Дело № 5-99/2015
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
с. Объячево 11 июня 2015 года
Судья Прилузского районного суда Республики Коми Родионов А.В.,
при секретаре Новиковой Е.П.,
с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – Куликова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, ул. Мира, д.72,
дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования «Прилузский спортивно-технический клуб совета регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ России по Республике Коми» (далее – Прилузский СТК ДОСААФ России по Республике Коми) ИНН №, ОГРН №,
привлекаемое к административной ответственности по статье 14.1 ч.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
В Прилузский районный суд Республики Коми поступило дело об административном правонарушении в отношении Прилузского СТК ДОСААФ России по Республике Коми в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.1 ч.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от 26.05.2015, составленному ведущим специалистом-экспертом Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Республики Коми ФИО1, на основании приказа Министра образования Республики Коми от 15.04.2015 №, с 22 по 29 мая 2015 года проведена выездная плановая проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности Прилузского СТК ДОСААФ России по Республике Коми, расположенного по адресу: Республика Коми, <адрес>.
В ходе проведенной проверки были выявлены грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам подготовки водителей транспортных средств, в связи с чем принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица.
Ведущим специалистом-экспертом Управления Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Республики Коми ФИО1 представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Министерства образования.
Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства образования.
В судебном заседании директор Прилузского СТК ДОСААФ России по Республике Коми Куликов С.А. вину в совершении инкриминируемого административного правонарушения признал полностью, пояснив, что нарушения Положения о лицензировании образовательной деятельности имеют место и в настоящее время принимаются меры для их устранения. Кроме того, Куликов С.А. указал, что на момент проведения проверки преподаватель медицины Прилузского СТК ДОСААФ России по Республике Коми не имел педагогического образования.
Выслушав объяснения лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Административным правонарушением, в силу ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ, признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч.1 ст.2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч.1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, согласно которому установлен порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение.
Согласно указанному Положению к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности предъявляются требования о наличии педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, а также наличие согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, а также ее заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям. При этом невыполнение указанных лицензионных требований и условий относено к грубым нарушениям.
В судебном заседании установлено, что на момент проведения выездной проверки и в настоящее время в деятельности Прилузский СТК ДОСААФ России по Республике Коми имеются нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам подготовки водителей транспортных средств, а именно: отсутствует заключение Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям - для образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств, в нарушение лицензионных требований установленных п.п. «е» п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966. Отсутствуют программы подготовки водителей автомототранспортных средств, утвержденные руководителем образовательной организации и согласованные с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, в нарушение лицензионных требований установленных п.п. «е» п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966. Отсутствуют педагогические работники, заключившие с лицензиатом трудовые договора, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, для осуществления образовательной деятельности по реализуемой образовательной программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств, в нарушение лицензионных требований, установленных п.п. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966.
Совершение юридическим лицом административного правонарушения наряду с протоколом об административном правонарушении подтверждается:
- приказом Министра образования Республики Коми от 15.04.2015 № «О проведении плановой выездной проверки Прилузского СТК ДОСААФ России по Республике Коми с целью установления соответствия (несоответствия) лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении образовательной деятельности (л.д.6-7).
- лицензией № от 13 мая 2013 года выданной Министерством образования Республики Коми Прилузскому СТК ДОСААФ России по Республике Коми на право осуществления образовательной деятельности (л.д. 11-12).
- копиями писем главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Республике Коми ФИО2 от 30.10.2014, 17.12.2014, согласно которым рассмотрены заявления начальника Прилузского СТК ДОСААФ России по Республике Коми о согласовании программ подготовки водителей автомототранспортных средств. В согласовании программ отказано с указанием действий, которые необходимы выполнить для устранение имеющихся недостатков.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля сотрудник ОГИБДД ОМВД России по Прилузскому району ФИО3 пояснил, что в настоящее время в Прилузском районе только ДОСААФ проводит обучение лиц, желающих получить водительские права. Однако с 12 августа 2014 года данная организация фактически не функционирует, в связи с вступлением в силу приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», согласно которому образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кандидатов водители обязаны согласовать с ГИБДД программы подготовки водителей и получить от органов ГИБДД заключение о соответствии учебно-материальной базы. В связи с тем, что Прилузский ДОСААФ не имеет такой согласованной программы, то с 12 августа 2014 года до настоящего времени обучение не осуществляется. Кроме того, без согласования программы обучения невозможно получить заключение ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям. До настоящего времени уже дважды руководство ДОСААФ обращалось за согласованием программы, но им было отказано в связи с наличием недостатков.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, в том числе показания представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, признавшего факт совершения инкриминируемого административного правонарушения, прихожу к выводу о наличии в действиях юридического лица – Прилузского СТК ДОСААФ России по Республике Коми события и состава вменяемого административного правонарушения.
Установлено, что с 12 августа 2014 года Прилузское СТК ДОСААФ России по Республике Коми не проводит обучение кандидатов в водители в связи с несоответствием требований Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966.
В октябре и ноябре 2014 года руководство Прилузского СТК ДОСААФ России по Республике Коми обращалось в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Республики Коми для согласования программ подготовки водителей автомототранспортных средств, а также получения заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям. Однако в согласовании программ и получения заключения было отказано, в связи с наличием нарушений.
С 17 декабря 2014 года, то есть с момента последнего рассмотрения обращения руководства Прилузского СТК ДОСААФ России по Республике Коми Главным госинспектором безопасности дорожного движения Республики Коми до 22 мая 2015 года, то есть до момента проведения плановой проверки прошло пять месяцев, в течение которых руководство Прилузского СТК ДОСААФ России по Республике Коми не предприняло надлежащих мер по выполнению лицензионных требований и условий, в связи с чем допустило грубые нарушения Положения о лицензировании образовательной деятельности.
Таким образом, юридическое лицо - Прилузский СТК ДОСААФ России по Республике Коми, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.1 ч.4 КоАП РФ.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 и 29.9 КоАП РФ, влекущих прекращение производства по делу, не имеется.
Санкция статьи 14.1 ч.4 КоАП РФ предусматривает ответственность для юридических лиц в виде штрафа в размере от сорок тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность юридического лица, в соответствии с п.1 ч.1 ст.4.2 КоАП РФ судья признает раскаяние лица, совершившего административное правонарушение. Обстоятельств, предусмотренных ст. 4.2 КоАП, отягчающих административную ответственность, в данном случае не установлено.
Отсюда, при назначении административного наказания судья учитывает характер административного правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, мнение представителя Министерства образования и считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи.
Руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования «Прилузский спортивно-технический клуб совета регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ России по Республике Коми» ИНН №, ОГРН №, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 ч.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа: УФК РФ по Республике Коми (Министерство образования Республики Коми 04071А20710), ИНН 1101481133, КПП 110101001, ГРКЦ НБ Республика Коми Банка России г. Сыктывкар БИК 048702001 ОКТМО 87 701 000 0000 счет 40101810000000010004 код доходов 07711607000016000 140, протокол об административном правонарушении № от 26.05.2015.
Согласно ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный ст. 32.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления.
Жалоба может быть подана в тот же срок непосредственно в Верховный суд Республики Коми.
Судья А.В.Родионов