РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2019 г. г. Минусинск
Дело № 2-1262\2019 24RS0035-01-2019-001083-69
Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Музалевской Н.В., при секретаре Королевой Е.А., с участием процессуального истца прокурора Гайфулиной А.Е., представителя административного ответчика Ольховской Г.В., председателя межведомственной комиссии - Зыкова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации г. Минусинск, Межведомственной комиссии для оценки технического состояния жилых помещений муниципального жилого фонда г. Минусинска о признании незаконным бездействия и возложении обязанности провести обследование многоквартирного жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к администрации <адрес>, Межведомственной комиссии для оценки технического состояния жилых помещений муниципального жилого фонда <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении обследования многоквартирного <адрес> в <адрес>, и возложении обязанности провести обследование многоквартирного жилого дома. Требования мотивированы тем, что в рамках проверки исполнения требований законодательства при осуществлении деятельности межведомственной комиссии для оценки технического состояния жилых помещений муниципального жилого фонда и принятых ею решений, установлено, что жилищная инспекция в ходе обследования многоквартирного <адрес> в <адрес> 19.05.2017 выявила факты, свидетельствующие о неудовлетворительном состоянии несущих и ограждающих конструкций. По результатам обследования инспекция составила заключение от 25.05.2017 №ЗЮ, которое направила для рассмотрения межведомственной комиссией и принятии соответствующего решения. Ответчиком предложено собственникам многоквартирного жилого дома представить пакет документов, предусмотренных п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Однако, вопрос о признании спорного многоквартирного дома, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по существу не разрешен. Истец полагает, что фактически межведомственная комиссия уклонилась от рассмотрения заключения надзорного органа и направила формальный ответ об истребовании документов. В рамках проверки по обращению ФИО5 от 12.03.2019 установлено, что обследование дома межведомственной комиссией до настоящего времени не проводилось. Неисполнение администрацией г.Минусинска требований действующего законодательства, ведет к ухудшению условий проживания граждан и может представлять непосредственную угрозу их жизни, здоровью и имуществу.
В судебном заседании прокурор Гайфулина А.Е. поддержала исковые требования в полном объёме.
Представитель административного ответчика администрации г.Минусинска Ольховская Г.В., действующая на основании доверенности от 09.01.2019, исковые требования не признала, пояснив, что фактически было принято решение об обследовании, собственнику предложено предоставить заключение, оно является необходимым.
Представитель административного ответчика Межведомственной комиссии для оценки технического состояния жилых помещений муниципального жилого фонда г. Минусинска - Зыков Е.В. возражал против удовлетворения иска, пояснил, что Межведомственная комиссия не уклоняется от выполнения своих функций, приняли решение о дополнительном обследовании дома и желают, чтобы собственник представил заключение специализированной организации, администрация за свой счет не должна осуществлять обследование.
Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По настоящему делу административное исковое заявление подано прокурором в защиту нарушенных прав и законных интересов граждан, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, и в силу ч. 2 ст. 1 КАС РФ подлежит рассмотрению по правилам административного судопроизводства в порядке, установленном КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно п.42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. п. 7, 44 Положения межведомственной комиссии предоставлено право привлекать к работе комиссии квалифицированных экспертов проектноизыскательных организаций с правом решающего голоса или истребовать заключение проектно-изыскательных организаций с правом решающего голоса или истребовать заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома. Пункт 46 Положения предусматривает право межведомственной комиссии принимать решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В соответствии с п.44 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Минусинска от 05.04.2017 создана межведомственная комиссия по вопросам признания помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждено Положение о межведомственной комиссии.
В соответствии с п.3 Положения о межведомственной комиссии, утвержденного Постановлением администрации г. Минусинска № АГ-510-п от 05.04.2017 года, комиссия проводит оценку соответствия помещения и многоквартирного дома требованиям, установленным Постановлением №47 и принимает решения.
В п.4 Положения о межведомственной комиссии предусмотрено право запрашивать у соответствующих органов государственного надзора (контроля), проектных организаций дополнительные документы, необходимые для принятия решения.
В п.11 Положения прямо указано на то, что комиссия получает, в т.ч. заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 4 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Постановлении № 47 требованиям.
В абз.2 п.14 Положения о межведомственной комиссии предусмотрено, что в ходе работы Комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение Комиссии.
Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края составила заключение о проведении оценки соответствия многоквартирного жилого дома требованиям, которым должно отвечать жилое помещение и о возможности отнесения многоквартирного жилого дома к аварийному жилищному фонду, предложила Межведомственной комиссии рассмотреть многоквартирный дом по адресу <адрес> на предмет его соответствия требованиям, установленным в Положении «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (л.д. 5).
В межведомственную комиссию обратился житель многоквартирного дома находящегося по адресу: <адрес> заявлением о проведении обследования указанного многоквартирного дома и признании его аварийным, в ответе 23.06.2017 администрацией г. Минусинска указано, что собственникам необходимо представить соответствующий пакет документов. Кроме того в адрес межведомственной комиссии обращалась Служба строительного надзора и жилищного контроля <адрес> с заключением с предложением рассмотреть на Межведомственной комиссии многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес> на предмет соответствия требованиям, установленным в Положении «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», 23.06.2017 администрация г. Минусинска также дала ответ о том, что собственникам помещений многоквартирного дома предложено представить пакет документов.
Таким образом, на протяжении практически двух лет ответчики бездействуют, требуя от собственников помещений представить заключение, тогда как в пределах своей компетенции вправе были получить данное заключение.
03.05.2018 администрация г. Минусинска в ответ на представление Минусинского межрайонного прокурора сообщила, что Межведомственной комиссии дано указание рассмотреть вопрос о признании аварийным спорного многоквартирного дома (л.д. 9).
Минусинским межрайонным прокурором в адрес комиссии было направлено представление от 12.03.2018 № 1069ж-2017 «Об устранении нарушений жилищного законодательства» по результатам рассмотрения представления администрацией города Минусинска в адрес председателя межведомственной комиссии сделано устное замечание, обследование дома не проведено, при этом указано, что обследование будет произведено в срок до 29.03.2019 (л.д. 6-8). Однако на дату рассмотрения дела это не сделано.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что межведомственной комиссией администрации г. Минусинска допущено бездействие, выразившееся в непринятии решения, предусмотренного п. п. 46, 47. 49 Положения, не принятии на протяжении длительного времени мер по получению пакета документов необходимого для рассмотрения многоквартирного дома на комиссии, технического заключения специализированной организации, проводящей обследование жилых домов, о техническом состоянии конструкций многоквартирного жилого дома, указанное бездействие может повлечь наступление неблагоприятных последствий не только для собственников жилых помещений, но и для неопределенного круга лиц, которые по стечению обстоятельств могут находиться внутри дома или около него, в связи с чем иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
С момента составления в 2017 году заключения Службой строительного надзора, обращения граждан и вынесения представления Минусинским межрайонным прокурором, действий со стороны межведомственной комиссии администрации г. Минусинска, направленных на их реализацию и фактическое проведение обследования, по результатам которого возможно принятие решения в соответствии с п. 47 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47, не принималось.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г.Минусинска и межведомственной комиссии для оценки технического состояния жилых помещений, выразившееся в непроведении обследования многоквартирного <адрес> в <адрес>.
Обязать межведомственную комиссию для оценки технического состояния жилых помещений муниципального жилого фонда в г.Минусинске провести обследование многоквартирного <адрес> в <адрес> на предмет его соответствия требованиям, установленным в Положении «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст изготовлен и подписан 27.04.2019.
Председательствующий Н.В.Музалевская