Решение по делу № 3а-512/2019 от 02.07.2019

Дело ***а-512/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.

при секретаре Сигаревой Е.Е.,

с участием прокурора Удачина И.Б.,

с участием представителя административного истца <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Барнаульской городской Думе о признании недействующим в части Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***,

у с т а н о в и л:

административный истец <данные изъяты> обратилась в суд с административным исковым заявлением к Барнаульской городской Думе о признании недействующим решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края» в части установления на Карте градостроительного зонирования территориальной зоны ДС4 (зона садоводческих, огороднических и дачных хозяйств) в границах земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>

В обоснование требований истец указала, что является собственником вышеуказанного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Данный земельный участок согласно Генеральному плану городского округа – <адрес> находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в связи с чем истец решила возвести на нем административное здание. Однако в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа – <адрес> участок находится в территориальной зоне ДС (зона садоводческих, огороднических и дачных хозяйств), где не предусмотрено размещение объектов административного назначения для оказания услуг населению. Согласно ответу комитета по строительству, архитектуре и развитию <адрес> предложение <данные изъяты> об изменении территориальной зоны с ДС на Ж4 отклонено. Отнесение Правилами землепользования и застройки городского округа – <адрес> спорного земельного участка к территориальной зоне садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС) противоречит Генеральному плану городского округа – <адрес>, в соответствии с которым земельный участок истца находится в функциональной зоне индивидуальной застройки с участками, чем нарушены требования ст.ст.31,34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем административный истец считает свои права нарушенными и обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Административный истец <данные изъяты> в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты> настаивала на удовлетворении исковых требований по изложенным в исковом заявлении доводам. Пояснила, что в административном исковом заявлении ошибочно указано о то, что территориальная зона Ж4 изменена на зону ДС решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, фактически территориальная зона ДС (зона садоводческих, огороднических и дачных хозяйств) установлена решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***. Также представитель истца пояснила, что земельный участок по адресу: <адрес> административный истец приобрела в собственность с целью строительства на нем, как и на двух соседних земельных участках, также принадлежащих ей на праве собственности, административного здания – туристической фирмы. Все соседние земельные участки не используются для ведения садоводства, на них расположены либо индивидуальные жилые дома, либо объекты для оказания услуг населению (банные комплексы, ресторан), которые были возведены и узаконены до изменения территориальной зоны Ж.4 на зону ДС.

Представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. До судебного заседания ими представлен письменный отзыв на иск об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д.54-61 т.1). В отзыве указано, что оспариваемое решение Барнаульской городской Думы принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Генеральный план городского округа - <адрес> является документом долгосрочного планирования, поэтому Правила землепользования и застройки <адрес> могут расходиться с его положениями. При этом действующее законодательство не содержит норм, обязывающих принимать и вносить полностью соответствующие Генеральному плану изменения в Правила землепользования и застройки.

При таких обстоятельствах, руководствуясь требованиями ст.ст.150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

При рассмотрении дела судом установлено, что Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***) «Об утверждении Генерального плана городского округа - <адрес> Алтайского края») утвержден Генеральный план городского округа - <адрес> Алтайского края.

Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***) «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края» утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края (далее также – Правила землепользования и застройки <адрес>), приложениями к которым являются Карта градостроительного зонирования городского округа – <адрес> (Приложение 1), Карта зон с особыми условиями городского округа – <адрес> (Приложение 2).

В настоящее время Правила землепользования и застройки <адрес> действуют с учетом внесения в них изменений решениями Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***.

При этом ДД.ММ.ГГ Барнаульской городской Думой принято решение *** «О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края» (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***)», которым Приложение 1 к ним изложено в новой редакции (л.д.65-74 т.1).

После внесения данных изменений территориальная зона в границах земельного участка по адресу: <адрес> Ж.4, к основному виду разрешенного использования в которой согласно градостроительному регламенту (ст.64 Правил землепользования и застройки <адрес>) относились, в том числе, объекты административного назначения для оказания услуг населению (юридические консультации, страховые, нотариальные и риэлтерские конторы, туристические агентства, рекламные агентства, копировальные центры, кредитно-финансовые учреждения и другие подобные объекты), кроме встроенных, изменена на территориальную зону ДС (зона садоводческих, огороднических и дачных хозяйств), среди видов разрешенного использования в которой размещение объектов административного назначения для оказания услуг населению не предусмотрено.

В настоящее время Правила землепользования и застройки <адрес> в оспариваемой части действуют в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (л.д.74 т.1).

Поскольку Правила землепользования и застройки <адрес> являются нормативным правовым актом, так как отвечают признакам нормативности, а именно содержат правовые нормы (правил поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам территориального планирования, землепользования и застройки на территории <адрес> Алтайского края, суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ, ему присвоен кадастровый ***, отнесен к землям населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения садоводства, площадь участка – <данные изъяты> (выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта – л.д.15-16 т.1).

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> приобрела право собственности на данный земельный участок, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д.15-16 т.1).

<данные изъяты> обратилась в Комитет по строительству, архитектуре и развитию <адрес> с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки <адрес> в части изменения территориальной зоны садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС) на зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4), однако письмом от ДД.ММ.ГГ *** ей отказано в удовлетворении заявления, поскольку участок территориальная зона ДС соответствует сложившейся планировке территории и существующему землепользованию. Кроме того, территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (л.д.17 т.1).

В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Из представленных сторонами в материалы административного дела доказательств следует, что установление территориальной зоны садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС) в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в результате принятия оспариваемого решения лишает административного истца возможности реализовать права собственника, в связи с чем <данные изъяты> на основании ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным истцом по настоящему требованию.

При этом порядок принятия Правил землепользования и застройки <адрес>, а также порядок внесения в них изменений не нарушен, так как требования Устава муниципального образования - <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, Устава муниципального образования - <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решений были соблюдены. Решения приняты по результатам публичных слушаний, официально опубликованы (обнародованы) в установленном порядке и внесены в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными административным ответчиком доказательствами, а также вступившими в законную силу решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, по административному делу *** решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, по административному делу ***; решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу ***.

Кроме того, по данному основанию нормативный правовой акт административным истцом не спаривается.

Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта в части установления территориальной зоны садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС) положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (п. 1); территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (п. 2); функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п. 5); градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6).

Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план городского округа (п.2 ч.1 ст.18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Документом территориального зонирования выступают Правила землепользования и застройки (п.8 ст.1 настоящего кодекса).

В соответствии с ч.3 ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (здесь и далее нормы градостроительного законодательства приведены в редакции, действовавшей на дату изменения территориальной зоны) документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

На основании ч.ч.3,9 ст.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

Согласно п.п.2,4 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного ч.6 ст.18 данного кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Из приведенных норм следует принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития, перед правилами землепользования и застройки, которые должны соответствовать генеральному плану.

Согласно Генеральному плану городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах функциональной зоны индивидуальной застройки с участками (л.д.64,122 т.1).

Как установлено в ходе рассмотрения дела, административный истец желает использовать земельный участок в соответствии с функциональной зоной, определенной Генеральным планом городского округа - <адрес> Алтайского края и Правилами землепользования и застройки <адрес> Алтайского края (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***), а именно – для возведения объекта административного назначения для оказания услуг населению (туристическое агентство).

В силу ст.88 Правил землепользования и застройки <адрес>, определяющей градостроительный регламент территориальной зоны садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС), к основным видам разрешенного использования отнесены объекты садоводческих, огороднических товариществ; канализационные насосные станции для перекачки бытовых и поверхностных сточных вод; электростанции, распределительные подстанции, трансформаторные подстанции, центральные тепловые пункты, тяговые подстанции, повысительные водопроводные насосные станции, газораспределительные пункты, блочные газорегуляторные пункты, шкафные газорегуляторные пункты и другие подобные объекты; очистные сооружения поверхностного стока открытого типа; очистные сооружения поверхностного стока закрытого типа; антенны сотовой, радиорелейной и спутниковой связи; автоматические телефонные станции, концентраторы, узловые автоматические телефонные станции, необслуживаемые регенерационные пункты под телекоммуникационное оборудование; огороды; защитные сооружения гражданской обороны, в том числе встроенные; пункты охраны правопорядка, в том числе встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные; жилые дома, садовые дома; к условно разрешенным видам использования отнесены: объекты розничной торговли; котельные мощностью до 50 Гкал/ч; погреба; личное подсобное хозяйство. К вспомогательным видам разрешенного использования отнесены: административно-бытовые здания управления; хозяйственные постройки; индивидуальные бани и сауны; надворные уборные, биотуалеты, компостные устройства; резервуары для воды, шахтные и мелкотрубные колодцы; навесы для автомобилей; гаражи; площадки для установки контейнеров; открытые спортивные площадки; пруды; объекты пожарной охраны (гидранты, резервуары, пожарные водоемы).

Таким образом, строительство объекты административного назначения для оказания услуг населению в данной территориальной зоне запрещено.

Статья 64 Правил землепользования и застройки <адрес> определяет градостроительный регламент территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4), данная территориальная зона в качестве основного вида разрешенного использования предусматривает размещение объектов административного назначения для оказания услуг населению (юридические консультации, страховые, нотариальные и риэлтерские конторы, туристические агентства, рекламные агентства, копировальные центры, кредитно-финансовые учреждения и другие подобные объекты), кроме встроенных; (подп.1 п.1).

Таким образом, Правила землепользования и застройки <адрес> в оспариваемой части противоречит ч.ч.3,9 ст.31, п.2 и п.4 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Генеральному плану городского округа - <адрес> Алтайского края, что является основанием для удовлетворения административных исковых требований и признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим в соответствии с п.1 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Утверждение стороны административного ответчика о том, что в законодательстве отсутствует правовая норма, которая бы требовала соответствия Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края Генеральному плану городского округа - <адрес> судом не принимается во внимание как противоречащее нормам градостроительного законодательства.

Принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и в связи с его принятием административный истец не мог реализовать свое право собственника по использованию земельного участка, суд признает его не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.

На основании п.2 ч.4 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Руководствуясь статьями 175 - 180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

административное исковое заявление <данные изъяты> удовлетворить.

Признать Приложение 1 «Карта градостроительного зонирования городского округа - <адрес>» Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в части установления территориальной зоны ДС (зона садоводческих, огороднических и дачных хозяйств) в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> - недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете «Вечерний Барнаул», а также на официальном сайте <адрес> в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.

Судья Ю.В.Гончарова

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГ.

3а-512/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Алтайского края
Блошкина Наталья Станиславовна
Ответчики
Барнаульская городская Дума
Другие
Колобаева Анна Владимировна
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
31.08.2020Регистрация административного искового заявления
31.08.2020Передача материалов судье
31.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.08.2020Предварительное судебное заседание
31.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
31.08.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
31.08.2020Судебное заседание
27.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
27.11.2019Дело оформлено
27.11.2019Дело передано в архив
17.12.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
17.12.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.01.2020Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
23.01.2020Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
07.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее