Именем Российской Федерации
Арбитражный суд Тульской области
(300041, г. Тула, Красноармейский проспект, д. 5)
Р Е Ш Е Н И Е
г.Тула Дело № А68-1572/11
«19» апреля 2011 г. – дата объявления резолютивной части решения
«25» апреля 2011 г. – дата изготовления полного текста решения
Арбитражный суд Тульской области в составе:
судьи Пестрецовой Н.М.,
протокол ведет секретарь судебного заседания Е.С. Ефремова
рассмотрел в судебном заседании заявление Управления государственного автодорожного надзора по Тульской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН/ОГРН 7107021888/1027100971171) о привлечении индивидуального предпринимателя Рыжкова С.Н. (ИНН/ОГРН 711611435429/ 307715328400015) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
при участии в заседании:
от заявителя – Родионов Д.В. по доверенности
ответчик – не явился, извещен
Управление государственного автодорожного надзора по Тульской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту решения – УГАН по Тульской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Рыжкова С.Н. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Заявитель не возражал против перехода из предварительного судебного заседания к судебному разбирательству.
Ответчик отзыв на заявление не представил, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен (телеграмма от 18.03.2011г.), возражений относительно рассмотрения дела в свое отсутствие не заявил.
Суд в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции. Заявление в порядке ч. 3 ст. 205 АПК РФ рассматривается в отсутствие ответчика.
Из материалов дела суд установил следующее.
В период с 15.03.2011г. по 16.03.2011г. на основании приказа Начальника Управления государственного автодорожного надзора по Тульской области от 05.03.2011г. № 158/11 должностным лицом Управления проведено внеплановое мероприятие по контролю за соблюдением индивидуальным предпринимателем Рыжковым С.Н. нормативно-правовых и нормативно-технических актов, регламентирующих деятельность на автомобильном транспорте, в ходе которого установлены следующие нарушения:
- не представлены сведения о водителях, работающих по найму,
- не представлены стажировочные листы водителей,
- не проводятся сверки с органами ГИБДД о совершенных дорожно-транспортных происшествиях и нарушениях правил дорожного движения,
- заполнение путевых листов ведется ненадлежащим образом,
- не представлены графики труда и отдыха водителей,
- не представлены действующие медицинские справки на водителей, что является нарушением Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 09.03.1995 г. № 27, Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.97г. №2, Приказа Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 г. № 152 «Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов», Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 30.03.94 № 15, Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 647 от 29.06.1995г., Положения о порядке проведения служебного расследования ДТП, утвержденное Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР № 49 от 26.04.1990г., Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей, утвержденного Приказом Министерства транспорта и связи РФ от 20.08.2004 г. № 15.
По результатам проверки составлены Акт от 16.03.2011 г. № 46/07, Протокол № 000176 от 16.03.2011 г. Выявленные нарушения, по мнению УГАН по Тульской области, содержат состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в связи с чем Управление обратилось в суд с настоящим заявлением.
Проанализировав материалы дела, суд считает, что заявление о привлечении к административной ответственности подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Согласно ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает:
1.имелось ли событие административного правонарушения;
2.имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
3.имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении;
4.полномочия административного органа, составившего протокол;
5.предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения;
6.имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол;
7.определяет меры административной ответственности.
В соответствии с п. 62 ст. 17 ФЗ РФ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, включена перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Рыжков Сергей Николаевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя МИФНС России № 9 по Тульской области 11.10.2007г., осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на основании лицензии № АСС-71-306412, выданной Министерством транспорта РФ в лице УГАН по Тульской области, сроком действия с 14.11.2007 г. по 14.11.2012 г.
Статьей 2 ФЗ РФ от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ установлено, что лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно ч. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 г. № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров является - соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (п.«б»).
В соответствии с п. 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 09.03.1995 г. № 27 основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются, кроме прочих, мероприятия, направленные на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий; обеспечение необходимыми нормативно-правовыми документами, методическими и информационными материалами, наглядной агитацией для проведения мероприятий по безопасности движения.
Согласно п. 3.1.1 вышеназванного Положения лицо, претендующее на работу в организации в качестве водителя, может быть принято на эту работу при условии: наличия у него водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории; наличия документа о прохождении в установленные сроки медицинского освидетельствования; соответствия его квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик требованиям, установленным для конкретного вида перевозок.
Согласно п. 3.1.2 названного выше Положения организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно - транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству.
В соответствии с п.3.3.1. Положения организация обеспечивает прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. В организации должен осуществляться контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских освидетельствований.
Согласно Требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемым при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 30.03.94 № 15 при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий:
- обеспечивают надежность водительского состава за счет: организации стажировки водителей, вновь принятых на работу на предприятие или переводимых на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок (п. 2.3.2); регулярного информирования водителей о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения (п. 2.3.3); соблюдения установленных режимов труда и отдыха водителей (п. 2.3.6); обеспечения своевременного прохождения водителями медицинского освидетельствования, контроля состояния водителей перед выездом на линию (п. 2.3.7).
Приказом Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 г. № 152 «Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов» утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, срок их хранения, применяющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
В соответствии с п.2.2. «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.97г. №2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся: организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей.
В силу п. 2.3.3. вышеназванного Положения контроль за соблюдением установленного законодательством РФ режима труда и отдыха водителей осуществляется владельцами автобусов.
Положение о порядке проведения служебного расследования, утвержденное Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР № 49 от 26.04.1990 г., устанавливает порядок проведения служебного расследования, его обязательность.
В соответствии с п. 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 647 от 29.06.1995 г. владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
В соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей, утвержденным Приказом Министерства транспорта и связи РФ от 20.08.2004 г. № 15 лицами, осуществляющими перевозочную деятельность, должен быть организован контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, путем ведения документации по учету рабочего времени и времени отдыха.
Согласно ст. 20 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 23 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Согласно ч.3 ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии одного из поводов, предусмотренных ч.1 ст.28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, поводом к возбуждению дела послужило непосредственное обнаружение должностным лицом Управления государственного автодорожного надзора по Тульской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в ходе проведенной проверки предпринимателя Рыжкова С.Н. достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (ч.3 ст.14.1 КоАП РФ), о чем в присутствии предпринимателя Рыжкова С.Н. был составлен протокол об административном правонарушении от 16.03.2011 г. № 000176.
В соответствии с ч.3 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Как следует из Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (п.п.б п.2), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 398, при реализации своих полномочий данная Федеральная служба осуществляет специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской транспортной инспекции, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта. В соответствии с п.п.в п.2 Положения работники Службы обладают правами и полномочиями федеральных государственных служащих Российской транспортной инспекции, осуществляющих инспекторские функции.
Таким образом, данный протокол об административном правонарушении составлен в пределах компетенции должностного лица.
Факт совершения предпринимателем Рыжковым С.Н. вышеописанного административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в частности, актом проверки от 16.03.2011 г. № 46/07, протоколом об административном правонарушении от 16.03.2011г. № 000176, и не оспаривается лицом, привлекаемым к административной ответственности (см. протокол об административном правонарушении).
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает назначение наказания для должностных лиц в виде наложения административного штрафа в размере от трех до четырех тысяч рублей.
Исследовав представленные материалы, суд пришел к выводу об отсутствии смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств по делу.
Вместе с тем, исходя из принципа соразмерности назначаемого наказания совершенному правонарушению, суд считает возможным назначить предпринимателю наказание, предусмотренное ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 3000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Привлечь индивидуального предпринимателя Рыжкова Сергея Николаевича, 15.02.1974г. рождения, уроженца г. Новомосковск Тульской области, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя МИФНС России № 9 по Тульской области 11.10.2007 г., проживающего по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Трудовые резервы, д. 65, кв. 79, к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, в виде взыскания административного штрафа в размере 3000 руб. в доход соответствующего бюджета.
Реквизиты платежа:
Наименование получателя платежа: УФК МФ РФ по Тульской области
Управление государственного автодорожного надзора по Тульской области
ИНН 7107021888 / КПП 710301001
Код ОКАТО: 70401000000
Номер счета получателя платежа: 40101810700000010107
Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Тульской области, г.Тула
БИК: 047003001
Наименование платежа: административный штраф Управления государственного автодорожного надзора по Тульской области
КБК: 106 116 900 400 400 00 140
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Тульской области.
Решение вступает в законную силу по истечении 10-и дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.