Дело № 2-618/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2015 года город Сосногорск Республика Коми
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Дудиной О.С., при секретаре Бохоновой Н.А, с участием прокурора Матвеевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Сосногорска в интересах несовершеннолетней В к государственному учреждению Республики Коми «Детский дом №8 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пгт.Нижний Одес о возложении обязанности предоставить отчет опекуна в отношении несовершеннолетнего учащегося учреждения,
установил :
Прокурор г. Сосногорска (далее по тексту истец) обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми с исковым заявлением в интересах несовершеннолетней В к ГУ РК «Детский дом №8 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пгт.Нижний Одес, просил обязать ответчика предоставить в сектор опеки и попечительства Министерства труда и социальной защиты Республики Коми по г.Сосногорск отчет опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом за 2014 год по форме, установленной постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» в отношении В, <дата обезличена> г.р., в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства об опеке и попечительстве, защите имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственным учреждением Республики К. «Детский дом №8 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пгт.Нижний Одес.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований статьи 25 Федерального закона №48-ФЗ от 24.04.2008, ГУ РК «Детский дом №8 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пгт.Нижний Одес не предоставило в сектор опеки и попечительства Министерства труда и социальной защиты Республики Коми по г.Сосногорск отчет опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом за 2014 год по форме, установленной постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» в отношении В, <дата обезличена> г.р.
В силу положений части 5 статьи 11 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», опекуны или попечители не назначаются для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.
В соответствии с частью 1 статьи 6 указанного Закона, органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Закона, основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:
- защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
- контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 24 Закона, надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных.
В соответствии со статьей 25 Закона, опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного.
Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.
Отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства.
По утверждении отчета опекуна или попечителя орган опеки и попечительства исключает из описи имущества подопечного пришедшие в негодность вещи и вносит соответствующие изменения в опись имущества подопечного. Отчет опекуна или попечителя хранится в личном деле подопечного. Правила ведения личных дел подопечных, форма отчета опекуна или попечителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с уставом ГУ РК «Детский дом №8 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пгт.Нижний Одес, утвержденного Министром образования Республики Коми, ГУ РК «Детский дом №8» пгт.Нижний Одес является организацией, осуществляющей обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с чем, на ответчика возложено исполнение обязанностей опекуна в отношении несовершеннолетних воспитанников образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выявленные нарушения не позволяют органам опеки и попечительства осуществлять надлежащий контроль за деятельностью опекуна, связанный с обеспечением соблюдения прав и законных интересов подопечного, в том числе имущественных прав и законных интересов несовершеннолетней В, <дата обезличена> г.р.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Согласно статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор в суде на исковых требованиях настаивал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ РК «Детский дом №8 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пгт.Нижний Одес Криворучко Г.В., действующая по доверенности, в суде с требованиями прокурора согласилась, иск признала.
Заслушав прокурора г.Сосногорска, представителя ответчика, исследовав материалы дела, а также заслушав представителя органа опеки и попечительства, полагавшего возможным иск удовлетворить, принимая во внимание, что представитель ответчика иск признал, учитывая, что доводы истца подтверждаются материалами дела, учитывая вышеуказанные требования закона о необходимости предоставлять в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного по форме, установленной постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», что ответчиком не исполнено, и не позволяет органам опеки и попечительства осуществлять надлежащий контроль за деятельностью опекуна, связанный с обеспечением соблюдения прав и законных интересов подпочечного, в том числе имущественных прав и законных интересов несовершеннолетней В, <дата обезличена> г.р., суд считает, что имеются основания для удовлетворения иска, признание ответчиком иска следует принять.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 173, 194-198 ГПК РФ,
решил :
Исковые требования прокурора города Сосногорска в интересах несовершеннолетней В к государственному учреждению Республики Коми «Детский дом №8 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пгт.Нижний Одес о возложении обязанности предоставить отчет опекуна в отношении несовершеннолетнего учащегося учреждения– удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Республики Коми «Детский дом №8 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пгт.Нижний Одес предоставить в сектор опеки и попечительства Министерства труда и социальной защиты Республики Коми по г.Сосногорск отчет опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом за 2014 год по форме, установленной постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» в отношении В, <дата обезличена> г.р., в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения через Сосногорский городской суд Республики Коми.
Председательствующий Дудина О.С.