Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Оса 21 ноября 2012 года
Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Дьячковой Т.Е.,
с участием прокурора Богачевой Н.Ю.,
истца Ш.
представителя ответчика - главного специалиста отдела правового обеспечения аппарата администрации Осинского муниципального района Л., действующего по доверенности от 24 тюля 2012 года,
при секретаре Кустовой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Оса гражданское дело по иску прокурора Осинского района в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Ш. к Администрации МО «Осинский муниципальный район» и Администрации МО «Осинское городское поселение» о предоставлении жилья,
установил:
Прокурор Осинского района Пермского края обратился в суд с иском в интересах Ш. к Администрации Осинского муниципального района и к администрации Осинского городского поселения, в котором просит:
1.Обязать администрацию муниципального образования «Осинский муниципальный район» за счет средств бюджета Пермского края приобрести благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям муниципальное образование «Осинское городское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления, предназначенное для предоставления по договору социального найма Ш. и передать его в собственность муниципального образования «Осинское городское поселение».
2.Обязать администрацию муниципального образования «Осинское городское поселение» предоставить благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям муниципального образования «Осинское городское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления на условиях договора социального найма Ш..
В обоснование своих требований прокурор указал следующее:
Ш. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать Ш.1. решением Осинского районного суда Пермской области от 22.01.1999 года лишена родительских прав. Отец Ш.2 умер ДД.ММ.ГГГГ1997 года.
Постановлением администрации Осинского района от 26.02.1999 года № Ш. была передана в приемную семью.
Ш. не имеет в собственности либо по договору социального найма жилое помещение. Жилое помещение за ней не закреплялось.
В соответствии с приказом Управления ЖКХ и С администрации Осинского района от 30.09.2002 г. № Ш. была поставлена на регистрационный учет детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. По состоянию на 01.11.2012 года Ш. состоит на данном регистрационном учете, номер по списку №.
После пребывания в приемной семье органами местного самоуправления Ш. в установленном порядке не была обеспечен жилым помещением, проживает в общежитии образовательного учреждения.
В обоснование требований прокурор ссылается на положения ст. 40 Конституции РФ, ч.3 ст.49, п.п. 2 п.2 п.3 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, ст. 4, ст. 5, ч. 2-3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.п.6 ст.14, ст.19, п.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», пункты 2, 5, 9 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-р, Полагает, что ответчики обязаны предоставить Ш. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
Бездействием ответчиков нарушено право Ш. на внеочередное предоставление жилого помещения из государственного (муниципального) жилищного фонда по договору социального найма.
Ш. обратилась в прокуратуру Осинского района с заявлением о защите её прав на жилище в судебном порядке. Прокурор, в соответствии со ст.45 ГПК РФ реализует предусмотренное законом право предъявить иск в интересах истца (л.д.11).
В судебном заседании прокурор и истец Ш. на своих требованиях наставали, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении.
Представитель администрации Осинского муниципального района Л. не возражал против удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что администрацией Осинского муниципального района после получения исковых заявлений из суда, уже сделана заявка на выделение району денежных средств для приобретения благоустроенного жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Представитель Администрации Осинского городского поселения в судебном заседании не присутствовал. От него поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Осинского городского поселения.
Согласно поступившему в суд возражению на исковое заявление о предоставлении благоустроенного жилого помещения, администрация Осинского городского поселения в удовлетворении требований прокурора просила отказать, ссылаясь на то, что на сегодняшний день администрация Осинского городского поселения не наделена государственными полномочиями по выделению денежных средств на приобретение жилых помещений для детей, оставшихся без попечения родителей, и в связи с этим не имеет законного права на выделение денежных средств из бюджета Осинского городского поселения. Бюджет Осинского городского поселения, в соответствии с действующим законодательством утверждается на один финансовый год и расходование денежных средств осуществляется в пределах целевых расходных обязательств.
Суд, заслушав мнение сторон, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить, изучив материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено:
Ш. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтверждается решением Осинского районного суда Пермского края от 22 января. 1999 года о лишении её матери Ш.1. родительских прав в отношении Ш. (л.д. 18) Отец Ш.2 умер ДД.ММ.ГГГГ.1997 года, что подтверждается светокопией Свидетельства о смерти серия №, выданного ДД.ММ.ГГГГ.1997 года Осинским рай ЗАГС Пермской области (л.д. 9).
На основании постановления администрации Осинского района Пермской области от 16.02.1999 № Ш. была передана в приемную семью И. для дальнейшего воспитания и совместного проживания ( л.д.8).
Жилое помещение за Ш., согласно решению суда и решению СНД Осинского района не закреплялось.
Согласно предоставленной информации Администрации Осинского муниципального района № от 31.10 2012 г., реестру детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа Ш. состоит на регистрационном учете детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий с 30.09.2002 г. Время наступления права на обеспечение жильем у Ш. определено - 2011 год (л.д. 14 - 15).
Ответчиками не отрицается то обстоятельство, что Ш. до настоящего времени не было представлено жилое помещение.
Согласно выписке из Единого реестра прав на недвижимое имущество, справке Осинского филиала ГУП «ЦТИ», следует, что за Ш. не зарегистрированы какие-либо права на недвижимое имущество (л.д. 13, 20).
Таким образом, из материалов дела достоверно следует, что Ш., являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, была поставлена на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий. По настоящее время ей не было предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
Оценивая доводы сторон, суд учитывает следующее:
В соответствие со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствие с установленными законом нормами.
Согласно абз.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 22.08.2004 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видом профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшей на момент постановки Ш. на жилищный учет, вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных и муниципальных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях, независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
В силу ст. 5 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» № 189-ФЗ, к жилищным отношениям длящегося характера, применяются аналогичные нормы Жилищного Кодекса РФ.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, положения ст. 57 ЖК РФ распространяются на правоотношения, связанные с обеспечением жильем Ш.
Пунктом 6 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Аналогичные полномочия поселения установлены п.5 ч.1 ст.14 ЖК РФ.
Согласно п.2 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22 июня 2000г. № - данная категория детей имеет право на внеочередное получение жилого помещения.
В соответствии с п.3 Правил - Обязательным условием предоставления жилого помещения детям - сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения.
Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, согласно п.4 Правил, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.
Постановка на учет детей, оставшихся без попечении родителей, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям - сиротам, на основании документов, указанных в п.7 настоящего Указа.
Сведения о том, что у Ш. либо у её матери, лишенной родительских прав, или у умершего отца имелось в собственности либо пользовании недвижимое имущество, у суда отсутствуют. Факт же постановки на учет Ш., как лица, нуждающегося в жилье, сторонами не оспаривается, и не являются предметом иска какой-либо из сторон.
Поэтому, поскольку Ш. в установленном законом порядке, уполномоченным органом, была признана лицом, оставшимися без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, это подразумевает под собой отсутствие у неё права собственности либо права пользования жилым помещением родителей.
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма, в том числе и детям, оставшимся без попечения родителей согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ должно осуществляться поселением. В случае рассматриваемого спора - Осинским городским поселением, на территории которого поставлена на учет истица.
Учитывая, что истец, являясь лицом, оставшимися без попечения родителей, до 18 лет встала на учет для обеспечения жильем в г.Оса, закрепленного жилья не имеет, по окончании пребывания в приемной семье не была обеспечена жильем, суд считает обоснованными исковые требования прокурора к администрации Осинского городского поселения об обязании предоставления Ш. вне очереди, по договору социального найма жилого помещения, благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям муниципального образования «Осинское городское поселение», отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, расположенного в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Согласно ст. 5 указанного ФЗ предусмотренные настоящим Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Согласно ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно ст. 6 Закона Пермской области « О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
Согласно п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот, в том числе по обеспечению жилой площадью.
Согласно п. 2 Положения « О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения.
При этом пунктом 9 указанного Порядка прямо предусмотрено, что средства субсидий, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд.
Исходя из указанных норм, обязанность по приобретению жилья для детей сирот лежит на органах местного самоуправления - муниципальных районах и округах. Приобретенные за счет средств бюджета Пермского края жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.
Вместе с тем, в силу п.3 ч.2 ст. 50 ФЗ №131 от 16.09.2003. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться: … жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Ст.50 ФЗ №131 не предусмотрено нахождение в муниципальной собственности жилого фонда. Аналогичные положения содержатся в статье 52 Устава Осинского муниципального района, ст.4 Положения об управлении и распоряжении имуществом Осинского муниципального района (утвержденным Решением Земского собрания Осинского муниципального района №335 от 31.01.2008.), которыми также не предусмотрена муниципальная собственность Осинского муниципального района на жилые помещения.
Из указанных норм следует, что жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, в целях обеспечения исполнения установленных законом полномочий по обеспечению жильем граждан по договорам социального найма, в том числе и для предоставления детям-сиротам могут принадлежать лишь муниципальным поселениям. Наличие жилого фонда в собственности муниципальных районов, и в частности Осинского муниципального района действующим законодательством и собственными муниципальными актами не предусмотрено.
Из указанных положений следует, что администрация муниципального образования «Осинский муниципальный район» обязана за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных для этих целей, приобрести жилое помещение и передать его муниципальному образованию «Осинское городское поселение» для предоставления истцу по договору социального найма.
Администрация муниципального образования «Осинское городское поселение», в свою очередь, обязана за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных для этих целей, после передачи жилых помещений, представить их истцу, вне очереди, по договору социального найма жилого помещения.
Исходя из изложенного, ссылка администрации Осинского городского поселения на то, что на сегодняшний день администрация Осинского городского поселения не наделена государственными полномочиями по выделению денежных средств на приобретение жилых помещений для детей, оставшихся без попечения родителей, и в связи с этим не имеет законного права на выделение денежных средств из бюджета Осинского городского поселения, несостоятельна, не является основанием к отказу в части иска, предъявленного к администрации Осинского городского поселения, в связи с тем, что на неё не возлагается обязанность по выделению денежных средств на приобретение жилых помещений для детей, оставшихся без попечения родителей,
При вышеизложенных обстоятельствах заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Осинского района удовлетворить.
1.Обязать администрацию муниципального образования «Осинский муниципальный район» за счет средств бюджета Пермского края приобрести благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям муниципальное образование «Осинское городское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления, предназначенное для предоставления по договору социального найма Ш. и передать его в собственность муниципального образования «Осинское городское поселение».
2.Обязать администрацию муниципального образования «Осинское городское поселение» предоставить благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям муниципального образования «Осинское городское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления на условиях договора социального найма Ш..
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение месяца.
Судья Т..Е. Дьячкова