Дело № 2 – 1596 / 2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 ноября 2017 г. г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области
в составе председательствующего судьи Осокиной О.Ю.,
при секретаре Осиповой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску БОМБЕЛА Ольги Анатольевны к Федеральному государственному бюджетному учреждению «РОСЛЕСИНФОРГ»
о признании незаконным отказа в приватизации занимаемого жилого помещения,
о признании за ней права на приватизацию занимаемого жилого помещения,
о признании её права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Бомбела О.А. обратилась в Свободненский городской суд Амурской области с вышеуказанным иском.
В судебное заседание истица не явилась из-за дальности расстояния. Просила рассматривать дело в её отсутствие.
Представитель истицы Тимохина С.А. ходе рассмотрения дела в обоснование заявленных требований пояснила, что истица длительное время работала у ответчика и всё время проживала в -- в г. Свободном Амурской области.
-- бывший директор филиала «Амурлеспроект» ФГУП «Рослесинфорг» Ф. заключил с истицей договор найма на эту квартиру, в котором указал, что договор заключён на время работы истицы у ответчика.
-- бывший директор филиала «Амурлеспроект» ФГУП «Рослесинфорг» Ф. заключил с истицей повторный договор найма на эту квартиру, в котором также указал, что договор заключён на время работы истицы у ответчика.
-- ФГУП «Рослесинфорг» было преобразовано в ФГБУ «Рослесинфорг».
-- истица зарегистрировалась в указанной квартире по месту жительства и постоянно проживала и проживает в ней до настоящего времени.
Так как для истицы спорная квартира является единственным местом жительства – она неоднократно обращалась к директору Амурского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» Замковому В.И. с устными заявлениями о приватизации квартиры. И каждый раз получала отказ, что приватизация невозможна из-за отсутствия у предприятия полного пакета документов, необходимых для заключения такого договора (нет технического паспорта на квартиру, дом и квартира не стоят на кадастровом учёте, у него нет доверенности на заключение договоров приватизации и т.п.).
В 2016 году истица за свой счёт заказала и изготовила технический паспорт на квартиру.
-- ответчик заключил с ней очередной договор найма на указанную квартиру на срок пять лет.
-- истица обратилась к ответчику с письменным заявлением о приватизации квартиры, и получила отказ (приватизация невозможна из-за отсутствия полного пакета документов, необходимых для этого).
Полагая отказ незаконным, истица обратилась в суд с настоящим иском.
По данным технического паспорта на квартиру, составленного -- МУП «Белогорсктехинвентаризация», износ дома на момент составления техпаспорта составляет 54 %. Дом не признавался аварийным и подлежащим сносу. Квартира не являлась и не является служебной. Оснований отказывать истице в приватизации квартиры у ответчика нет.
Истица просит суд:
признать незаконным отказ ответчика в приватизации занимаемого жилого помещения,
признать за ней право на приватизацию занимаемого жилого помещения,
признать её право собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика Замковой В.И. против удовлетворения иска не возражал. Подтвердил все изложенные истицей и её представителем суду сведения. Подтвердил, что заключение между истицей и ответчиком договора приватизации невозможно из-за отсутствия у него полномочий на заключение таких договоров и отсутствие полного пакета документов у предприятия на указанный дом и квартиру. Дом и квартира не были поставлены предприятием на кадастровый учёт. В настоящее время нести затраты на постановку на такой учёт предприятие не может из-за отсутствия средств.
В ходе рассмотрения дела представитель третьего лица – администрации г. Свободного Амурской области – Микшун С.И. – не возражала против удовлетворения судом указанных требований, т.к. ни многоквартирный дом, в котором расположена спорная квартира, ни сама квартира муниципальным имуществом г. Свободного не являлись и не являются. Полномочий у администрации г. Свободного на заключение от имени ответчика договоров приватизации нет.
Представители третьих лиц – Территориального Управления Росимущества в Амурской области, Федерального агентства лесного хозяйства – против удовлетворения иска не возразили.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились. Просили рассматривать дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Суд распределял между сторонами бремя доказывания, предлагал сторонам представлять суду любые дополнительные доказательства, которые, по их мнению, будут достаточными для отстаивания своих позиций.
В настоящем судебном заседании суд рассмотрел дело по имеющимся в нём доказательствам.
Из материалов дела следует, и не оспаривается сторонами, что:
- -- расположена в многоквартирном -- -- в г. Свободном Амурской области, что подтверждается техническим паспортом здания (строения), выполненным -- Свободненским отделением Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» Федерального агентства кадастра объектов недвижимости; и техническим паспортом жилого помещения (квартиры), выполненным -- МУП «Белогорсктехинвентаризация»;
- указанный многоквартирный дом является собственностью ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от --, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (запись о регистрации права --);
- ответчик ФГБУ «Рослесинфорг» является государственным учреждением (п. 1.1 Устава), правопреемником ФГУП «Рослесинфорг» (п. 1.2 Устава).
Ответчик ФГБУ «Рослесинфорг» имеет филиалы, в т.ч. Амурский филиал «Амурлеспроект» (п. 1.10 Устава).
- -- истица с разрешения ответчика поселилась в спорной квартире с несовершеннолетними детьми. 30.06.2004 г. бывший директор филиала «Амурлеспроект» ФГУП «Рослесинфорг» Ф. заключил с истицей договор найма на эту квартиру.
В договоре найма указано (п. 5), что договор вступает в силу с момента его заключения; заключён сроком на 5 лет.
Доказательств тому, что указанная квартира была включена в список служебного жилья ФГУП или ФГБУ «Рослесинфорг» – нет.
С -- по настоящее время истица постоянно проживает в указанной квартире.
С -- по настоящее время истица зарегистрирована в указанной квартире по месту жительства. Данная квартира является единственным для неё местом жительства.
Ранее правом приватизации истица не пользовалась.
С -- вступил в действие Жилищный кодекс РФ, который установил, что:
- объектами жилищных прав являются жилые помещения (ч. 1 ст. 15),
- жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 19);
- в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на (ч. 2 ст. 19):
1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации;
3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям;
- в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на (ч. 3 ст.19):1) жилищный фонд социального использования;
2) специализированный жилищный фонд;
3) индивидуальный жилищный фонд;
4) жилищный фонд коммерческого использования.
- к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся (ч. 1 ст. 92):
1) служебные жилые помещения;
2) жилые помещения в общежитиях;
3) жилые помещения маневренного фонда;
4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан;
5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;
6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;
7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;
8) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с ч. 3 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. № 42 утверждены «Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду», устанавливающие порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с п. 12 Правил, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с п. 15 Правил, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»,
- приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде (ст. 1);
- граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 2);
- не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4);
- собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4);
- передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6);
- передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается (ч. 1 ст. 7);
- в договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением (ч. 2 ст. 7);
- право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 3 ст. 7);
- решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (ч. 1 ст. 8);
- в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд (ч. 3 ст. 8);
- каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (ч. 1 ст. 11).
В данном случае, спорная квартира является государственной. Она не является служебной (ответчик не представил этому доказательств, в т.ч. решение какого-либо органа об отнесении дома или квартиры к числу служебных). Она не находится в аварийном состоянии. Не расположена в общежитии. Не находится на территории закрытого военного городка или в сельской местности. Не относится к жилищному фонду стационарных учреждений социальной защиты населения.
А потому, по мнению суда, подлежит приватизации.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – -- ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – -- ░░ -- ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ --, ░░░░░░░░░░░░░ ░ -- -- ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░,
(░░░░░░░░░░░ ░░░░░ --
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 08 ░░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░