УИД 66RS0051-01-2020-002432-57
Дело № 2-1181/2020
Мотивированное решение изготовлено 11.01.2021
Решение
Именем Российской Федерации
г.Серов Свердловской области 29 декабря 2020 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего Талашмановой И.С.,
при секретаре судебного заседания Глушковой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пестерева Михаила Сергеевича к администрации Серовского городского округа о понуждении действиям,
при участии представителя ответчика Дектяниковой Е.П.,
установил:
Пестерев М.С. обратился в Серовский районный суд Свердловской области с исковым заявлением к администрации Серовского городского округа о понуждении к действиям.
В обоснование требований указал, что является ветераном боевых действий с 2006 года. Проживал и был зарегистрирован в жилом помещении своей матери ФИО3 по адресу: <адрес>. Кроме истца в данном жилом доме зарегистрированы и проживают еще 4 человека. <адрес> дома составляет 36,4 кв.м. Просил возложить обязанность на ответчика администрацию Серовского городского округа поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предоставить временное жилое помещение специализированного жилищного фонда как ветерану боевых действий.
Истец Пестерев М.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, отбывает наказание в местах лишения свободы, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик администрация Серовского городского округа направила в суд отзыв на исковое заявление, где исковые требования не признала, в обоснование возражений указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением «о предоставлении жилого помещения маневренного фонда или постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях». В предоставлении жилого помещения истцу было отказано, о чем был дан письменный ответ. Основанием для отказа послужил факт того, что по личному заявлению с ДД.ММ.ГГГГ истец был снят с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес> на момент обращения по вопросу содействия в предоставлении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, на территории Серовского городского округа регистрации по месту жительства (пребывания) не имел. Отказ в установленном порядке истцом не обжалован. В ответ на неоднократные обращения истцу разъяснен порядок предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору найма в специализированном жилищном фонде, в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, в частности о том, что жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, в том числе состоящим на учете в качестве нуждающихся. Однако документы, которые бы подтверждали право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, истцом не представлены. Факт наличия у истца удостоверения ветерана боевых действий сам по себе не является основанием для предоставления ему муниципальных услуг по предоставлению жилого помещения специализированного фонда и постановки на учет в качестве нуждающегося. На основании изложенного, полагал требования истца о понуждении к действиям в виде постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении несостоятельными и оснований для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору найма в специализированном жилищном фонде Серовского городского округа не имеется.
Представитель ответчика Дектяникова Е.П. в судебном заседании требования не признала, просила в иске отказать, повторила доводы изложенные в отзыве на исковое заявление.
Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 23.2 Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 №236-О разъяснено, что передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, нарушением конституционных прав таких граждан не является. Граждане из числа лиц, перечисленных в п.п. 1 – 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах», которые по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Истец ранее на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений как ветеран боевых действий не принимался, удостоверение получено им ДД.ММ.ГГГГ.
По смыслу ст.ст. 49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
Частью 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В частности, гражданин обязан представить документы, из которых возможно сделать вывод о том, что он является малоимущим (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Также необходимо представить документы, которые подтверждают, что уровень обеспеченности жилым помещением гражданина менее учетной нормы, то есть минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок признания органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, в том числе порядок определения размера дохода одиноко проживающего гражданина или размера дохода, приходящегося на каждого из совместно проживающих членов семьи (супругов, детей и родителей, других родственников и иных лиц, признаваемых в случаях, предусмотренных федеральными законами, членами семьи), и порядок определения стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина либо в собственности членов семьи установлен Законом Свердловской области от 22.07.2005 № 96-ОЗ «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области», которым также предусмотрен перечень необходимых для предоставления документов.
Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору найма в специализированном жилищном фонде», утвержденным постановлением администрации Серовского городского округа от 14.12.2018 № 2065, также предусмотрен перечень необходимых для предоставления муниципальной услуги документов, подлежащих представлению заявителем или уполномоченным лицом.
В частности, к перечню документов, подлежащих представлению заявителем или уполномоченным лицом, относятся:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность Заявителя и членов его семьи;
2) документы, подтверждающие родственные отношения Заявителя и лиц, указанных в качестве членов его семьи;
4) согласие Заявителя и членов его семьи на обработку персональных данных;
5) для предоставления служебного жилого помещения:
а) письменное ходатайство руководителя на имя главы Серовского городского округа о предоставлении работнику служебного жилого помещения;
б) заверенная руководителем копия приказа (распоряжения) о приеме на работу (назначении на должность);
6) для предоставления жилого помещения маневренного фонда:
а) копию решения суда (в случае утраты жилых помещений в результате обращения взыскания на них);
б) заключение учреждений социальной защиты о необходимости предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда (в случае, если Заявитель является лицом, находящимся в трудной жизненной ситуации);
в) медицинская справка об отсутствии (наличии) тяжелых форм хронических заболеваний (для Заявителя и каждого совершеннолетнего члена его семьи), при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, согласно перечню заболеваний, установленному действующим законодательством Российской Федерации;
г) документ, подтверждающий проживание на территории Серовского городского округа (в том числе: договор поднайма жилого помещения, трудовой договор (контракт) и др.) за последние 5 лет до дня подачи заявления и документов (в случае, если Заявитель не имеет регистрацию, но проживает на территории Серовского городского округа);
7) для предоставления жилого помещения в общежитии:
а) справка с места работы, службы, учебы;
в) ходатайство руководителя муниципального учреждения, организации, предприятия, муниципального унитарного предприятия о предоставлении жилого помещения в общежитии;
г) медицинская справка, об отсутствии (наличии) тяжелых форм хронических заболеваний (для Заявителя и каждого совершеннолетнего члена его семьи), при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, согласно перечню заболеваний, установленному действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 19 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
1) не представление или представление неполного пакета документов, указанных в п. 12 настоящего Регламента;
2) представление документов, содержащих недостоверные сведения;
3) вследствие намеренного ухудшения Заявителем своих жилищных условий за предшествующие пять лет со дня подачи заявления о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда;
4) несоответствие Заявителя требованиям, перечисленным в п. 3 настоящего Административного регламента;
5) наличие задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, за предоставленное жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору найма в специализированном жилищном фонде (при отсутствии заключенного соглашения о реструктуризации имеющейся задолженности по коммунальным платежам);
6) не имеется юридических оснований, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, для включения гражданина в состав семьи Заявителя или исключения гражданина из состава семьи Заявителя;
7) непригодность жилого помещения специализированного жилищного фонда для проживания граждан.
В силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; не истек срок, предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса (последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий).
Судом установлено, что истец Пестерев М.С. имеет удостоверение ветерана боевых действий РМ №, выданное ГУВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Состоит на учете как ветеран боевых действий.
По данным МКУ «Центр учета жилья и расчета социальных выплат» Пестерев М.С. ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, снят с учета ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям Управления Росреестра по <адрес> Пестерев М.С. объектов недвижимости на территории <адрес> с собственности не имеет.
Из материалов дела следует, что истец в период с 2018 по 2019 год неоднократно обращался в администрацию Серовского городского округа с заявлениями о предоставлении жилого помещения из маневренного или специализированного жилищного фонда, и постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях, в чем ему было отказано. Истцу разъяснялся порядок подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещений, и перечень необходимых документов, которые должны быть приложены к данному заявлению.
Как следует из объяснений ответчика, истец в установленном порядке малоимущим признан не был, документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации не представлял.
Суд считает необходимым отметить, что вопросы признания граждан малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях, постановки их на соответствующий учет относятся к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что истцом не были представлены сведения о регистрации по месту жительства, а также не был представлен полный пакет документов, необходимых для получения муниципальной услуги, связи с этим администрации Серовского городского округа невозможно было сделать вывод об отсутствии в собственности истца объектов недвижимого имущества, а также произвести расчет его нуждаемости и малоимущности в целях постановки на учет для предоставления жилья.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Судом также отмечается, что истец не лишен права повторного обращения с заявлением о постановке на учет с предоставлением полного пакета документов, необходимых для получения данной услуги.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░