Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-338/2012 ~ М-307/2012 от 21.03.2012

Дело № 2-338/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Советский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи АртёменкоЕ.А.,

при секретаре МакаровойЛ.В.,

истца ГромоваА.Е.,

представителя ответчика МаксимЕ.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново 19апреля2012года гражданское дело иску Громова А. Е. к Военному комиссариату Ивановской области о выплате денежной компенсации,

установил:

ГромовА.Е. обратился в Ивановский гарнизонный военный суд с заявлением об обжаловании действий военного комиссара Ивановской области, связанных с отказом в выплате денежной компенсации за поднаем жилья. В заявлении указал, что он, гвардии капитан запаса, является бывшим военнослужащим войсковой части «…». Приказом Командующего ВДВ от 3мая2011года № 039 он был досрочно уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями по подпункту «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а приказом командира войсковой части «…» от 31мая2011года № 116 он был исключен из списков личного состава указанной войсковой части. На момент увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава части он жильем не обеспечивался и не обеспечен им в настоящее время. 1декабря2006года он был принят на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, о чем свидетельствует запись в Едином реестре данных по жилью для военнослужащих, где указан личный номер – «…», дата принятия на учет – 1декабря2006года, количество членов семьи – «…», место предоставления жилого помещения – г. Иваново, способ обеспечения жильем – квартира. С 1января2011года и по настоящее время он является нанимателем двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Иваново, ул. «…», д. «…» кв. «…», где проживает совместно с членами своей семьи – женой и двумя детьми. В октябре2011года он обратился в военный комиссариат Ивановской области с заявлением о выплате ему денежной компенсации за поднаем жилья. Однако 19ноября2011года от военного комиссара Ивановской области получил отказ в выплате данной компенсации, в связи с тем, что не встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1января2005года в муниципальных образованиях. ГромовА.Е., со ссылкой на п. 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», Постановление Конституционного Суда РФ от 3февраля2010года № 3-П, приказ Минобороны РФ от 16июня2005года № 235 считает данный отказ неправомерным, противоречащим законодательству РФ и нарушающим его право как гражданина, уволенного с военной службы и не обеспеченного жилым помещением, на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилья. В соответствии с приказом Минобороны РФ от 16июня2005года № 235 выплата денежной компенсации производится со дня обращения гражданина, уволенного с военной службы, указанного в заявлении, и за прошедшее время, но не ранее 1января2005года. На основании изложенного, просил военный суд признать действия военного комиссара Ивановской области, связанные с отказом в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилья, неправомерными и не соответствующими законодательству РФ, обязать военного комиссара Ивановской области выплатить ему денежную компенсацию за наем (поднаем) жилья за период с 1июня2011года по 29февраля2012года в сумме «…» руб.

Определением судьи Ивановского гарнизонного военного суда от 17февраля2012года к участию в деле привлечены ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ивановской области» и Единый расчетный центр Министерства обороны РФ в качестве руководителей финансовых довольствующих органов (л.д. 11).

Определением Ивановского гарнизонного военного суда от 27февраля2012года гражданское дело по заявлению Громова А. Е. об оспаривании действий военного комиссара Ивановской области, связанных с отказом в выплате компенсации за наем жилья, передано по подсудности в Советский районный суд г. Иваново. При этом военным судом было установлено, что спорные правоотношения между заявителем и военным комиссаром Ивановской области как должностным лицом, отказавшим в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, возникли не в период прохождения ГромовымА.Е. военной службы, а после его увольнения в запас (л.д. 77-79).

В соответствии со статьей 148 ГПК РФ на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.

При подготовке указанных гражданских дел к судебному разбирательству необходимо учитывать, что действующим гражданским процессуальным законодательством предусмотрены различия в порядке рассмотрения дел, вытекающих из публичных и частноправовых отношений, в связи с чем особое значение приобретает правильное установление характера правоотношений сторон.

Военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими своих служебных обязанностей, являются публично-правовыми. Согласно правовым позициям, высказанным Европейским Судом по правам человека, споры, связанные с прохождением военной службы, не являются спорами о гражданских правах, в том числе при наличии требований материального характера.

Таким образом, нормы подраздела III раздела II Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации применяются, когда требования военнослужащих, в том числе имущественного характера, непосредственно вытекают из административно-правовых и иных публичных отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. В этих случаях все требования военнослужащих должны быть разрешены по существу при рассмотрении заявления, поскольку в соответствии со статьей 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, обязан вынести решение о восстановлении нарушенных прав в полном объеме.

В тех случаях, когда оспариваемые действия совершены органами военного управления и воинскими должностными лицами не в порядке осуществления административно-властных полномочий, а в процессе осуществления иной деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу если заявление подлежит рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке, то есть рассмотрение заявления неподведомственно суду общей юрисдикции либо заявление подлежит рассмотрению в порядке уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также в порядке апелляционного, кассационного или надзорного производства (оспариваются действия судей, связанные с осуществлением производства по конкретному гражданскому делу). Однако судья не вправе отказать в принятии заявления, если установит, что данное заявление подлежит рассмотрению и разрешению в ином виде гражданского судопроизводства. В этом случае в соответствии со ст. 247 ГПК РФ судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления заявления с соблюдением требований ГПК РФ, предъявляемых в отношении соответствующего вида гражданского судопроизводства, при условии, что этим не нарушаются правила подсудности рассмотрения дела.

Согласно положениям главы 12 ГПК РФ применение статьи 136 ГПК РФ возможно лишь в стадии возбуждения гражданского дела. После завершения этой стадии применение положений, закрепленных в перечисленных статьях, в стадии подготовки дела не предусмотрено.

С учетом изложенного, а также волеизъявления самого ГромоваА.Е. гражданское дело принято и рассмотрено Советским районным судом г. Иваново в порядке подраздела II раздела II Гражданского процессуального кодекса РФ.

В ходе рассмотрения дела ГромовА.Е. увеличил исковые требования и просил суд обязать Военный комиссариат Ивановской области выплатить ему денежную компенсацию за наем жилья за период с 1июня2011года по 30апреля2012года в размере «…» руб.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме.

Представитель военного комиссариат Ивановской области по доверенности МаксимЕ.А. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, из которого следует, что правоотношения по выплате денежной компенсации за поднаем жилья гражданам, уволенным с военной службы, урегулированы пунктом 14 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» и Постановлением Правительства РФ от 31декабря2004года № 909 «О порядке выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей» и Приказом Минобороны РФ от 16июня2005года № 235 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ Постановления Правительства РФ от 31декабря2004года № 909».

В соответствии с указанными нормами условиями признания права на обеспечение жилым помещением, а также выплату денежной компенсации в соответствии с указанным пунктом 14 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» являются: - продолжительность военной службы 10 лет и более; увольнение с военной службы по так называемым льготным основаниям (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями); перемена места жительства. Абзацем 2 пункта 14 стати 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1января2005года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ. То есть помимо условий, указанных в абзаце 1 пункта 14 статьи 15 необходимыми условиями выплаты компенсации гражданам, уволенным с военной службы, являются: - постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1января2005года. Приложением № 1 к Приказу Минобороны РФ от 16июня2005года № 235 определен Перечень единых форм документов, необходимых для принятия решения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам РФ, уволенным в военной службы, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов РФ организациях. В соответствии с настоящим Приложением решение о выплате денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов РФ организациях принимается соответствующим органом, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, на основании следующих документов: заявление; выписка из списка очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, формируемого в соответствии с требованиями пункта 12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6сентября1998года № 1054; копия договора найма или поднайма жилого помещения, заключенного с соблюдением условий договора найма (поднайма) жилого помещения, предусмотренных гражданским и жилищным законодательством РФ; справка об исключении из списка очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, формируемого в соответствии с требованиями пункта 12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6сентября1998года № 1054; копии приказов об увольнении и исключении военнослужащего из списков воинской части (организации), заверенные в установленном порядке; справка о получении или неполучении гражданами, состоящими на военной или правоохранительной службе, денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений; копии паспортов гражданина РФ на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства или пребывания и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста. В заявлении ГромоваА.Е. указано, что на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий он не состоит. Если он в установленном законом порядке не признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением, оснований для выплаты компенсации не имеется. ГромовА.Е. проходил военную службу в в/ч «…», место дислокации – г. Иваново, досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями приказом Командующего воздушно-десантными войсками (по личному составу) № 039 от 31мая2011года, исключен из списков личного состава приказом командира в/ч «…» № 116 от 31мая2011года, направлен на воинский учет в военный комиссариат «…» районов г. Иваново. Таким образом, ГромовА.Е. проходил военную службу в г. Иваново, его место жительства после увольнения – г. Иваново. Ссылка истца на судебную практику Конституционного Суда РФ не может быть принята судом во внимание, поскольку Конституционным Судом РФ абзац второй пункта 14 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» признан не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 2), 40 и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, связывая право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной за наем (поднаем) жилых помещений с датой их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, лишает тем самым граждан, поступивших на военную службу до 1января2005года и принятых на соответствующий учет после этой даты, возможности получения данной меры социальной поддержки на равных условиях с относящимися к этой же категории гражданами, которые были приняты на учет до 1 января 2005 года. При обращении истца в военный комиссариат Ивановской области истцом не были представлены вышеуказанные документы.

Представитель третьего лица ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» в судебное заседание не явился. 13апреля 2012года в суд от ФКУ «Единый расчетный центр Минобороны РФ» поступили письменные возражения, в которых содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения. Из письменных возражений следует, что согласно п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В описательной части заявления ГромовА.Е. указывает на то, что приказом Командующего ВДВ от 3мая2011года № 039 он досрочно уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями по пп. а п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а приказом командира воинской части 65379 от 31мая2011года № 116 исключен из списков личного состава указанной воинской части. Постановлением Правительства РФ от 31декабря 2004года № 909 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам РФ, уволенным с военной службы и членам их семей. Указанным Положением и Приказом Министра обороны РФ № 235 «О мерах по реализации в Вооруженных силах РФ постановления Правительства РФ от 31 декабря2004года № 909» закреплено, что выплата денежной компенсации осуществляется ежемесячно на основании договора найма (поднайма) жилья, заключенного в письменной форме, в размере, предусмотренном договором, но не более установленных размеров гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1января2005года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов РФ организациях, - до фактического предоставления субсидий. Таким образом, военный комиссариат Ивановской области правомерно отказал ГромовуА.Е. в выплате денежной компенсации за наем жилья. ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ивановской области» действует на основании Положения, согласно которому ФБУ «УФО МО РФ по Ивановской области» является уполномоченным финансовым органом Министерства обороны РФ и предназначено для финансово-экономического обеспечения воинских частей, дислоцирующихся на территории субъекта РФ, на основании заключаемого на безвозмездной основе договора за счет и в пределах ассигнований по утвержденным воинским частям и организациям бюджетным сметам. Финансирование Управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны РФ по регионам не прекращено, ФБУ «УФО МО РФ по Ивановской области» - не ликвидировано. ФКУ «ЕРЦ МО РФ» создано в целях реализации государственной, социальной, финансовой и налоговой политики в сфере деятельности Вооруженных Сил РФ в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. Для достижения указанной цели, одним из основных обязанностей ФКУ «ЕРЦ МО РФ» является своевременное начисление и обеспечение личного состава денежным довольствием в порядке, предусмотренном законодательством РФ. При этом ФКУ «ЕРЦ МО РФ» - самостоятельное юридическое лицо, которое не является правопреемником ФБУ «УФО МО РФ по Ивановской области». Телеграммой Заместителя Министра обороны РФ «…» № 180/7/211 от 3апреля2012года закреплено, что в целях организации своевременного и полного обеспечения личного состава Вооруженных Сил РФ положенными видами выплат сообщается: через финансовые органы, обслуживающими воинские части, организации и учреждения, осуществляются оплата служебных командировок, выплаты иных пособий и компенсаций военнослужащим, в том числе компенсации за наем (поднаем) жилых помещений…». Обязательство по выплате компенсации за наем (поднаем) жилого помещения на ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не возложено. Таким образом, ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» не отвечает по обязательствам ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ивановской области». Кроме того, руководителем ФКУ «ЕРЦ МО РФ» права и свободы ГромоваА.Е. не нарушались.

Представитель третьего лица ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ивановской области» в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещен судебной повесткой, врученной под расписку.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27мая1998года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.

При этом военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе согласно п. 1 ст. 23 вышеуказанного Закона, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более, а также уволенные с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения жилыми помещениями, согласно п. 13 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более при увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями, при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1января2005года в муниципальных образованиях, согласно части второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, им ежемесячно должна выплачиваться денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченных жилым помещением в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909, согласно которому, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления).

Предусмотренное п. 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909, условие о выплате компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам, решением Верховного Суда РФ от 5 сентября 2008 года № ВКПИ08-53, оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от 11 ноября 2008 года № КАС08-566, признано недействующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 1 января 2005 года, которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам, как ограничивающая получение компенсации, предусмотренной п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Постановлением Конституционного Суда РФ от 03 февраля 2010 года № 3-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и пункта 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей в связи с жалобой гражданина С.В. Глушкова» разъяснено, что положения п.14 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 года, - иное означало бы установление различий в условиях приобретения права на получение указанной денежной компенсации бывшими военнослужащими, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, исключительно в зависимости от даты их увольнения с военной службы (до или после 1 января 2005 года).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 апреля 2007 года № 5-П, законоположения, вводящие для бывших военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеющие конституционного обоснования и обусловленные только датой увольнения с военной службы различия в формах обеспечения жильем, нарушают закрепленное ст. 40 Конституции Российской Федерации право на жилище и противоречат ее ст. 19 (ч. 2), согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В силу приведенной правовой позиции норма абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в истолковании (в том числе органами исполнительной и судебной власти), предполагающем признание права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений только за теми гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые были уволены с военной службы до 1 января 2005 года, при отсутствии адекватных мер социальной поддержки в отношении граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, порождала бы такую дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями ст. 19 (ч. 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (ст. 55 ч. 3 Конституции Российской Федерации).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27февраля2012года № 3-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» в связи с жалобами граждан А.Н.Хмары и В.Н. Шума» абзац второй пункта 14 статьи 15 в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, связывая право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с датой их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, лишает тем самым граждан, поступивших на военную службу до 1 января 2005 года и принятых на соответствующий учет после этой даты, возможности получения данной меры социальной поддержки на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые были приняты на учет до 1 января 2005 года, признан не соответствующим Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что признание права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений только за теми гражданами, уволенными с военной службы и не обеспеченными жилыми помещениями, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, - при отсутствии адекватных мер социальной поддержки в отношении тех из них, кто поступил на военную службу до 1 января 2005 года и был принят на такой учет после этой даты, - порождает дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания.

Таким образом, Конституционный Суд РФ признал право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на денежную компенсацию за наем жилых помещений вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно выписке из Приказа Командующего ВДВ от 3мая2011года № 039 ГромовА.Е. был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. На момент увольнения выслуга лет составила 12 лет 8 месяцев, в льготном исчислении – 15 лет 2 месяца. Жилым помещением по установленным нормам не обеспечен. Изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам (л.д. 62).

Из выписки из приказа командира в/ч «…» от 31мая2011года № 116 следует, что гвардии капитан ГромовА.Е., состоящий в распоряжении командира войсковой части «…», «…»в/ч «…» по «…», досрочно уволенный с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, с 31мая2011года исключен из списков личного состава воинской части, всех видов обеспечения и направлен на учет в военный комиссариат «…» районов г. Иваново (л.д. 63).

1ноября2011года ГромовА.Е. обратился в военный комиссариат Ивановской области с заявлением о выплате денежной компенсации за наем жилья по форме № 1 к Перечню единых форм документов, необходимых для принятия решения о выплате денежной компенсации за наем жилых помещений, приложив к нему все необходимые документы. Данное обстоятельство при рассмотрении гражданского дела сторонами не оспаривалось.

Письмом от 11ноября 2011года за подписью военного комиссара Ивановской области ГромовуА.Е. было сообщено, что оснований для соответствующей выплаты не имеется. Основанием к отказу явилось то, что ГромовА.Е. не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальном образовании с 1января2005года и не представил справку об исключении из списка очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (л.д. 5-6).

Между тем, суд считает, что действия ответчика не соответствуют положениям действующего законодательства.

В настоящее время в силу издания приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года №1280 органом, уполномоченным осуществлять окончательное согласование списков лиц, нуждающихся в жилых помещениях, является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (п. 7 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма).

ГромовА.Е. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения, что подтверждается выпиской из Единого реестра данных по жилью для военнослужащих, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации. Согласно Единому реестру на момент рассмотрения дела судом ГромовА.Е. (личный номер «…») продолжает состоять на учете с даты принятия - 1декабря 2006года в составе семьи из «…» человек с местом предоставления жилого помещения – г. Иваново. Кроме того, в соответствии с извещением о распределении жилого помещения № 76005 от 13февраля2012года истцу на состав семьи в количестве «…» человек распределено жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры общей площадью «…» кв.м. на «…» этаже по адресу: г. Иваново, «…», д. «…» кв. «…». На момент рассмотрения дела с учета ГромовА.Е. не снят.

Из послужного списка ГромоваА.Е. усматривается, что он с 1августа1998года по 20июня2003года являлся курсантом «…». В период пребывания в «…» находился на казарменном положении и при убытии из училища за ним никакой жилплощади не сохранилось (л.д. 45).

После окончания университета с 20июня2003года по 1сентября2008года являлся «…» (л.д. 67).

Согласно копий паспортов, ГромовА.Е. и члены его семьи – супруга Г., сын Д. «…»года рождения, сын С. «…»года рождения, зарегистрированы по адресу – в/ч «…» (л.д. 55-60).

В период военной службы в в/ч «…» ГромовуА.Е. производилась выплата денежной компенсации за поднаем жилья (л.д. 47). Выплата денежной компенсации прекращена с 31мая2011года (л.д.51).

В период военной службы жилым помещением ГромовА.Е. не обеспечивался, что следует из Приказа Командующего ВДВ от 3мая2011года № 039. Данное обстоятельство сторонами при рассмотрении дела не оспаривалось.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ГромовА.Е. имеет право на выплату денежной компенсации за поднаем жилого помещения.

Довод ответчика о том, что для приобретения права на соответствующую выплату необходима перемена военнослужащим места жительства, суд находит неубедительным и противоречит вышеуказанным Постановлениям Конституционного Суда РФ.

Суд находит несостоятельным утверждение ответчика о том, что обязательным условием для предоставления денежной компенсации является предоставление выписки из списка очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, формируемого в соответствии с требованиями пункта 12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6сентября1998года № 1054 (форма № 3 к Перечню единых форм документов). При обращении ГромоваА.Е. в военный комиссариат Ивановской области, им была предоставлена выписка из Единого реестра данных по жилью для военнослужащих. При сомнении в ее подлинности ответчик вправе был проверить данную информацию, находящуюся в открытом доступе на сайте Министерства обороны РФ. То обстоятельство, что истец в своем заявлении в военный комиссариат Ивановской области от 1ноября2011года указал, что не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку судом установлен тот факт, что он состоит на учете в списках на получение жилого помещения. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий ГромовА.Е. не состоит, поскольку жилое помещение в период его службы предоставлено не было.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем 3600руб. Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 % при условии совместного проживания с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, 3 и более членов семьи.

Принимая во внимание, что ГромовА.Е. за время прохождения военной службы жилым помещением по установленным нормам не обеспечен, с 1 декабря 2006 года состоит на учете как нуждающийся в получении жилой площади, то в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», он имеет право на разовое обеспечением его благоустроенным жилым помещением в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а до обеспечения его жилой площадью – на денежную компенсацию за наем жилого помещения.

Как ранее указано в решении семья ГромоваА.Е. состоит из «…» человек, которые проживают по адресу: г. Иваново, ул. «…», д. «…» кв. «…» совместно с истцом. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Таким образом, денежная компенсация, подлежащая выплате истцу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 в месяц составляет «…» руб.

Факт пользования истцом и членами его семьи с 1января2011года по настоящее время на условиях найма жилым помещением – квартирой № «…» дома «…» по ул. «…» г.Иваново, принадлежащей на праве собственности И., подтверждается договором найма жилого помещения, заключенным между истцом с одной стороны и И. с другой стороны 1января2011 года на срок по 31декабря2012 года (л.д. 48).

Требование ответчика о предоставлении документов, подтверждающих факт передачи ГромовымА.Е. денежных средств во исполнение договора найма жилого помещения, суд считает необоснованным, поскольку Приказ Министра обороны РФ № 235, а также Постановление Правительства РФ № 909, перечисляя список документов, на основании которых выплачивается ежемесячная денежная компенсация, таких требований не содержат.

Решение о выплате денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, принимается военными комиссарами субъектов Российской Федерации по месту их воинского учета. Выплата денежной компенсации осуществляется ежемесячно со дня обращения гражданина, уволенного с военной службы, и за прошедшее время, но не ранее 1 января 2005 года (пункт 4 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ Постановления Правительства от 31декабря2004года).

Принимая во внимание, что истец обладал правом на получение данного вида компенсации с 1 июня2011года, а Военный комиссариат Ивановской области с момента его обращения и до настоящего времени не произвел ГромовуА.Е. соответствующие выплаты, суд считает возможным удовлетворить требование истца о возложении на ответчика обязанности по выплате задолженности по компенсации за наем жилого помещения, образовавшейся за период с 1июня2011года по 31марта2012года в сумме «…» руб.

Согласно п. 7 вышеуказанной Инструкции выплата денежной компенсации прекращается со дня, следующего за днем утраты права на нее, в том числе со дня, следующего за днем фактического предоставления субсидии по государственному жилищному сертификату, т.е. до дня фактического предоставления жилого помещения.

Поскольку на день вынесения решения апрель 2012 года не истек, а вышеуказанной инструкцией сроки выплаты денежной компенсации для граждан, уволенных с военной службы, не установлены, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика денежной компенсации за апрель 2012года. Вместе с тем, поскольку решением суда за истцом признано право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения, ответчик не лишен возможности добровольно исполнить свою обязанность по выплате денежной компенсации истцу за наем жилого помещения за апрель 2012 года, если истец не утратит право на соответствующую денежную компенсацию в связи с фактическим предоставлением жилого помещения.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку при обращении в суд ГромовА.Е. уплатил государственную пошлину в размере 200руб. суд, при удовлетворении его требований, взыскивает указанные судебные расходы с ответчика. При этом суд считает несостоятельным утверждение представителя военного комиссариата Ивановской области о том, что Военный комиссариат Ивановской области освобожден от уплаты государственной пошлины. В соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями. Между тем, указанная норма не освобождает органы государственной власти от возмещения сторонам судебных расходов, понесенных ими в связи с обращением в суд.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Громова А. Е. к Военному комиссариату Ивановской области о выплате денежной компенсации удовлетворить частично.

Обязать Военный комиссариат Ивановской области выплатить Громову А. Е. денежную компенсацию за наем жилья за период с 1июня2011года по 31марта2012года в сумме «…» руб.

Взыскать с Военного комиссариата Ивановской области в пользу Громова А. Е. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Советский районный суд г.Иваново в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Согласовано для размещения на сайт. Судья: подпись

2-338/2012 ~ М-307/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Громов Алексей Евгеньевич
Ответчики
ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ивановской области
Военный комиссар Ивановской области
Единый расчетный центр Министерства обороны РФ
Суд
Советский районный суд г. Иваново
Судья
Артёменко Екатерина Андреевна
Дело на странице суда
sovetsky--iwn.sudrf.ru
21.03.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2012Передача материалов судье
23.03.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.04.2012Предварительное судебное заседание
19.04.2012Судебное заседание
25.04.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2012Дело оформлено
26.11.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее