08 октября 2019 г.
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области
в составе
председательствующего судьи Захаревской М.Г.
при секретаре Зориной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя административного истца Елистратова А.М. (доверенность № 04-57/01212 от 21.02.2019 г. в деле)
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области к Пряничникову В.В. о взыскании суммы задолженности по НДФЛ,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Пряничникову В.В. о взыскании суммы задолженности по НДФЛ за 2016 г.
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области поддержал доводы административного иска, указывал на отсутствие оснований для прекращения или приостановления производства по делу, поскольку по состоянию на 08.10.2019 г. Арбитражным судом Самарской области по делу № А55-7964/2019 не вынесено определение о признании обоснованным (необоснованным) заявления о признании должника банкротом. Просил учесть, что по состоянию на 08.10.2019 г. в отношении должника не введена процедура реструктуризации долгов.
В судебное заседание административный ответчик Пряничников В.В. при надлежащем извещении не явился.
Из материалов дела усматривается, что Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области в отношении Пряничникова В.В. вынесено решение № 4969 от 02.11.2017 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
22.12.2017 г. в адрес Пряничникова В.В. направлено налоговое требование № 5331 от 22.12.2017 г. об уплате налоговой задолженности в срок до 19.01.2018 г.
Из показаний в суде представителя административного истца следует, что в Арбитражный суд Самарской области поступило заявление Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области о признании Пряничникова В.В. банкротом.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2019 г. по делу № А55-7964/2019 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должника Пряничникова В.В.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 06.09.2019 г. по делу № А55-7964/2019 рассмотрение дела отложено в соответствии со ст. 158 АПК РФ, судебное заседание назначено на 15.10.2019 г. на 09.30 часов.
13.09.2019 г. в Комсомольский районный суд г. Тольятти поступило заявление Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области о взыскании с Пряничникова В.В. суммы задолженности по НДФЛ в размере 1201481,83 рублей за 2016 налоговый период, из которых: НДФЛ за 2016 г. – 914 853,65 рублей, пени по НДФЛ – 39143,78 рублей, штраф по НДФЛ – 247484,40 рублей.
Доводы представителя административного истца сводятся к тому, что исковые требования о взыскании спорной налоговой задолженности подлежат предъявлению не в рамках дела о банкротстве.
Суд считает выводы административного истца преждевременными, руководствуясь следующим.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обязательные платежи – налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Согласно ч. 1 ст. 213.11. Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст. 213.11. Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают следующие последствия: требования кредиторов по денежным обязательствам об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Статьей 207 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В силу статей 100, 126, 142 этого же Федерального закона арбитражным судом в рамках дела о банкротстве рассматриваются требования кредиторов к должнику, их обоснованность и наличие оснований для включения в реестр требований кредиторов. При этом требования кредиторов по текущим платежам не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанными нормами.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
По смыслу приведенных выше норм права, применительно к обязательным (налоговым) платежам ориентиром по разделению реестровых и текущих платежей является дата окончания соответствующего налогового периода.
Из материалов дела следует, что декларацию по форме 3-НДФЛ за 2016 отчетный год Пряничников В.В. представил в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области 02.05.2017 г.
В срок до 19.01.2018 г. по требованию № 5231 сумма недоимки по НДФЛ за 2016 г. Пряничниковым В.В. в соответствующий бюджет не уплачена.
Заявление о признании ответчика банкротом принято к производству Арбитражным судом Самарской области 17.07.2019 г., судебное заседание назначено на 15.10.2019 г. на 09.30 часов. Заявление налогового органа о признании должника банкротом мотивировано неисполнением налогоплательщиком требований об уплате обязательных платежей в размере 1809750,07 рублей.
Таким образом, задолженность налогоплательщика по НДФЛ возникла до введения процедуры банкротства, и в силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» налоговая задолженность по НДФЛ за 2016 г. не является текущим платежом, так как будучи платежом обязательным, она возникла до даты принятия заявления о признании должника банкротом, и подлежит рассмотрению в деле о банкротстве должника.
Обратный подход привел бы к тому, что требования административного истца, носящие реестровый характер, были бы удовлетворены во внеочередном порядке, преимущественно перед требованиями иных конкурсных кредиторов ответчика, что противоречит законодательству о банкротстве.
На основании п. 2 Постановления от 09.07.2019 г. № 26 Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» после вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ при поступлении в суд общей юрисдикции искового заявления, административного искового заявления, подлежащего рассмотрению арбитражным судом, или при поступлении в арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое исковое заявление, административное исковое заявление, заявление возвращается заявителю соответственно на основании пункта 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ, пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ.
Если указанное обстоятельство выяснится после принятия к производству искового заявления, административного искового заявления, заявления, в том числе поданного до вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ, дело передается по подсудности по правилам, установленным частью 2.1 статьи 33 ГПК РФ, частью 4 статьи 39 АПК РФ, частью 2.1 статьи 27 КАС РФ.
Согласно ст. 27 КАС РФ, если при рассмотрении административного дела в суде общей юрисдикции выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд общей юрисдикции передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом (ч. 2.1).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 27 КАС РФ, суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Передать административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Пряничникову В.В. о взыскании недоимки по налогам и пени в Арбитражный суд Самарской области.
Определение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение 15 дней.
Судья М.Г. Захаревская