Дело № 2-147/2017
02 февраля 2017 года город Вельск
Р Е Ш Е H И Е
Именем Российской Федерации
Вельский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Пестерева С.А.,
при секpетаpе Панюковой Т.Н.
pассмотpев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой * к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности по включению периодов ведения предпринимательской деятельности в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Петрова Т.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе Архангельской области (далее – ГУ – УПФ РФ в Вельском районе) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности по включению периодов ведения предпринимательской деятельности в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии по старости с * года и назначении единовременной денежной выплаты.
Требования обосновала тем, что решением пенсионного органа в Вельском районе №* от * года ей отказано в назначении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа. При этом в Северный стаж: частично включены периоды ведения индивидуальной трудовой деятельности с * года и с * года, не включены периоды непрерывного ведения индивидуальной трудовой деятельности с * года и с * года на основании несоответствия подтверждающих документов. Считает данный отказ в назначении пенсии незаконным, поскольку осуществляла индивидуальную трудовую деятельность (пошив одежды) только по месту жительства в гор.* Архангельской области. А поэтому просит решение ответчика признать незаконным, возложить обязанность по включению в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии спорных периодов осуществления индивидуальной трудовой деятельности, назначить ей досрочно страховую пенсию по старости с * года, а также назначить единовременную денежную выплату в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016 года № 385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию».
Затем истица уточнила исковые требования и просит их удовлетворить за исключением назначения единовременной денежной выплаты в размере *рублей.
Петрова Т.Г. в судебном заседании на удовлетворении иска настояла по тем же основаниям, пояснив, что заявленные периоды подлежат включению в Северный стаж, поскольку она действительно занималась в спорные периоды предпринимательской деятельностью в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в гор.* Архангельской области и никуда не выезжала в другие регионы..
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Вельскому району Архангельской области Костылев И.Н. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленного иска.
Выслушав Петрову Т.Г., Костылева И.Н., допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
С 1 января 2015 года назначение и выплата трудовых пенсий производится на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Условия назначения страховой пенсии по старости определены ст. 32 Закона № 400-ФЗ Право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 50 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет (ч. 1 ст. 35 Закона № 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона № 400-ФЗ при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с применением ч. 3 ст. 35 Закона № 400-ФЗ).
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30 (ч. 3 ст. 35 Закона № 400-ФЗ).
При определении права на страховую пенсию применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, а в целях осуществления оценки пенсионных прав застрахованного лица - Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденное приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года № 190, согласованное с Пенсионным фондом Российской Федерации, Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством Юстиции Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958 - н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии. Настоящий перечень определяет документы, необходимые для установления трудовой пенсии.
Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В судебном заседании установлено, что Петрова Т.Г., * года рождения, обратилась * года в ГУ – УПФ России в Вельском районе Архангельской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 32 Федерального Закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года.
Решением ГУ – УПФ РФ по Вельскому району Архангельской области № * от * года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 32 Федерального Закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года в связи с отсутствием требуемого стажа. Пенсионным органом зачтено в страховой стаж * и в стаж работы в МКС *, а необходимо не менее 10 лет стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
С * года Петрова Т.Г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в ГУ-УПФ России в Вельском районе Архангельской области, а с * года снята с данного учета.
В периоды с * года и с * года истец осуществлял предпринимательскую деятельность. Основным видом предпринимательской деятельности Петровой Т.Г. являлось производство пошива одежды.
Согласно справке № *от * года ГУ-УПФ РФ в Вельском районе следует, что Петрова Т.Г. уплатила страховые взносы за периоды с * года, с * года.
Между тем в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, предусмотренный п. 6 п. 1 ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года были включены периоды ведения индивидуальной трудовой деятельности с * года и с * года, не включены периоды непрерывного ведения индивидуальной трудовой деятельности с *года и с * года в связи с отсутствием документального подтверждения факта осуществления предпринимательской деятельности в названной местности.
По мнению истца, данные периоды должны быть включены в стаж работы в МКС, дающий право на назначение пенсии за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку в данный период она осуществляла предпринимательскую деятельность в гор.*Архангельской области.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
К данному выводу суд пришел на основании следующего.
Так, в силу части 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 7 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к застрахованным относятся лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели.
С момента приобретения гражданином статуса индивидуального предпринимателя он также становится страхователем по обязательному пенсионному страхованию и у него возникает обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в законодательстве об обязательном пенсионном страховании отсутствуют нормы, обуславливающие обязанность индивидуальных предпринимателей уплачивать страховые взносы фактом ведения ими предпринимательской деятельности и (или) получения дохода.
Таким образом, периоды индивидуальной предпринимательской деятельности могут быть засчитаны в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, без уточнения факта выполнения такой работы в течение полного рабочего дня и наличия дохода от такой деятельности, но при условии документального подтверждения уплаты за эти периоды обязательных платежей и факта осуществления указанной деятельности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Разрешая спор, суд признает установленным факт отсутствия у истца задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды осуществления предпринимательской деятельности за спорные периоды, о чем указано в оспариваемом решении пенсионного органа, что подтверждается представленными истцом декларациями.
Суд считает, что вывод пенсионного органа о недоказанности факта осуществления предпринимательской деятельности является необоснованным, поскольку представлены доказательства осуществления истцом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на территории Вельского района Архангельской области, которые имеются в материалах дела.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 3 статьи 8 ФЗ от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Установлено и не оспаривается ответчиком, что Петрова Т.Г. была зарегистрирована по месту жительства и проживала: до * года по адресу: гор. *; после указанной даты в Вельском районе в дер. *, по настоящее время, где осуществляла индивидуальную трудовую деятельность (пошив одежды), работая на дому. В спорные периоды за пределы Вельского района для жительства и трудоустройства истица не выезжала. Помещение для ведения деятельности не арендовала, так как не было необходимости.
Доказательств обратному в соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ ответчиком в судебное заседание не представлено.
То обстоятельство, что в спорные периоды Петрова Т.Г. осуществляла предпринимательскую деятельности по пошиву одежды на дому, подтверждается и показаниями свидетелей К*Р.И., П*Н.А., Р*Н.Е., которые дали показания о том, что истица действительно занималась предпринимательской деятельностью по пошиву одежды на дому в гор.* и дер.* в периоды с * года и с * года, они были ее клиентками, обращались к ней с просьбой по перешиванию либо по пошиву новой одежды.
Суд принимает показания данных свидетелей, в качестве допустимых и достоверных доказательств, поскольку они согласуются с иными материалами дела. Данные свидетели были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и в исходе дела не заинтересованы.
Кроме того Петрова Т.Г., как индивидуальный предприниматель была зарегистрирована в территориальных органах Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённому постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 (с изменениями и дополнениями), город Вельск и Вельский район Архангельской области отнесён к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Таким образом, спорные периоды подлежат включению в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, который составил * года *: за период с * года - *, за период с * года - * дней.
Итого стаж работы Петровой Т.Г. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с учетом его льготного исчисления, составил *., а необходимо для назначения досрочной страховой пенсии по старости не менее 10 лет стажа.
Следовательно, решение ГУ - УПФ РФ в Вельском районе Архангельской области № * года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 32 Федерального Закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года является незаконным.
При таких обстоятельствах, у истца возникло право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 32 Федерального Закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года.
Поскольку у Петровой Т.Г. возникло право на назначение страховой пенсии по пп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», то в данном случае у ответчика возникла и обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Однако пенсия истцу должна быть назначена с * года, то есть со дня возникновения права о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с достижением возраста *
Согласно ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из удовлетворенного иска, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать * рублей, то есть расходы по государственной пошлине, уплаченной при подаче искового заявления в суд.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Петровой Татьяны Геннадьевны - удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе №* года об отказе в назначении пенсии незаконным.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области включить в льготном исчислении в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера Петровой *, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости периоды предпринимательской деятельности с * года и с * года.
Признать за Петровой * право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 32 Федерального Закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области назначить Петровой * страховую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Федерального Закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года с * года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области в пользу Петровой * *рублей в счет возврата государственной пошлины уплаченной при подаче искового заявления в суд.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Архангельском областном суде, путем подачи апелляционной жалобы, через Вельский районный суд.
Председательствующий С.А.Пестерев