке во время рассмотрения уголовного дела, связано с обеспечением безопасности, поскольку ему была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В связи с чем, суд приходит к выводу, что содержании истца за металлическим ограждением связано с обеспечением безопасности и соответствует Системе нормативных документов в строительстве свод правил по проектированию и строительству здания судов общей юрисдикции СП 31-104-2000, утвержденных Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 02.12.1999 N 154.
Само по себе нахождение истца в металлической клетке в залах судебного заседания, то есть в изоляции от гражданского общества, не может быть обстоятельством, причинившим ему психические и физические страдания. Неудобства, которые истец претерпел в связи с содержанием под стражей в здании суда, связаны с совершением им противоправных деяний и вызваны необходимостью участия в судебных заседаниях и не являются следствием противоправного поведения должностных лиц.
Истцом не представлено доказательств того, что его нахождение за металлическим ограждением в залах судебного заседания представляло собой обращение, выходящее за пределы минимального уровня суровости для целей применения статьи 3 Конвенции, что принимаемые меры по обеспечению безопасности в зале судебного заседания являлись чрезмерными и могли обоснованно восприниматься истцом как унижающие его честь и достоинство. Истец, находясь за металлическим ограждением, мог сидеть, стоять, не было ограничено попадание кислорода, света, и ничто не препятствовало его участию в судебном заседании. Истцом не представлено никаких доказательств нарушения его личных неимущественных прав, либо причинения ему физических и нравственных страданий.
Доводы истца о том, что он не перевозился в спец.автомобилях в бесчеловечных и унижающих условиях, с нарушением его прав и законным интересов, ничем не подтверждены. Проверить обстоятельства, изложенные истцом, не представляется возможным, в связи с уничтожением документации. С жалобами на ненадлежащие условия перевозки истец в соответствующие органы не обращался.
При таких обстоятельствах, исковое заявление ФИО1 о компенсации морального вреда, не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: 21.12.2020