Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1603/2017 ~ М-1190/2017 от 07.03.2017

    Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17.05.2017г.                                                                                                   г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Дурновой Н.Г.,

при секретаре Шамбер Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабушкина А. С. к Администрации г.о. Самара о восстановлении срока для принятия на учет, включении в список,

У С Т А Н О В И Л:

Бабушкин А.С. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Самара о восстановлении срока для принятия на учет, включении в список, указав, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На протяжении 26 лет он воспитывался с опекуном Чиркиной С. Г., которая назначена ему опекуном постановлением администрации Советского района г. Самары. Чиркина С.Г. в 1999 году обратилась с заявлением в администрацию Советского района г. Самары с просьбой о назначении ее опекуном над истцом, поскольку его мать Чиркина Т.В. <данные изъяты>., его отец Бабушкин С.А. на тот момент нигде не работал и материально ему не помогал. Бабушкин С.А. умер ДД.ММ.ГГГГ Администрация Советского района г. Самары постановила назначить опекуном Чиркину С.Г. над истцом Бабушкиным А.С., 11.12.1989 г.р. В настоящее время истец прописан в неприватизированной квартире с опекуном по адресу: <адрес>. Жилое помещение по указанному адресу истцу не принадлежит на праве собственности, собственного жилья он не имеет.

В 2012 году истец обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о включении его в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако получил отказ от ДД.ММ.ГГГГ. . Однако истец считает, что факт достижения 23 летнего возраста не может быть основанием лишения права, гарантированного истцу Конституцией РФ. То обстоятельство, что органы местного самоуправления не исполнили свою обязанность по защите прав ребенка-сироты, не влечет прекращение его права после достижения 23-летнего возраста, и он не несет ответственность за бездействие органов местного самоуправления. Жилищное законодательство РФ в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством РФ оснований для признания гражданина, нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без изучения конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в его жилищном обеспечении.

Одной из уважительных причин несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, и, как следствие, служащими основанием для защиты права на внеочередное обеспечение жильем, является установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Истец неоднократно на протяжении длительного периода времени, в том числе в период, установленный законом, обращался в различные органы местного самоуправления с заявлениями о постановке его на учет, однако данные заявления не принимались, ссылаясь на отсутствие права, поскольку за истцом имеется закрепленное жилое помещение. Вместе с тем, данное помещение находится в собственности иного лица. Поскольку в установленный законом срок истец не имел возможности быть поставленным на учет по независящим от него обстоятельствам, он считает, что обладает правом встать на спорный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ссылаясь на то, что причина пропуска срока является уважительной, истец просил суд восстановить ему Бабушкину А.С., 1989 г.р. срок для принятия на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, включить его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, обязать администрацию г.о. Самара включить его в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений по г.о. Самара.

Определением Ленинского районного суда г. Самары от 09.03.2017г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент управления имуществом г.о. Самара.

Определением Ленинского районного суда г. Самары от 07.04.2017г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области и Департамент семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Самара.

В судебном заседании истец Бабушкин А.С. поддержал требования по основаниям, изложенным в иске. Как видно из пояснений Бабушкина А.С. своевременно не обратился в заявлением о принятии в список детей сирот и предоставлении жилья, поскольку это ему не разъяснили в отделе опеки. До 18 летнего возраста он проживал с опекуном, его бабушкой Чиркиной С.Г., учился в школе, затем с 2005 по 2007г. в 11 училище, с 18 лет проживал отдельно, стал снимать квартиру, работал в АО «РТК», в 2015г. женился, службу в армии не проходил. Пояснил, что неоднократно обращался в Департамент управления имуществом г.о. Самары в 2012-2013г., но у него не брали документы для принятия на учет для включения в список сирот, нуждающихся в предоставлении жилья. Подтверждения обращений в указанный период у него нет. В 2015г. он собрал все справки но ему было отказано в связи с пропуском срока.

Представители Администрации городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самары, Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, Департамент семьи, опеки и попечительства администрации городского округа Самара, Администрация Советского района г. Самары в судебное заседание не явились, были уведомлены.

Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истец родился ДД.ММ.ГГГГ в г. Куйбышеве. Мать истца – Чиркина Т. В. умерла ДД.ММ.ГГГГ., отец – Бабушкин С. А. умер ДД.ММ.ГГГГ. Истец является сиротой, так как родители умерли до 18 лет.

Опекуном Бабушкина А.С. после смерти матери была назначена его бабушка Чиркина С. Г., поскольку его отец нигде не работал, материально ребенку не помогал, что подтверждается Постановлением Администрации Советского района г. Самары № 1936 от 22.11.1999г.

Решением Красноярского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ., отец истца Бабушкин С.А. лишен родительских прав в отношении сына Бабушкина А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

С 2004г. по январь 2017г истец был зарегистрирован в неприватизированной квартире нанимателем которой была Чиркина С.Г. по адресу: <адрес> фактически там проживал вместе с ней и дядей Чиркиным А.В.

Как видно из пояснений истца он проходил обучение в школе, в училище, с 18 лет проживает самостоятельно на съемных квартирах. ДД.ММ.ГГГГ. согласно свидетельства истец вступил в брак.

В ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о включении его в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

ДД.ММ.ГГГГ. истцу было отказано во включении в список, в связи с отсутствием оснований (подача заявления после достижения предельного возраста, установленного для обращения с заявлением о включении в список, обеспеченность общей площадью жилого помещения более учетной нормы, непредставление домовой (поквартирной) книги, либо поквартирной карточки, либо их копии, либо выписки из домовой (поквартирной) книги или поквартирной карточки по всем предыдущим адресам проживания).

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Поскольку заявитель Бабушкин А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения возраста 23 лет не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в настоящее время предусмотренные законом основания для предоставления ему жилья во внеочередном порядке отсутствуют.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.

Пояснения Бабушкина А.С. о том, что в 2012-2013г. он неоднократно обращался в Департамент управления имуществом о включении на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в судебном заседании не были подтверждены. Письменных доказательств тому истец не представил и пояснил, что таких доказательств не существует, поскольку документы у него не принимались и не регистрировались.

Как видно из пояснений истца в 2012 и 2013г.. в Департамент он обращался три раза, один раз был сам лично, второй с бабушкой, третий со своей девушкой.

В судебном заседании были исследованы материалы гражданского дела 2-4575\16 по иску Бабушкина А.С. Администрации г.о. Самара о восстановлении срока для принятия на учет, включении в список, оставленного без рассмотрения.

В материалах данного дела имеется протокол допроса Чиркиной С.Г., которая поясняла, что в конце сентября 2012г. она обращалась в Администрацию Советского района и А. самостоятельно обращался. Таким образом, из данных пояснений видно, что свидетель Чиркина С.Г. не подтверждает факт обращения истца и совместного с ним обращения в Департамент управления имуществом г.о. Самара.

Также в материалах данного дела есть пояснения свидетеля Бабушкиной В.В., супруги истца о том, что в сентябре 2013г. они с А. ездили в департамент управления имуществом, где А. было устно отказано в принятии заявления, поскольку не хватало справки.

Суд полагает, что при принятии решения нельзя основываться на данных показания, учитывая их неполноту и краткость. Из показаний не усматривается в принятии какого заявления было отказано, куда именно обращались они с Бабушкиным, какие документы представляли, к какому сотруднику обращались.

О допросе свидетелей в настоящем судебном заседании Бабушкин не ходатайствовал.

Доводы истца о том, что он не обращался своевременно с заявлением по причине того, что органами опеки ему такое право не было разъяснено суд оценивает критически. Как видно из материалов дела истцу был назначен опеку, у которого он проживал, до 18 лет. С 18 лет истец начал самостоятельную жизнь, проживал отдельно, поступил на работу, соответственно у органов опеки отсутствовала обязанность в даче подобных разъяснений и контроле постановки на учет истца, поскольку истец не проживал в социальных учреждениях.

Кроме того, данные доводы противоречат пояснениям же самого истца, из которых видно, что до наступления двадцатитрехлетнего возраста он обращался, но доказательств тому у него не имеется.

В силу вытекающей из ст. ст. 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.

Не противоречат изложенному и положения ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года в редакции от 29 февраля 2012 года, поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абзац 3 части 1 статьи 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.

Однако в каждом конкретном случае при возникновении спора надлежит устанавливать причины, по которым лицо, имевшее право на обеспечение жилым помещением по соответствующему договору найма как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не было поставлено на соответствующий учет. При наличии обстоятельств, указывающих на объективные и исключительные причины, не позволившие гражданину до 23 лет обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, право такого гражданина может быть восстановлено в судебном порядке.

Из материалов дела следует, что таких объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в период его возраста с 18 до 23 лет, не имеется.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что до достижения 23 лет истец не обращался в уполномоченный орган с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не был постановлен до указанного возраста на учет нуждающихся в жилом помещении среди указанной категории лиц, и на момент обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не относился к числу лиц вышеуказанной категории в связи с достижением 27 - летнего возраста ( на момент рассмотрения дела), требования истца удовлетворению не подлежат.

Доводы истца о том, что он неоднократно на протяжении длительного периода времени, в том числе в период, установленный законом обращался в различные органы с заявлениями о постановке его на учет, однако данные заявления не принимались, суд не принимает во внимание, так как доказательствами указанные обстоятельства не подтверждены.

Таким образом, истец имел возможность обращения в уполномоченные органы с заявлением о постановке его на учет и в случае отказа, обжаловать решение органа местного самоуправления, однако не воспользовался данной возможностью.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Бабушкина А. С. о восстановлении срока для принятия на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, включении в список лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, обязании Администрации г.о. Самара включить в список граждан из числа-детей и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Срок изготовления мотивированного решения 19.05.17г.

Судья                                      подпись                                                         Н.Г. Дурнова

Копия верна

Судья

Секретарь

2-1603/2017 ~ М-1190/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бабушкиным А.С.
Бабушкин А.С.
Бабушкин А.С.
Ответчики
Администрация г.о.Самара
Другие
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Администрация Совесткого района г.о.Самара
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Департамент семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Дурнова Н. Г.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
07.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.03.2017Передача материалов судье
09.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.03.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.03.2017Предварительное судебное заседание
07.04.2017Судебное заседание
19.04.2017Судебное заседание
03.05.2017Судебное заседание
17.05.2017Судебное заседание
19.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее