Дело № 2-588(1)2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 декабря 2010 г. г. Пугачев
Пугачевский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Викторовой И.В.
при секретаре Соловьевой Е.В.
с участием помощника Пугачевского межрайонного прокурора Безводинского И.А.,
представителя ответчика С.Л.Н.,
представителя третьего лица Д.Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску заместителя Пугачевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации *** муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным и об устранении нарушений требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель Пугачевского межрайонного прокурора обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации *** муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении противопожарного законодательства и об устранении нарушений требований пожарной безопасности. В обоснование иска указал, что Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесено к вопросам местного значения поселения. В ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории *** муниципального образования Пугачевского муниципального района установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) ответчиком не приняты меры к обеспечению на его территории первичных мер пожарной безопасности. Условия для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в различных формах на территории муниципального образования не созданы. Естественные водоисточники в населенных пунктах (кроме ***) не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12х12м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Не создана муниципальная пожарная охрана. Водонапорные башни расположенные в *** не приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года. У водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели. Территории общего пользования не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Не установлен порядок оповещения населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. В сельских населенных пунктов муниципального образования отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Входящие в состав муниципального образования населенные пункты: с.***, с.***, с.***, с.*** не обеспечены переносными пожарными мотопомпами. Приспособленная техника для тушения пожаров в *** не доукомплектована в полном объеме пожарно-техническим вооружением. В помещениях здания администрации отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и первичные средства пожаротушения (огнетушители).
В судебном заседании помощник Пугачевского межрайонного прокурора Безводинский И.А. требования частично изменил. Просил признать незаконным бездействие администрации *** муниципального образования в устранении нарушений требований пожарной безопасности. Просил обязать ответчикасоздать на территории муниципального образования добровольную пожарную охрану;создать условия для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в различных формах, а именно разработать и утвердить целевую программу обеспечения первичных мер пожарной безопасности, утвердить перечень первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря в помещениях и строениях, находящихся в собственности (пользовании) граждан; создать муниципальную пожарную охрану; оборудовать все естественные водоисточники подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; в *** приспособить все водонапорные башни для забора воды пожарной техникой в любое время года; установить у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели; определить порядок оповещения населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; установить во всех населенных пунктах средства звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре; обеспечить все входящие в состав муниципального образования сельские населенные пункты переносными пожарными помпами для целей тушения; закрепить за каждой мотопомпой моториста, прошедшего специальную подготовку; оборудовать помещения администрации автоматической пожарной сигнализацией и оснастить первичными средствами пожаротушения.
Представитель ответчика глава администрации ***
муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области С.Л.Н. иск признала частично. Пояснила, что администрацией проводились мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. Решением Совета *** МО от *** ** утвержден перечень первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря в помещениях и строениях, находящихся в собственности (пользовании) граждан. Из-за отсутствия денежных средств в бюджете муниципального образования не создана муниципальная пожарная охрана. По этой же причине не приобретены мотопомпы и не выполнены мероприятия по оборудованию подъездов с площадками (пирсов) к водоемам.
Представитель третьего лица отделения государственного пожарного надзора по Пугачевскому району УГПН Главного управления МЧС России по Саратовской области Д.Д.А. иск поддержал.
Выслушав стороны, третье лицо, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении иска.
В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г.
№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Закон) первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Согласно ст. 5 названного Закона каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
В силу ст. 6 названного Закона пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 11 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению;обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
В соответствии с п.114 ППБ-01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.
Согласно п.31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты с количеством участков не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством участков от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством участков свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
В соответствии с п. 107 ППБ 01-03 за каждой пожарной мотопомпой, приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку. В организации должен быть отработан порядок доставки пожарных мотопомп к месту пожара.
В силу п. 106 ППБ 01-03 пожарные автомобили и мотопомпы, приспособленная и переоборудованная техника для тушения пожаров должны быть укомплектованы пожарно-техническим вооружением, заправлены топливом, огнетушащими веществами и находиться в исправном состоянии. Порядок привлечения техники для тушения пожаров определяется расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения пожаров, утвержденным органом местного самоуправления.
Согласно п. 108 ППБ 01-03 помещения, здания и сооружения необходимо
обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3.
Судом установлено, что Преображенское муниципальное образование имеет статус сельского поселения в составе Пугачевского муниципального района. В его состав входят населенные пункты: с. ***, с. ***, с. ***, ***, с. ***.
Из акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности от ***, справки отделения ГПН по *** от *** **, акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности от *** **, что на территории муниципального образования не созданы условия для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в различных формах. Естественные водоисточники в населенных пунктах (кроме ***) не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12х12м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Не создана муниципальная пожарная охрана. Водонапорные башни расположенные в *** не приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года. У водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели. Территории общего пользования не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Не установлен порядок оповещения населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. В сельских населенных пунктов муниципального образования отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Входящие в состав муниципального образования населенные пункты: с.***, с.***, с.***, с.*** не обеспечены переносными пожарными мотопомпами. Приспособленная техника для тушения пожаров в *** не доукомплектована в полном объеме пожарно-техническим вооружением. В помещениях здания администрации отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и первичные средства пожаротушения (огнетушители) (л.д.11,12).
Из дела видно, что решением Совета *** муниципального образования от *** ** утвержден перечень первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря в помещениях и строениях, находящихся в собственности (пользовании) граждан.
Ответчик не оспаривал, что в нарушение противопожарного законодательства не разработана и не утверждена целевая программа обеспечения первичных мер пожарной безопасности. Не создана муниципальная пожарная охрана. Не оборудованы все естественные водоисточники подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В *** не все водонапорные башни приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года. Не установлены у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели. Не определен порядок оповещения населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. Не установлены во всех населенных пунктах средства звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре. Входящие в состав муниципального образования сельские населенные пункты не обеспечены переносными пожарными помпами для целей пожаротушения. Помещения администрации не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и не оснащены первичными средствами пожаротушения.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрация *** муниципального образования Пугачевского муниципального района не в полной мере выполняет требования законодательства о пожарной безопасности, что в случае чрезвычайной ситуации может повлечь значительный экономический ущерб и ставит под угрозу жизнь и здоровье людей.
Вместе с тем, суд считает, что требование о возложении на ответчика обязанности по созданию добровольной пожарной охраны заявлено необоснованно, поскольку Федеральный закон от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» возлагает на органы местного самоуправления создание условий для организации пожарной охраны.
В соответствии со ст.ст.1,2,11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
По правилам ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств дела, суд считает необходимым обязать ответчика устранить нарушения противопожарного законодательства до 01 июня 2011 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ *** ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ *** ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2011 ░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 12░12 ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░; ░ *** ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░; ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░