Гражданское дело № 2-3653/2017
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
18 сентября 2017 года г. Ногинск
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Загузова С.А.,
при секретаре Дерябиной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, ФИО к Васильеву Артему Олеговичу о прекращении права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, ФИО обратилась в суд с иском к Васильеву Артему Олеговичу о прекращении права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета и просила суд:
-прекратить право пользования Васильева А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением – квартирой по адресу: <адрес>.
В обоснование поданного заявления ФИО ссылалась на то, что ей и ее двум дочерям – ФИО и ФИО на праве долевой собственности принадлежит 42/100 доли в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>. Указанные доли квартиры принадлежат им на праве собственности на основании договора купли-продажи доли квартиры от 05 июля 2007 года. 29 сентября 2007 года ФИО вступила в брак с Васильевым А.О. и 18 февраля 2010 года он был зарегистрирован в указанной квартире. Истец также указывает, что 19 января 2016 года на основании решения мирового судьи 144 судебного участка Ногинского судебного района Московской области брак между истцом и ответчиком был расторгнут. После расторжения брака ответчик не снялся с регистрационного учета из указанной квартиры, в квартире не проживает, оплату коммунальных услуг не производит. Регистрация ответчика в квартире ограничивает права истца и несовершеннолетних дочерей как собственников квартиры по владению, пользованию и распоряжению. Ответчик не является членом семьи истца, совместного хозяйства не ведет, расходы по содержанию жилого помещения не несет. В связи с изложенным, истец обратился в суд с данным иском.
Истец ФИО, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, ФИО в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, приведя суду доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Васильев А.О. в судебное заседание не явился, о явке в суд извещался надлежащим образом (л.д. 41, 50, 51).
Представитель ответчика, адвокат Мурашкина Н.М., назначенная судом по ст. 50 ГПК РФ, в судебное заседание не явилась, о явке в суд извещена надлежащим образом, представила ходатайство о возможности рассмотрения дела в ее отсутствие, просит в иске отказать, ссылаясь на то, что ей не известна позиция ответчика.
Представитель третьего лица ОВМ МУ МВД России «Ногинское» в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 24).
Третьи лица Прокопчук В.К., Бурмистрова П.В. и Макарова Н.А. в судебное заседание не явились, о явке в суд извещались надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного процесса.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В силу ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу ч. ч. 1 и 4 ст. 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц (помимо супругов) с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.
Правовые последствия отсутствия бывших членов семьи собственника жилого помещения в жилом помещении по причине выезда из него ЖК РФ не регламентирует.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п.5 Постановления Пленума №14 от 02.07.2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п.13 и п.14 Постановления Пленума №14 от 02.07.2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с нормами ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (п. 1).
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника (п. 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ч. 1 и 2 ст. 288 ГК РФ, Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан.
Согласно ч. 2 ст. 292 ГК РФ переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам необходимо выяснить, по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
При этом также необходимо учитывать, что отсутствие у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.
Исходя из положений приведенных выше правовых норм суду при разрешении спора следовало, в том числе, установить факт добровольного либо вынужденного выезда ответчика из спорного жилого помещения, обстоятельства, препятствующие его вселению в жилое помещение после достижения ответчиком совершеннолетнего возраста, приобретение им права пользования иным жилым помещением.
Судом установлено, что квартира по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности: Макаровой Н.А. – 30/100, ФИО – 42/300, ФИО – 42/300, Майоровой М.А. – 42/300, Бурмистрову П.В. – 28/100 (л.д. 26-31).
В указанной квартире зарегистрированы: Прокопчук В.К. с 09 марта 2006 года, ФИО, ее несовершеннолетние дочери – ФИО, ФИО с 31 июля 2007 года и ФИО с 10 июня 2008 года, Бурмистров П.В. с 10 декабря 2016 года и Васильев А.О. с 18 февраля 2010 года (л.д. 9, 32, 32-оборот).
Судом также установлено, что брак, заключенный между Васильевым А.О. и ФИО прекращен 15 марта 2016 года на основании решение мирового судьи 144 судебного участка Ногинского судебного района (л.д. 8).
В силу ч. 1 ст. 68 ГПК РФ, объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Из объяснений истца установлено, что ответчик в жилом помещении по адресу: <адрес>, не проживает с 2014 года, оплату жилья и коммунальных услуг не производит.
Таким образом, принимая во внимание, что ответчик в спорном жилом помещении не проживает в течение продолжительного времени, бремя содержания жилья не несет, членом семьи истца в настоящее время не является, препятствия в пользовании жилым помещением ему не чинятся, суд приходит к выводу, что отсутствие ответчика в жилом помещении не носит временного и вынужденного характера, последний добровольно отказался от права пользования им.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, ФИО к Васильеву Артему Олеговичу о прекращении права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета, удовлетворить.
Признать Васильева Артема Олеговича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прекратившим право пользования жилым помещением – квартирой по адресу: <адрес>.
Решение суда является основанием, для снятия Васильева Артема Олеговича, ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Ногинский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья