Дело № 2-1-5586/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Чистовой А.В.,
при секретаре Гундоричевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 22 июля 2019 года гражданское дело по иску Светницкого Н. Н.ча к Городской Управе города Калуги о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в суд с иском к Городской Управе г. Калуги о предоставлении во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам, предъявляемым к жилому помещению, в границах городского округа «Город Калуга», общей площадью не менее 55,9 кв.м. В обоснование иска ссылался на то, что проживает на основании договора социального найма в двух комнатах в квартире, находящейся в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, не отвечающем требованиям безопасности.
В судебном заседании, назначенном на ДД.ММ.ГГГГ, был объявлен перерыв до ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Светницкий Н.Н. в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, письменно просил провести судебное заседание без его участия.
Представитель истца по доверенности Виноградов Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Третье лицо Светницкая Н.И. и ее представитель Виноградов Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Городской Управы города Калуги и третьего лица УЖКХ г. Калуги по доверенностям Яковенко Т.А. возражала против удовлетворения иска.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела №, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Судом установлено, что Светницкий Н.Н., Светницкая Н.И. зарегистрированы и проживают в 16-ти комнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, состоящей из двух комнат, жилой площадью 37,2 кв.м, общей площадью 56,9 кв.м, что подтверждается дополнительным соглашением к договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из домовой книги, выписками из финансовых лицевых счетов, открытых на имя Светницкого Н.Н.
Постановлением Городской Управы г. Калуги № 8519-пи от 15.07.2016 года указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения физических и юридических лиц до 12.07.2019 года. Согласно Постановлению Городской Управы г. Калуги № 4461-пи от 13.05.2019 года внесены изменения в пункт 2 Постановления Городской Управы г. Калуги № 8519-пи от 15.07.2016 года, установлен иной срок отселения физических и юридических лиц до 12.07.2022 года.
Согласно Постановлению Городской Управы г. Калуги от 28.04.2017 №4666-пи жилое помещение, состоящее из двух комнат жилой площадью 37,2 кв.м. в муниципальной коммунальной квартире общей площадью 367,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания.
Из экспертного заключения №, выполненного ООО «Фактор НК» в 2016 году, следует, что жилой дом является непригодным для проживания по причине его аварийности, дальнейшее использование здания невозможно, существует угроза жизни и здоровью проживающих в доме лиц.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, составленное ООО «Фактор НК» ДД.ММ.ГГГГ специалистами ООО «Фактор НК» произведен осмотр спорного жилого дома, на период осмотра выявлено, что какие-либо работы по усилению несущих конструкций жилого многоквартирного дома не производились, техническое состояние здания представляет угрозу жизни и здоровью проживающим в многоквартирном жилом доме.
В материалы дела представлена справка Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Калуги от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой Свентицкий Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в органе местного самоуправления города Калуги на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в настоящее время в общем списке очередников его очередь №. Во включении в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, семье Свентицкого Н.Н. отказано в связи с наличием в собственности его дочери 2/3 долей в праве на жилое помещение общей площадью 80,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Между тем, как следует из пояснения третьего лица Свентицкой Н.И. в вышеуказанном жилом помещении проживает дочь истца Свентицкая Е.Н., двое ее несовершеннолетних детей, и двоюродная сестра Свентицкой Е.Н., в связи с чем проживание в указанном помещении совместно с указанными лицами невозможно.
В качестве доказательств фактического проживания истца с спорном жилом помещении в материалы дела были представлены следующие документы: справка УМВД России по г. Калуге от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, согласно которой истец фактически проживает по адресу: <адрес>, совместно с ним проживает его супруга Свентицкая Н.И., копии квитанций об оплате коммунальных услуг за период с января 2019 г. по май 2019 года, фотографии спорного жилого помещения, в частности общего коридора, двух комнат, из которых суд усматривает, что данное помещение, является жилым и фактически используется истцом и его супругой.
Кроме того, в материалах дела имеется справка ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадатсра и картографии по Калужской области» от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой сведения о правах на недвижимое имущество, зарегистрированного на имя Свентицкого Н.Н. и Свентицкой Н.И. в ЕРГН отсутствуют.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за 2 квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 16 сентября 2009 года, в соответствии с п.п. 1, 8, 9 ч.1 ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и, юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст.ст. 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Ввиду изложенной позиции Верховного Суда РФ, а также приведённых доказательств, суд находит несостоятельным довод представителя ответчика, что установленный срок отселения не даёт право истцу требовать предоставления жилого помещения вне очереди, т.е. сразу после вступления решения в законную силу.
Также несостоятелен довод представителя ответчика, что истец не имеют право на отселение из спорного жилого помещения, поскольку не состоят на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, ввиду следующего.
Как указано выше, ответчик признал всех жильцов дома, в том числе истцов, имеющими право на отселение, каких-либо исключений не имеется. Закон не связывает осуществление права на внеочередное предоставление жилого помещения по ст. 89 ЖК РФ с какими-либо обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости в улучшении жилищных условий.
С учетом установленных обстоятельств по делу, при разрешении данного спора подлежат применению положения пункта 1 статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которых граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу. Обязанность по представлению такого жилого помещения возлагается на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявших решение о сносе такого дома.
Согласно положениям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 85-88 настоящего кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Таким образом, учитывая изложенное, на Городскую Управу города Калуги возлагается обязанность по предоставлению истцам жилого помещения по договору социального найма в черте города Калуги общей площадью не менее 55, 9 кв.м.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Светницкого Н. Н.ча о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Городскую Управу города Калуги предоставитьСветницкому Н. Н.чу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 55, 9 кв.м, в черте города Калуги.
Решение суда может быть обжаловано в Калужский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение составлено 29.07.2019 года.
Председательствующий А.В. Чистова