РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2013 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Рафальской Л.В.,
при секретаре Угрюмовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фроловой М.Н. к администрации г. Лесосибирска о возложении обязанности поставить в очередь на улучшение жилищных условий, предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Фролова М.Н. обратилась в суд с иском к администрации г. Лесосибирска о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма не ниже установленных социальных норм, мотивируя го тем, она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании распоряжения администрации г. Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ истица была помещена в детский дом им. Ф.Э. Дзержинского г. Лесосибирска и находилась там на воспитании с <данные изъяты> года – до достижения совершеннолетия. За ней (Фроловой М.Н.) и её сестрой было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, где прописаны еще два брата и мама. После окончания детского дома, поступила на обучение в Лесосибирский педагогический институт и была прописана по адресу: <адрес> 2007 по 2010 годы. В доме проживать не могла, так как в нем требовался капитальный ремонт, а средств не было. После смерти матери старший брат ФИО5 произвел в доме ремонт и переехал туда жить с семьей. Она (Фролова М.Н.) пыталась встать в очередь в администрацию г. Лесосибирска для предоставления жилья, но ей отказали, так как не было какой то справки. Просит обязать администрацию г. Лесосибирска предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма.
В судебном заседании истица Фролова М.Н. и представитель Алишевский С.М. изменили исковые требования, просят обязать администрацию г. Лесосибирска поставить в очередь на улучшение жилищных условий, обязать администрацию г. Лесосибирска предоставить Фроловой М.Н. по договору найма специализированного жилого помещения, изолированное, благоустроенное, применительно к условиям г. Лесосибирска, жилое помещение специального жилого форда, в размере не ниже 33 кв.м..
Представитель администрации г. Лесосибирска ФИО7, возражала против удовлетворения исковых требований, и показала, что Фролова М.Н. на учете в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, малоимущей не признана, соответственно не утратила право на предоставление ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда в порядке общей очереди. Истица в администрацию с заявлением о нуждаемости в улучшении жилищных условий не обращалась. Постановлением администрации за ней было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Фролова М.Н. отказалась от участия в приватизации указанного жилого помещения, чем намеренно ухудшила свои жилищные условия.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются детям-сиротам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В список включаются дети-сироты, достигшие возраста 14 лет.
В соответствии со статьей 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 (в редакции от 20.12.2012 года) «О защите прав ребенка» формирование и ведение списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования. В список включаются дети-сироты, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии со статьей 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 на основании документов, указанных в данной статье.
Решение о предоставлении ребенку-сироте, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений краевой комиссии в срок не позднее 30 дней со дня достижения им возраста 18 лет либо по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленных законом порядке для детей-сирот, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии его письменного заявления.
Предоставление жилых помещений указанным лицам осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 (ред. от 20.12.2012) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения».
Уполномоченные органы местного самоуправления для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, включенных в список, размещают в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», муниципальный заказ на приобретение (строительство) жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем приобретения в муниципальную собственность (строительства) жилых домов или квартир, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются.
Согласно статье 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 (в редакции от 20.12.2012 года) «О защите прав ребенка» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 (ред. от 20.12.2012) «О защите прав ребенка», сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 2 Закона Красноярского края от 20.12.2012 № 3-977 «О внесении изменений в Закон края «О защите прав ребенка» действие положений статьи 17 Закона края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» (в редакции от 20.12.2012 года) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Закона (с 1 января 2013 года), в случае, если дети-сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона, то есть до 01.01.2013 года.
Согласно пункту 4 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 (в редакции от 20.12.2012 года) «О защите прав ребенка» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях.
В силу пункта «ж» части 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 (в редакции от 20.12.2012 года) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и представление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов.
В судебном заседании установлено, что согласно распоряжению администрации г. Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ Фролова М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находилась на воспитании в Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лесосибирский детский дом имени Ф.Э. Дзержинского».
Родители Фроловой М.Н. на основании решений суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав.
Кроме того, судом установлено и не оспаривается сторонами, что в настоящее время Фролова М.Н. не имеет жилого помещения, пригодного для проживания, на основании договора социального найма либо на праве собственности.
Фролова М.Н. на учете в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит. Из пояснений истицы следует, что она неоднократно обращалась с документами о постановке на очередь в администрацию г. Лесосибирска, однако ей было отказано, так как она предоставила не полный пакет документов.
Довод представителя администрации г. Лесосибирска о том, что Фролова М.Н. отказалась от участия в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> тем самым намеренно ухудшила свои жилищные условия, суд считает необоснованным, так как истица имеет статус ребенка – сироты, оставшегося без попечения родителей и имеет право на предоставление ей жилого помещения. Более того жилищные условия в связи с отказом Фроловой М.Н. от приватизации ею ухудшены не были.
Таким образом, исходя из установленных фактических обстоятельств дела и изложенных законодательных норм, регламентирующих социальные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также норм жилищного законодательства, усматривается, что администрация города Лесосибирска, не предоставив Фроловой М.Н. до настоящего времени жилое помещение, нарушила ее конституционное право на жилище, не обеспечила защиту интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к числу которых относится истица. В связи с чем суд считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Фроловой М.Н. к администрации г. Лесосибирска о возложении обязанности поставить в очередь на улучшение жилищных условий, предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.
Обязать администрацию г. Лесосибирска поставить Фролову М.Н. в очередь на улучшение жилищных условий, по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать администрацию муниципального образования г. Лесосибирск предоставить Фроловой М.Н. в порядке очередности по договору специализированного найма изолированное жилое помещение на территории г. Лесосибирска не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным, техническим нормам и правилам.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.
Судья: Л.В. Рафальская