Дело № 5- 2/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
18 января 2018 года город Ишимбай ул. Губкина д. 52 а
Судья Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан Шагизиганова Халида Нигматбаевна,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Расуловой Л.И., с участием представителей (защитников) юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, Головиной А.М., Миключевой О.Г., представителя органа, возбудившего дело об административном правонарушении, Фархиева А.Ф., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Акционерное общество «Сырьевая компания» (далее – АО «Сырьевая компания», общество), ИНН/КПП <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, юридический адрес: <адрес>
у с т а н о в и л :
В отношении АО «Сырьевая компания» начальником отдела контроля Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (далее – Управление) Лукмановым И.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В протоколе указано следующее:
В связи с поступившими обращениями ГБУ Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия РБ, отдельных и коллектива граждан о производстве поисково-оценочных работ на горе Куштау в Ишимбайском районе РБ 02.06.2017 г. на основании приказа Управления от 01.06.2017 г. № должностными лицами Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (далее по тексту – Управление) в целях проверки обращений осуществлен выезд для осмотра участка Куштауский в муниципальном районе Ишимбайский район Республики Башкортостан - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в кадастровом квартале <данные изъяты>. В ходе осмотра земельного участка, близ которого расположены объекты культурного наследия федерального значения «Селище Куш-Тау Южное», расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, Ишеевский сельсовет, на южном склоне горы (шихана) Куштау, близ д. Урняк, на правом берегу р. Белой, и «Поселение Куш-Тау западное», расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, на западном склоне горы Куштау, в 0.6-0.7 км от южной подошвы горы, на высоком террасированном юго-западном склоне горы Куштау (выс. 8 м) на левом берегу р. Белая, в 1,5 км к северо-западу от д. Урняк; в 0,4 и 0,5 км к юго-востоку соответственно от рыбачьего кордона и детского лагеря «Орленок» (134 градуса), находящихся на левом берегу р. Белая на территории Стерлитамакского района, информация о проведении поисково-оценочных работ подтвердилась.
В ходе осмотра на одном из деревьев в зоне горы Куштау был обнаружен информационный стенд с размещением документов, согласно которым заказчиком поисково-оценочных работ на горе Куштау является АО «Сырьевая компания», которому Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу выдана лицензия на пользование недрами № от ДД.ММ.ГГГГ. с целевым назначением и видами работ для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождения полезных ископаемых сроком до 20.07.2021 г.; работы проводит ООО «Башкиргеология», о котором также имеется информация на стенде. Размещены сведения о расположении участка недр (схема с обозначением угловых точек), титульный лист положительного экспертного заключения № от 15.02.2017 г. по проекту «Поиски и оценка известняков для химической промышленности на участке Куштауский в муниципальном районе Ишимбайский район Республики Башкортостан», выполненная ФБУ «Росгеологоэкспертиза» (<адрес>) и титульный лист Проекта «Поиски и оценка известняков для химической промышленности на участке Куштауский в муниципальном районе Ишимбайский район Республики Башкортостан» геологометодическая часть, Уфа-2016, утвержденного генеральным директором АО «Сырьевая компания» ФИО1 от 27.02.2017 г. Работы проводятся на центральной части горы Куштау у восточного склона. К местам производства работ по поиску и разведки известняка ведет насыпная автодорога, пригодная для проезда спецтехники. Судя по активности техники, проложенным дорогам, информационному стенду, район поиска и разведки известняка охватывает всю гору от подножия до вершины, работы сопровождаются обширными земляными работами. Удаление фиксируемых работ от памятников археологии «Селище Куш-Тау Южное» и «Поселение Куш-Тау западное» составляет 1,8 и 1 км к северу и северо-востоку соответственно.
Управлением на основании приказа от 24.07.2017 г. № 83 в отношении Акционерного общества «Сырьевая компания» была организована внеплановая документарная проверка с целью контроля за соблюдением законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее по тексту – ОКН), установления законности проведения поисково-оценочных работ на горе Куштау.
Установлено, что в нарушение взаимосвязанных положений пунктов 1,2 ст. 36, статей 28, 30, 31 п.п. 1. и 2, 32 п. 2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 73-Ф3), акт государственной историко-культурной экспертизы документации, содержащий результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие ОКН, включенных в реестр, выявленных ОКН либо объектов, обладающих признаками ОКН, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ по вышеуказанному объекту в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан не поступал, за согласованием проведения работ по геологическому изучению недр, включающему поиск и оценку месторождения полезных ископаемых на участке Куштауский, которое необходимо в соответствии с требованиями законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия, Акционерное общество «Сырьевая компания» не обращалось, Управление проведение вышеуказанных работ не согласовало.
5.05.2017 г. за исх. № Управление направило письмо АО «Сырьевая Компания» о предоставлении информации о наличии в проектной документации акта государственной историко-культурной экспертизы земельных участков, на которых ведутся работы, на что Обществом был дан ответ о том, что оснований проведения историко-культурной экспертизы земельных участков, на которых проводятся работы по геологическому изучению нет.
Параллельно от АО «Сырьевая компания» в Управление поступил запрос вх. № от 11.05.2017 г. о предоставлении Перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Республики Башкортостан, расположенных на территории муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ишимбайского района Республики Башкортостан.
25.05.2017 г за исх. № Управление направил ответ на запрос, что сведениями об отсутствии на испрашиваемом участке объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (в т.ч. археологического) Управление не располагает.
На основании изложенного должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, посчитал установленным, что АО «Сырьевая компания», располагая достоверными сведениями об отсутствии у государственного органа охраны объектов культурного наследия сведений о наличии или отсутствии на рассматриваемом земельном участке объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в нарушение положений Федерального закона № 73-ФЗ организовало проведение работ по геологическому изучению недр, включающему поиск и оценку месторождения полезных ископаемых на участке Куштауский в отсутствие решения уполномоченного органа в области государственной охраны ОКН, выразившееся в проведении земляных работ и иных работ на вышеуказанном земельном участке; действия общества квалифицированы по ст. 7.14 КоАП РФ как организация и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение необходимо.
При рассмотрении дела представитель Управления Фархиев А.Ф. просил признать общество виновным в совершении вмененного административного правонарушения, привлечь к строгой ответственности в связи с общественным резонансом. Пояснил, что вина общества полностью доказана; АО «Сырьевая компания» указывает, что они выполняли задание Правительства, что у них кончается сырье, но в данном случае имеется конкретное правонарушение, работы должны были проводиться в соответствии с законом. Сама проверка проводилась без нарушения срока, без грубых нарушений. Историко-культурная экспертиза обществом не проведена, разрешение Управления не получено. В начале они должны были получить сведения об объектах культурного наследия, они обратились не к тому органу. После получения результатов историко-культурной экспертизы и представления акта экспертизы, должны были получить разрешение. Они провели обследование земельного участка, где нет объектов культурного наследия. Представители общества пишут, что их действия охватывается ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, но если будет проведена историко-культурная экспертиза, управление может не согласиться. Речь идет земельном участке, на котором проводились работы без конкретного разрешения управления и на котором возможно находятся объекты культурного наследия, которые могли быть выявлены в ходе проведения историко-культурной экспертизы. На вопрос судьи Фархиев А.Ф. ответил, что по данному делу АО «Сырьевая компания» привлекается к ответственности по ст. 7.14 КоАП РФ за совершение тех же работ по геологическому изучению недр (поиск и оценка месторождения полезных ископаемых) на том же земельном участке без получения разрешении Управления.
Защитники АО «Сырьевая компания» Головина А.М. и Миключева О.Г. при рассмотрении дела не признали вину общества в совершении административного правонарушения, просили прекратить производство по данному делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Головина А.М. пояснила, что АО «Сырьевая компания» 1 из крупных предприятий г. Стерлитамака и обеспечивает сырьем другое крупное предприятие, в настоящее время сырье достигло критического минимума, под угрозой деятельность градообразующего предприятия. Поэтому поиск альтернативного источника сырья - задача республиканского, общероссийского значения, для решения которой распоряжением Правительства РБ создана межведомственная комиссия, на основании решения которой им было поручено провести геологоразведочные работы на горе Куштау. Они получили лицензию на геологическое изучение недр, которая не предусматривает строительство каких-либо объектов недвижимости, разработку карьера. С декабря 2016 г. по август 2017 г. на земельном участке Куштауский ими производились поисковые работы - изучение недр (небольшого диаметра трубы вбивались в недра, брался оттуда материал для анализа), эти работы были завершены в августе, сейчас материалы изучаются в лаборатории. Протокол не законный, не обоснованный, нарушает права и законные интересы общества, а само правонарушение не доказано. Управлением по поступившим жалобам был произведен выезд на место нахождения ОКН в «Селище Куштау южное», «Поселение Куштау западное», чтобы определить -существует ли им угроза проводимыми обществом работами. По факту обследования в акте было отражено, что работы проводятся на расстоянии 1800 и 1000 метров от ОКН федерального значения и угрозу их целостности и сохранности не представляют. Тем не менее, управление инициировало проверку деятельности общества, по результатам проверки был составлен 1 акт проверки и 2 протокола, - по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ - данный протокол был рассмотрен и имеется вступившее в законную силу решение суда, и по ст. 7.14 КоАП РФ, которые отличаются только в одном абзаце, касающемся ссылки на нормативную базу. Положение п. 2 статьи 36 ФЗ распространяется на работы, проводимые в границах объектах культурного наследия. Материалы административного дела не содержат документов, которые могут подтвердить и доказывают границы территории культурного наследия Куштау западное, селение Куштау южное, что границы ОКН соприкасаются с территорией геологического отвода, поэтому ссылка на применение п.2 ст. 36 ФЗ об объектах культурного наследия не состоятельна. Управление, проводя проверку, вышла за пределы своих полномочий, и за пределы установленного перечня предмета государственного надзора, установленного п. 5 ст.11 ФЗ. Своим письмом они неоднократно писали в управление, что в период проведения работ ими объектов культурного наследия не находилось; объектов, включенных в реестр либо объектов, выявленных и включенного в единый государственный реестр ОКН нет, они не зарегистрированы. В протоколе указывается о проведении работ в отсутствии решения уполномоченного органа в области государственной охраны объектов культурного наследия, что за решение не уточняется, хотя в КоАП РФ говорится не о решении, а о разрешении, которое требуется только при выполнении определенных работ (проводимых на территории ОКН или в отношении самого ОКН и могут задеть его целостность и сохранность нарушить). Что за решение они должны были получить- не понятно. Управление им инкриминирует невыполнение требования о проведении историко-культурной экспертизы, что они должны были провести историко-культурную экспертизу земельного участка, в отношении которого на сегодняшний день ни кем не проводилось археологическое исследование, если что-то выявят, они на основании этих данных будут принимать решение - либо им можно продолжать работы, либо нельзя. В этом случае необходимо учитывать ст. 4.4 КоАП РФ, т.е. за одно бездействие одно и тоже лицо 2 раза нельзя наказать.
Миключева О.Г. пояснила, что Управлением неправильно толкуются нормы федерального закона. Любое юридическое и физическое лицо может быть привлечено к ответственности за невыполнение той обязанности, о которой он явно осведомлен. В законе № 73-ФЗ ст.9 имеется конкретный перечень разрешений, которые подлежат выдаче к объектам культурного наследия, в данном случае разрешения не требуется. Управление говорит о том, что он не имеет сведений о наличии или отсутствии объектов археологического наследия на данном земельном участке и поэтому мы должны были провести историко-культурную экспертизу. Но если обратиться к ФЗ, а именно к ст.28, 31, где указаны, цели и конкретные объекты историко-культурную экспертизы. Но никакой информации о данной земле нету- в перечень ОКН, включенных в реестр, выявленных ОКН не включен этот земельный участок. В протоколе указано, что возможно на данном земельном участке имеется объект культурного наследия, либо которые будут обладать признаками объекта культурного наследия. Такое неправильное толкование ведет к нарушению прав сырьевой компании. Уполномоченным органом ведется перечень и списки объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. Они получили участок без каких-либо ограничений, управление не обладает информацией о наличии объекта культурного наследия на данной территории. Существует перечень выявленных объектов, т.е. когда обнаруживается объекты археологического, культурного наследия, они должны быть решением соответствующего органа включены в реестр с описанием, координатами. Уполномоченным органом ведется специальный перечень выявленных объектов, объектов, обладающих признаками ОКН, любыми сведениями о наличии или возможном наличии объектов культурного наследия управление должно обладать. Собственник земельного участка должен вести работы по обеспечению сохранности ОКН, если он знает, что участок обременен. Общество выполнило работы в полном соответствии с полученными документами. Информация о наличии ОКН, выявленных ОКН, объектов, обладающих признаками ОКН находятся в открытом доступе либо доводятся до сведения участников. В действиях АО отсутствует состав правонарушения.
Выслушав пояснения перечисленных лиц, исследовав материалы данного дела, материалы дела об административном правонарушении 5-306/2017 в отношении АО «Сырьевая компания» по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, судья считает, что производство по делу подлежит прекращению на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ..
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Статье 7.14 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в отношении юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей за организацию или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная историко-культурная экспертиза проводится в целях, в том числе - определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона; уточнения сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр, о выявленном объекте культурного наследия; определения границ защитной зоны объекта культурного наследия в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу положений ч. 1 ст. 30 того же закона объектами историко-культурной экспертизы являются: земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия;
В части 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ закреплено: использование лесов может быть следующих видов:
11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
Согласно ч. 3 ст. 31 Федерального закона 73-ФЗ порядок проведения историко-культурной экспертизы на земельных участках, участках лесного фонда либо водных объектах или их частях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, путем археологической разведки определяется в соответствии со статьей 45.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона 73-ФЗ проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия (часть 2).
Согласно пункту 3 вышеуказанной статьи Федерального закона № 73-ФЗ строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 Федерального закона № 73-Ф3 государственная историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов. Заказчик работ, подлежащих историко-культурной экспертизе, оплачивает ее проведение.
Пунктом 2 статьи 32 Федерального закона № 73-Ф3 установлено, что заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, из взаимосвязанных положений вышеприведенных статей Федерального закона №73-ФЗ следует, что при отсутствии сведений о наличии или отсутствии объектов археологического наследия на территории земельного участка, в котором планируется в том числе выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, заказчик организовывает проведение государственной историко-культурной экспертизы земельного участка. При обнаружении объектов археологического наследия разрабатывается раздел проекта об обеспечении сохранности объекта культурного наследия и представляется акт государственной историко-культурной экспертизы на Раздел, Управлением по государственной охране объектов культурного наследия выдается решение о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Федерального закона. При отсутствии объектов археологического наследия акт экспертизы проходит 15-дневное общественное обсуждение, после которого выдается заключение органа охраны объектов культурного наследия об отсутствии объектов археологического наследия на данном участке.
Указанный порядок АО «Сырьевая компания» не соблюден, общество организовало проведение работ по геологическому изучению недр (поиск и оценка месторождения полезных ископаемых на участке Куштауский Ишимбайского района) без проведения историко-культурной экспертизы и получения решения уполномоченного органа в области государственной охраны объектов культурного наследия о возможности проведения работ, предусмотренного в п. 1 ст. 31 названного закона, что подтверждается совокупностью доказательств:
- актом осмотра объектов культурного наследия федерального значения от 02.06.2017 г., фототаблицей к нему, из которых следует, что 02.06.2017 г. при осмотре участков по поиску и оценке известняков на горе Куштау на дереве был обнаружен информационный стенд с размещением документов о заказчике поисково-оценочных работ на горе Куштау – АО «Сырьевая компания», сведений о расположении участка недр – схемы с обозначением угловых точек и других сведений; установлено производство работ по поиску и разведки известняка по заказу АО «Сырьевая компания» от подножия до вершины горы на расстоянии 1.8. и 1 км от памятников археологии «Селище Куш-Тау Южное» и «Поселение Куш-Тау западное» с применением спецтехники и установок по поиску и оценке известняков;
Данный акт осмотра составлен в рамках проверки состояния ОКН на основании приказа Управления № от 01.06.2017 г., защитники общества на него ссылаются в том числе в качестве доводов защиты (геологоразведочные работы проводились в 1.8 и 1 км от ОКН), оснований для признания его недопустимым доказательством судья не усматривает.
- письмом Управления № от 05.05.2017 г. АО «Сырьевая компания» о предоставлении информации о наличии в проектной документации акта государственной историко-культурной экспертизы земельных участков на участке Куштауский в Ишимбайском районе, на которых ведутся изыскательские работы, о наличии или отсутствии объектов культурного наследия;
-письмом-ответом Акционерного общества «Сырьевая компания» <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Управлению об отсутствии оснований для проведения историко-культурной экспертизы земельных участков, на которых проводятся работы по геологическому изучению, со ссылкой на информацию об уничтожении селища «Куш-Тау Южное» близ д. Урняк с МКУ отдел культуры Ишимбайского района, не уполномоченного давать ответы о наличии или отсутствии ОКН на территории земельного участка, где проводились поисково-оценочные работы; запросом генерального директора АО «Сырьевая компания» № от ДД.ММ.ГГГГ. к главе администрации о предоставлении Перечня объектов культурного наследия на территории Ишимбайского района; ответом начальника МКУ отдела культуры МР Ишимбайский район от 15.05.2017 г. с приложением Перечня объектов культурного наследия;
-письмом Акционерного общества «Сырьевая компания» <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Управлению о предоставлении Перечня объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ишимбайского района;
-письмом Управления № от 25.05.2017 г. с приложением сведений об ОКН, выявленных ОКН федерального, регионального значения, в котором сообщается, что сведениями об отсутствии на испрашиваемом участке объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (в том числе археологического) Управление не располагает, в связи с чем разъяснена необходимость обеспечения заказчиком работ проведения и финансирования историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки, в порядке, предусмотренном ст. 45. 1 Федерального закона, представления документации, подготовленной на основе археологических полевых работ, содержащих результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия;
- письмом Управления № от 05.06.2017 г., в котором сообщается, что МКУ отдел культуры МР Ишимбайский район РБ не является уполномоченным органом по предоставлению сведений об ОКН, включенных в реестр, выявленных ОКН либо объектах, обладающих признаками ОКН на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов, их частей, подлежащих воздействию земляных строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, уполномоченным органом является Управление по государственной охране объектов культурного наследия РБ, образованный Указом Главы Республики Башкортостан от 14.11.2016 г.; разъяснено, что наличие сведений об отдельных памятниках на горе Куш-Тау и на горе Юрак-Тау не освобождает от необходимости проведения государственной историко-культурной экспертизы земель, т.к. целенаправленное полное обследование шихан Куш-Тау и Юрак-Тау не проводилось, наличие ОКН на рассматриваемой территории свидетельствует о ее высоком историко-культурном потенциале; ОКН федерального значения «Селище «Куш-Тау Южное» включен в реестр и не исключен из реестра, в этих целях государственно историко-культурная экспертиза не проводилась;
- письмом-пояснением генерального директора АО «Сырьевая компания» от 03.08.2017 г. № с изложением порядка получения им лицензии, проектной документации «Поиски и оценка известняков для химической промышленности на участке Куштауский в МР Ишимбайский район РБ» с положительным экспертным заключением от 15.02.2017 г. Поволжского ТО ФБУ «Росгеолэкспертиза», в котором также сообщается, что при проведении работ по геологическому изучению недр Куштауского месторождения объекты, обладающие признаками ОКН, археологического наследия заказчиком работ, лицом, проводящим указанные работы, не обнаружены, основания для проведения историко-культурной экспертизы земельного участка, на котором проводятся работы по геологическому изучению, отсутствовали;
-лицензией на пользование недрами от 22.07.2016 г. в с целевым назначением – для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, Условиями пользования недрами, схемой расположения участка недр, Сведениями об участке недр, договором № на выполнение поисков и оценки месторождений известняков для химической промышленности на участке Куштауский в Ишимбайском МР РБ от 09.12.2016 г. с приложением, Проектом на проведение по объекту: поиски и оценка известняков для химической промышленности на участке Куштауский в МР Ишимбайский район РБ; положительным экспертным заключением № от 15.02.2017 г. ;
- актом проверки № от 23.08.2017 г., в котором зафиксировано допущенное АО «Сырьевая компания» нарушение – проведение работ по геологическому изучению недр на участке Куштауский Ишимбайского района РБ без проведения государственной историко-культурной экспертизы в целях определения наличия или отсутствия ОКН, выявленных ОКН, объектов, обладающих признаками ОКН, с которым представитель юридического лица ознакомлен.
Проверка проведена на основании приказа Управления № от 24.07.2017 г., в котором срок проверки указано 20 дней. Согласно акту проверки фактически проверка произведена всего 2 дня продолжительностью 1 час и 2 часа, представитель Управления пояснил, что в приказе Управления № от 24.07.2017 г. в установлении даты начала и окончания проверки допущена техническая ошибка, поэтому нарушения порядка проверки, нарушения прав юридического лица при проверке судья не усматривает;
-протоколом об административном правонарушении, с которым защитник общества ознакомлен, выразил несогласие с ним;
-пояснениями защитников АО «Сырьевая компания», подтвердившими производство на горе Куштау Ишимбайского района в границах геологического отвода геологоразведочных работ, земляных работ по бурению;
- другими письменными доказательствами, перечисленными в протоколе об административном правонарушении.
Эти же обстоятельства были установлены постановлением судьи Ишимбайского городского суда РБ от 15.10.2017 г. по делу 5-306/2017 г.
Указанные действия и бездействие Акционерного общества «Сырьевая компания» Управление квалифицировало отдельно по ст. 7.14 КоАП РФ. Однако судьей установлено, что Акционерным обществом «Сырьевая компания» одним и тем же действием (бездействием) - проведением земляных работ близ объектов культурного наследия на горе Куштау Ишимбайского района РБ совершены 2 правонарушения, квалифицируемые по ч. 1 ст. 7.13 и по ст. 7.14 КоАП РФ, при этом санкция ч. 1 ст. 7.13. КоАП РФ предусматривает более строгое наказание.
Положениями ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.
Своевременно 2 дела об административных правонарушениях по ст. 7.14 (дело 5-307/2017) и по ч. 1 ст. 7.13 (дело 5-306/2017) КоАП РФ, поступившие в Ишимбайский городской суд РБ 14.09.2017 г., не были объединены в одно производство, переданы 2 судьям и рассмотрены каждое отдельно, однако данное обстоятельство не должно нарушать права и законные интересы юридического лица и положения ч. 2 ст. 4.4. КоАП РФ о назначении одного наказания в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.
Постановлением судьи Ишимбайского городского суда РБ от 15.10.2017 года по делу 5-306/2017 года об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ АО «Сырьевая компания» было признано виновным в совершении административного правонарушения с назначением административного штрафа в сумме 200000 руб., постановление было обжаловано, решением Верховного суда РБ от 08.11.2017 г. оставлено без изменения, т.е. вступило в законную силу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о прекращении производства по настоящему делу в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, т.к. назначенное по делу 5-306/2017 административное наказание соответствует требованиям ч. 2 ст. 4.4. КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9-29.11, 4.4Ю 25.4 ч.1 п.7 КоАП РФ, судья
П о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Сырьевая компания», ИНН/КПП <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты> юридический адрес: <адрес>, прекратить в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Ишимбайский городской суд РБ в течение 10 дней с момента получения копии постановления.
Постановление по делу об административном правонарушении объявлено 15.01.2018 г.
Мотивированное постановление будет изготовлено 18.01.2018 года.
Судья Шагизиганова Х.Н.