Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-182/2012 ~ М-163/2012 от 03.04.2012

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 апреля 2012 года               город Нижний Новгород

Нижегородский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Трофимова Н.В., с участием заявителя Быков А. Ю., при секретаре судебного заседания Орловой Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части капитана Быков А. Ю., об оспаривании решения начальника отдела Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУ «Западрегионжилье») об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

установил:

Быков А. Ю. обратился в военный суд с заявлением, в котором указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он проходит военную службу на офицерских должностях, с ДД.ММ.ГГГГ зачислен в распоряжение командира войсковой части в связи с организационно-штатными мероприятиями. По поданному заявлению о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, начальником отдела ФГУ «Западрегионжилье» ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение об отказе в принятии на жилищный учет в связи с тем, что супруга прекратила право пользования жилым помещением, а срок для принятия соответствующего решения не истек.

Не соглашаясь с данным решением, Быков А. Ю., с учетом письменных уточнений, просил суд:

- признать незаконным решение начальника отдела ФГУ «Западрегионжилье» об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать начальника отдела ФГУ «Западрегионжилье» отменить свое решение от ДД.ММ.ГГГГ и вновь рассмотреть вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения гражданского дела начальник отдела ФГУ «Западрегионжилье» в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть дело в ее отсутствие.

Согласно статье 257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. На основании изложенного, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия не явившегося начальника отдела ФГУ «Западрегионжилье».

В судебном заседании Быков А. Ю. настаивал на удовлетворении своего заявления и пояснил, что в настоящее время он является военнослужащим, имеющим общую продолжительность военной службы более 10 лет, в связи с принятием им решения об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, обратился с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Также Быков А. Ю. указывает, что действия его супруги по снятию с регистрационного учета в квартире родителей, от приватизации которой она отказалась ранее, не могут учитываться, поскольку согласно п. 4 Инструкции, утвержденной приказом Минобороны РФ они не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из заявления Быков А. Ю., поданного в адрес жилищных органов Министерства обороны РФ, усматривается, что заявитель просит принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Из копии послужного списка, а также копии справок войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ и следует, что заявитель имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет, проходит военную службу в войсковой части .

Выпиской из приказа командира войсковой части подтверждается, что Быков А. Ю. освобожден от занимаемой воинской должности и зачислен в распоряжение, контракт о прохождении военной службы заключен до ДД.ММ.ГГГГ.

Состав семьи, состоящей из трех человек усматривается из копии справки войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ и копий свидетельства о заключении брака и рождении ребенка.

Копиями справок войсковой части и , войсковой части и Нижегородской КЭЧ подтверждается, что Быков А. Ю. во время прохождения военной службы жилым помещением не обеспечивался.

Сообщениями об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления федеральной регистрационной службы по Нижегородской и Тульской областях и справками Бюро технической инвентаризации подтверждается отсутствие у Быков А. Ю. и членов его семьи прав собственности на объекты недвижимого имущества.

Согласно копиям паспортов и выписке из домовой книге, заявитель с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время был зарегистрирован по месту службы, а его супруга Быкова Т.В. была постоянно зарегистрирована до ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - по месту службы супруга.

Из копий договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и , ордера на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что квартира по адресу <адрес> выделенная в т.ч. и на супругу заявителя принадлежит на праве собственности Романов В.А. и Романова Л.Г. (отец и мать жены заявителя).

Копией свидетельства о регистрации по месту пребывания , а также квитанциями МУ ГСЭЗ с ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что фактически Быкова Т.В. не проживала по адресу <адрес> была зарегистрирована по месту пребывания по адресу воинской части, где проходил службу ее супруг.

Допрошенная в судебном заседании свидетель Быкова Т.В. (Романова Л.Г. - супруга заявителя пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ на семью, в том числе и на нее, была выделена квартира по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она вступила в брак с Быков А. Ю., с которым в ДД.ММ.ГГГГ года убыла вместе с ним к месту его службы в <адрес>, в связи с чем она отказалась от приватизации квартиры. Кроме этого, она пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ проживала с мужем в <адрес> на съемных квартирах, и имела регистрацию по месту пребывания, а на регистрационном учете находилась лишь по причине того, что была включена в региональную очередь на «ЭКО». После рождения дочери, в ДД.ММ.ГГГГ она снялась с регистрационного учета и зарегистрировалась по месту прохождения службы мужа.

Из решения от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что начальником отдела ФГУ «Западрегионжилье» было отказано Быков А. Ю. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с тем, что его супруга, отказавшись от приватизации в квартире, сохранила за собой право пользования в размере 38,4 кв.м., т.е. более учетной нормы на их семью, состоящей из 3 человек.

Согласно ч. 5 ст. 5 ЖК РФ, федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. При этом, в соответствии с ч. 6 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда РФ гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента РФ, также относится к компетенции органов государственной власти РФ.

Согласно статье 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В ч. 3 ст. 49 ЖК РФ указано, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Из содержания п. 22 постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при рассмотрении заявлений военнослужащих, оспаривающих препятствия в реализации их права на жилище, следует иметь в виду то, что основания и порядок обеспечения жильем регулируются как нормами жилищного законодательства РФ, так и нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в частности, офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

Следовательно, желая реализовать свое право на обеспечение жилым помещением, заявитель правомерно поставил вопрос о признании его нуждающимся в жилом помещении.

Порядок признания названной категории военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях установлен Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила).

Так, согласно п.п. 1 и 3 Правил, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченный орган).

Для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган заявление, к которому прилагаются соответствующие документы.

В соответствии со ст. 53 ЖК, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из содержания п. 4 Инструкциио предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий, в частности регистрация супругов военнослужащих по адресу воинской части, в которой они проходят военную службу, если до регистрации по адресу воинской части указанные лица произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак.

В судебном заседании установлено, что Быков А. Ю. прекратила семейные отношений с родителями и выехала из ранее занимаемого жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ в связи с вступлением в брак с военнослужащим, убывшим к месту прохождения военной службы в <адрес>, зарегистрировалась по месту пребывания в <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ отказалась от приватизации, а в ДД.ММ.ГГГГ снялась с регистрационного учета по месту жительства в
<адрес> и зарегистрировалась по адресу воинской части.

Кроме этого, нашло свое подтверждение то обстоятельство, что Быков А. Ю. надлежащим образом и в соответствующий орган обратился с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении, вправе избрать основанием увольнения организационно-штатными мероприятиями, имея общую продолжительность военной службы более 10 лет.

Таким образом, названные обстоятельства свидетельствуют о том, что Быкова Т.В. отказавшись от приватизации и выехав из квартиры родителей произвела именно действия по прекращению права пользования жилыми помещениями и в связи с выездом к месту прохождения военнослужащим военной службы при вступлении с ним в брак, что по смыслу вышеназванных правовых норм не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий.

Иных обстоятельств, препятствующих признанию Быков А. Ю. нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в силу ст. 51 ЖК РФ, судом не установлено.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение начальника отдела ФГУ «Западрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии Быков А. Ю. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по из-за не истечения срока для принятия его на жилищный учет, не соответствует приведенным законодательным нормам.

Поскольку оспариваемое решение в силу ст. 255 ГПК РФ нарушает права заявителя и создает препятствие к осуществлению его жилищных прав, суд признает решение начальника отдела ФГУ «Западрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и считает необходимым возложить на указанное должностное лицо обязанность по его отмене.

Кроме этого, для полного восстановления нарушенных прав заявителя суд считает необходимым возложить на начальника отдела ФГУ «Западрегионжилье» также обязанность вновь рассмотреть вопрос о принятии Быков А. Ю. вместе с членами его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Полномочия начальника отдела ФГУ «Западрегионжилье», характеризующиеся контролирующей функций при организации работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями, суд оценивает на основании следующих правовых норм.

Из п. 5 Инструкции следует, что решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов.

Согласно приказу Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции приказа Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ ), уполномоченным органом Министерства обороны РФ определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (далее - ДЖО РФ).

Пункт 2 названного приказа Минобороны России устанавливает, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Минобороны России, в их числе ФГУ «Западрегионжилье».

3 пункт того же приказа Минобороны России возлагает на специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, следующие функции:

- признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном пунктами 3 - 6, 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной ПМО РФ ДД.ММ.ГГГГ ;

- снятие военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 10 Инструкции;

- принятие решения о предоставлении военнослужащим распределенных жилых помещений в соответствии с пунктом 16 Инструкции.

Из п. 1.2 Положения о территориально обособленном отделе - отдел (<адрес>) ФГУ «Западрегионжилье», утвержденного приказом начальника ФГУ «Западрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отдел является территориально обособленным подразделением ФГУ Западрегионжилье, созданным на основании приказа Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Пункт 2.1 названного положения определяет основной задачей отдела организацию работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда МО РФ на определенной п. 1.10 Положения территории (Нижегородская, Владимирская, Ивановская, Рязанская, Костромская области, Республика Коми).

В пунктах 2.2.1, 2.2.2 и 2.2.4. закреплено, что в функции начальника отдела ФГУ «Западрегионжилье» входит прием от военнослужащих документов для признания их нуждающимися в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, проверка представленных документов, а также вынесения заключения по результатам проведенной проверки документов и подготовка проектов решений о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (отказов в принятии решения).

Объем и содержание закрепленных в названных статьях Положения функций отдела не противоречат приказам Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно исследованной судом доверенности на имя начальника отдела ФГУ «Западрегионжилье» Комарова Е.В. начальник ФГУ «Западрегионжилье» уполномочил названное должностное лицо принимать решения:

- о принятии (об отказе в принятии) на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;

- о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях;

- о предоставлении (об отказе в предоставлении) жилых помещений по договорам социального найма;

- о распределении (об отказе в распределении) жилого помещения при определенных условиях.

Внесенные ДД.ММ.ГГГГ изменения в приказ Минобороны России свидетельствует о законодательном закреплении тенденции децентрализации возложенных на ДЖО МО РФ функций по организации работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями, то есть передаче части полномочий ДЖО МО РФ специализированным организациям МО РФ, что способствует укреплению защиты прав военнослужащих, а именно, более оперативному разрешению вопросов, в частности, по предоставлению жилых помещений.

Об этом также свидетельствуют доверенности от начальника ФГУ «Западрегионжилье» и , от Министра Обороны РФ д и д и от начальника ФГУ «Специальное ТУИО» МО РФ по вопросам наделения начальника отдела ФГУ «Западрегионжилье» полномочиями по принятию решений о предоставлении военнослужащим жилых помещений по договорам социального найма, а также по заключению договоров социального найма жилого помещения.

С учетом изложенного, суд приходит к убеждению, что начальник отдела ФГУ «Западрегионжилье», принимая оспоренное заявителем решение, не превысила предоставленных ей полномочий и, кроме этого, уполномочена исполнить возложенные на нее судом обязанности.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199, 257, 258 ГПК РФ, военный суд

решил:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:

- ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░;

- ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

░░░░░                                                                                                      ░.░.░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░                                                          ░.░.░░░░░░

<░░░░░░ ░░░░░░> 23 ░░░░░░ 2012 ░░░░

2-182/2012 ~ М-163/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Быков Андрей Юрьевич
Ответчики
Нач. 2 отд. ФГУ "ЗРУЖО"
Суд
Нижегородский гарнизонный военный суд (Нижегородская область)
Судья
Трофимов Николай Владимирович
Дело на сайте суда
nizegorodskygvs--nnov.sudrf.ru
03.04.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2012Передача материалов судье
03.04.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2012Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее