№ ***
№ ***
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июля 2022 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Уваровой Л.Г.,
при секретаре Козыревой Л.В.,
с участием помощника Сызранского транспортного прокурора ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № *** по административному иску Сызранского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области о признании запрещенной распространяемой в сети «Интернет» информации,
УСТАНОВИЛ:
Сызранский транспортный прокурор Самарской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, в котором просит признать запрещенной на всей территории Российской Федерации информацию, размещенную в свободном доступе в сети «Интернет» на интернет-страницах:
- <адрес>
<адрес>
Возложить обязанность на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - оператора «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести в указанный реестр сведения об интернет-страницах, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Сославшись на то, что находясь в кабинете № *** Сызранской транспортной прокуратуры по адресу: <адрес> пользуясь компьютером, подключенным к информационно телекоммуникационной сети интернет, проведена проверка и поиск ресурсов, допускающих размещение материалов, запрещенных законодательством.
В ходе мониторинга выявлены WEB-сайты, посредством которых осуществляется информирование неограниченного круга лиц, о том, как, где и по какой стоимости можно купить дипломы по специальности железнодорожных работников без прохождения обучения, что противоречит действующему федеральному законодательству. Указанная информация содержится на страницах интернет-сайтов по адресам:
- <адрес>
<адрес>
Размещенная информация о том, как, где и по какой стоимости можно купить дипломы судоводителей без прохождения обучения, оказывает негативное влияние на правосознание граждан. Несоблюдение запретов, установленных федеральным законодательством, уже само по себе представляет реальную угрозу. Указанная информация оправдывает граждан, совершающих правонарушения и воспитывает противоправное поведение.
Анализ содержания положений пункта 6 статьи 10 и пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, являются информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник Сызранского транспортного прокурора Самарской области ФИО2 требования поддержал, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив дело, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы административного дела, суд полагает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации, либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно частям 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Анализ содержания положений пункта 6 статьи 10 и пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, являются информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Ограничение доступа к информации в том и другом случае требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Частью 5 ст. 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа.
Судом установлено, что Сызранской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В ходе мониторинга выявлены WEB-сайты, на которых для неопределённого круга лиц предлагается информация о возможности приобретения за вознаграждение документов о высшем образовании в таможенной сфере без прохождения фактического обучения, что противоречит действующему федеральному законодательству.
Указанная информация содержится на странице интернет-сайтов по следующим URL-адресам (указатель размещения сайта в интернете):
- <адрес>
<адрес>
Владельцы указанных сайтов не установлены, что подтверждается сообщением Сызранского ЛО МВД России на транспорте от 16.06.2022 № ***.
Размещенная информация нарушает права граждан Российской Федерации на проведение законного таможенного контроля, на оказание качественной услуги, противоречит целям и задачам действующего законодательства, подрывает основы конституционного строя, уже само по себе представляет реальную угрозу. Указанная информация оправдывает граждан, совершающих правонарушения и воспитывает противоправное поведение. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации, нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что наличие в свободном доступе в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на интернет-страницах:
- <адрес>
<адрес>
данной информации нарушает права неопределенного круга лиц - потребителей информационных услуг.
На основании изложенного, суд считает необходимым признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на вышеуказанных интернет-страницах, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 265.3 КАС, при подготовке административного дела к судебному разбирательству судья определяет круг лиц, участвующих в деле, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение. В случае выявления таких лиц суд привлекает их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания. В случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, суд привлекает его к участию в деле в качестве административного ответчика.
К участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
В силу ч.3 ст. 265.5 КАС РФ копии решения суда направляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, общественных объединений и религиозных организаций, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, иным лицам, участвующим в деле, в порядке, установленном ст. 182 настоящего Кодекса.
В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Вместе с тем суд полагает, что оснований для возложения обязанности на Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», сведения о вышеуказанных интернет-страницах не имеется, поскольку Управление не является ответчиком по данному административному иску.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-188, 265.5 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Сызранского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, - удовлетворить.
Признать запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации информацию, размещенную в свободном доступе в сети «Интернет» на интернет-страницах:
- <адрес>
<адрес>
Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения об интернет-страницах, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»:
- <адрес>
<адрес>
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Уварова Л.Г.
Мотивированное решение изготовлено 28 июля 2022 года.
Судья: Уварова Л.Г.
: