Дело № 2-1346/2017 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Оса 28 декабря 2017 года
Осинский районный суд Пермского края в составе: судьи Павловой Н.Н., при секретаре Заниной Д.С.,
с участием представителя истца помощника прокурора Еловского района Пермского края Фуриной Н.А.,
представителя ответчика МО МВД России «Осинский» Треногина Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Еловского района Пермского края к Межмуниципальному отделу МВД РФ «Осинский» по Пермскому краю, Министерству Внутренних дел Российской Федерации, третьему лицу Главному управлению МВД России по Пермскому краю о возложении обязанности по соблюдению санитарно-эпидемиологических условий содержания подозреваемых (обвиняемых) в изоляторе временного содержания пункта дислокации с. Елово Пермского края,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Еловского района Пермского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованием о возложении на Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Осинский» по Пермскому краю (далее - МО МВД России «Осинский») обязанность обеспечить уровень искусственной освещенности в камерах изолятора временного содержания пункта полиции (дислокация с. Елово) МО МВД России «Осинский» не менее 150 лк. в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»; обеспечении содержания углерода диоксида в воздухе в камере № изолятора временного содержания пункта полиции (дислокация с. Елово) МО МВД России «Осинский» не более 1,0 л/м3 в соответствии с требованиями СП 12-95 МВД РФ «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел МВД РФ». Об обязании МВД РФ обеспечить финансирование мероприятий: по обеспечению уровня искусственной освещенности в камерах изолятора временного содержания пункта полиции (дислокация с. Елово) МО МВД России «Осинский» не менее 150 лк.; по обеспечению содержанию углерода диоксида в воздухе в камере № изолятора временного содержания пункта полиции (дислокация с. Елово) МО МВД России «Осинский» не более 1,0 л/м3.
В обоснование требований указано, что дата прокуратурой Еловского района совместно с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ «МЧС МВД России по Пермскому краю» проведена проверка соблюдения законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторе временного содержания МО МВД России «Осинский» (дислокация с. Елово), а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при содержании лиц в изоляторе временного содержания. В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что уровень искусственной освещенности в обследованных камерах №№ 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 не соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» и составляет менее 150 лк. Кроме того, из протокола лабораторных исследований воздуха помещений № от 23.08.2017 года следует, что содержание углерода диоксида в пробах воздуха в камере № ИВС не соответствует требованиям СП 12-95 МВД РФ «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел МВД РФ» превышает на 50% предельно допустимые концентрации.
Прокурор Фурина Н.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Уточнила требования в части возложения обязанности на МО МВД «Осинский» в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств.
Представитель ответчика МО МВД России «Осинский» Треногин Е.Ю. исковые требования не признал. Пояснил, что в ИВС <адрес> в целом камеры ИВС соответствует необходимым требованиям, произведён ремонт, присутствует вытяжка, камера № в ИВС <адрес> не была включена в государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд от дата.
Представитель ответчика МВД РФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, суду представлены письменные возражения на иск, в которых просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме (л.д.37-38).
Представитель третьего лица ГУ МВД России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, суду представлены письменные возражения на иск, в которых просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме (л.д.37-38).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию.
Согласно ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторах временного содержания в спорный период регламентировались Федеральным законом Российской Федерации от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 N 950.
В силу ст. 7 Закона N 103-ФЗ, местом содержания под стражей, являются в том числе, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей.
На основании ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В соответствии с пунктами 42-43 "Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. N 950 подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
В силу пункта 45 "Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Согласно положениям Свода правил 12-95 МВД России (СП 12-95) камеры должны иметь естественное освещение и приточную и/или вытяжную вентиляцию. Согласно разделу 1 которых, нормы указанной инструкции должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений органов внутренних дел (полиции).
Приказом МВД РФ от 07.03.2006 N 140-дсп утверждены Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Данным Приказом предусмотрено, что камеры, карцеры, медицинские изоляторы должны иметь естественное освещение, а также искусственное с использованием электроламп.
Судом установлено, что дата прокуратурой Еловского района совместно с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ «МЧС МВД России по Пермскому краю» проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении санитарно-эпидемиологических условия содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания пункта полиции (дислокация <адрес>) МО МВД России «Осинский».
Согласно протокола измерения освещенности № от дата, в десяти камерах ИВС старшим врачом по общей гигиене Е. произведены замеры показателей освещенности. Установлено, что уровень искусственной освещенности в обследованных камерах №№ 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 не соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» и составляет менее 150 лк. (л.д. 7-8).
Согласно протокола лабораторных исследований воздуха помещений № от дата следует, что содержание углерода диоксида в пробах воздуха в камере № ИВС <адрес> не соответствует требованиям СП 12-95 МВД РФ «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел МВД РФ» превышает на 50% предельно допустимые концентрации (л.д. 9-10).
Приказом начальника МО МВД России «Осинский» Пермского края от дата № утверждено положение о службе изолятора временного содержания пункта полиции (дислокация <адрес>) Межмуниципального отдела МВД России «Осинский», согласно которого ИВС является структурным подразделением пункта полиции (дислокация <адрес>) Межмуниципального отдела МВД России «Осинский» (л.д. 11-18).
дата между МО МВД России «Осинский» и Федеральным государственным унитарным предприятием заключен государственный контракт № на выполнение работ по капитальному ремонту здания изолятора временного содержания МО МВД России «Осинский» (дислокация <адрес>), расположенного по адресу: <адрес>, п. 1.3 Контракта установлен срок выполнения работ до дата.
В соответствии с п.п. 64-70 Технического задания предусмотрен демонтаж и установка светильников потолочного или настенного, с нормальными условиями среды, однолампового. Кроме того, положениями п.п. 380-406, 410-418 Технического задания предусмотрена установка вентиляционных систем П1 и В1.
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Стороной ответчика не представлено доказательств о соблюдении надлежащих условий содержания в ИВС в указанный период. При этом, исполнение государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту ИСВ <адрес> за вышеуказанный период, не снимало обязанности с ответчиков оборудовать места временного пребывания обвиняемых и подозреваемых под стражей в соответствии с Правилами внутреннего распорядка, санитарными нормами изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 N 950.
Обязанность по обеспечению надлежащего содержания лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания (дислокация <адрес>), должна быть возложена на МО МВД России «Осинский», как на самостоятельное юридическое лицо, поскольку в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" данные изоляторы являются подразделениями полиции общественной безопасности, финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Таким образом, установлено нарушение порядка содержания в ИВС <адрес> и не соблюдении санитарно-эпидемиологических условий содержания подозреваемых (обвиняемых), уровень искусственной освещенности в обследованных камерах №№ 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 не соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, содержание углерода диоксида в пробах воздуха в камере № ИВС <адрес> не соответствует требованиям СП 12-95 МВД РФ, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Вместе с тем, суд считает необходимым возложить на ответчиков необходимость принять меры по организации необходимых мероприятий, так как непосредственное выполнение работ на ответчиков возложено быть не может.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Еловского района Пермского края Королева А.Н., удовлетворить.
Обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Осинский» по Пермскому краю в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых принять меры:
-по обеспечению уровня искусственной освещенности в камерах изолятора временного содержания пункта полиции (дислокация <адрес>) МО МВД России «Осинский» не менее 150 лк. в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»;
-по обеспечению содержания углерода диоксида в воздухе в камере № изолятора временного содержания пункта полиции (дислокация <адрес>) МО МВД России «Осинский» не более 1,0 л/м3 в соответствии с требованиями СП 12-95 МВД РФ «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел МВД РФ».
Обязать Министерство внутренних дел Российской Федерации обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению уровня искусственной освещенности в камерах изолятора временного содержания пункта полиции (дислокация <адрес>) МО МВД России «Осинский» не менее 150 лк.; - по обеспечению содержанию углерода диоксида в воздухе в камере № изолятора временного содержания пункта полиции (дислокация <адрес>) МО МВД России «Осинский» не более 1,0 л/м3.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 9 января 2018 года.
Судья: подпись
Копия верна
Судья Н.Н. Павлова
Секретарь Д.С.Занина